Библиографическое описание:

Булдакова А. М. Культура и религия в период апогея сталинизма // Молодой ученый. — 2015. — №9.1. — С. 9-13.

В статье рассматриваются особенности развития культуры в СССР в послевоенный период (1946-1953 гг.). Анализируются основные направления и тенденции культурного развития страны в последние годы правления И. В. Сталина.

Ключевые слова: советская культура, культурная политика, сталинизм, космополитизм.

Summary. In the article the author considers the features of cultural development in the USSR during the post-war period (1946-1953). The main directions and tendencies of cultural development of the country in recent years of I. V. Stalin's board are analyzed.

Keywords: Soviet culture, cultural policy, Stalinism, cosmopolitism.

 

Культура России на протяжении всего ХХ века является неотъемлемой частью всей мировой культуры. По мнению некоторых историков именно этот период является самым сложным для изучения. Чем это обусловлено? Прежде всего, стоит отметить, что страна за ХХ век претерпела немало политический изменений и ярких исторический событий, как положительных, так и отрицательных. За период ХХ века страна пережила две мировые войны, ощутила на себе влияние научно-технического прогресса, вследствие чего значительно усилились культурные процессы, как в самой стран, так и во взаимодействии с другими. После завершения военных действий страна переживала начало совершенно нового периода в своем развитии.

Далеко не последнюю роль в возрождении советской культуры послевоенного времени сыграл Иосиф Виссарионович Сталин. Он предлагал создать высокоморальное общество, в котором человек получал бы всестороннее развитие, как физическое, так и умственное. Например, для создания такого общества и совершенствования образованности людей, а так же для культурного роста общества Сталин предлагал сократить рабочий день, сначала до шести, а в последующем и до пяти рабочих часов в день. По факту это был план перехода к строительству коммунистического общества. Первое послевоенное десятилетие принято считать периодом апогея сталинизма, одной из важнейших задач для государства, победившем в одной из самых тяжелый и кровопролитных войн было: восстановление народного хозяйства, культуры, религии и других общественно важных областей, которые в период войны претерпели огромные потери.

Советский период довольно сложен и витиеват, поэтому появляется биполярность в оценках истории отечественной культуры ХХ века. Советская культура- сложное и неоднозначное явление и будет глупо показывать ее лишь со стороны бездумного воспевания коммунизма, т.е. культура периода ХХ века негодна не была монолитной, как в отдельных ее проявлениях, так и в целом и именно в таком ключе ее нужно рассматривать.

Особенность культуры советского периода, заключается в том, что она является прямой наследницей русской культуры. Ее основные черты: гибкость, адаптивность, и т.д.

А каково было отношение к религии в данный период? Стоит отметить, что властями искусственно насаждалась ненависть к христианской церкви, атеизм не был провозглашен официально, но тем не менее яростно поддерживался партийным аппаратом Помимо пропаганды атеизма велись массовые аресты представителей духовенства и религиозных проповедников. Гонения на русскую православную церковь набирали оборот ещё с начала 20-х годов ХХ века, но со временем лишь нарастали. Гонения в России распространялись на всю территорию страны, охватили все организации: учебные, производственные и т.д., все слои общества и все возраста: от детей до глубоких стариков. Идею уничтожения православной церкви породил на свет великий вождь пролетариата- Владимир Ильич Ленин, еще в марте 1922 года он писал письма членам политбюро, о том, что ценности, которые находились в церквях необходимо изъять и если понадобится, то самым жестоким способом. Затем к власти пришел Иосиф Виссарионович Сталин, который продолжил политику угнетения и уничтожения русской православной церкви.

В данной статье мы подробно рассмотрим развитие культуры и отношение к религии в послевоенный период 1945-1953 годов.

Одной из главных задач государства на период 1945-1053 являлась введение обязательного для всех семилетнего образования, а так же открывались вечерние школы. Отметим что к 1950 году значительно расширилась сеть высших учебных заведений, в которых так же активно применялась программа вечернего обучения, а так же была разработана программа заочного обучения студентов.

Переход от войны к миру оказывал благоприятное воздействие на развитие культуры, к тому же расходы на нее значительно повышались. В первые годы после войны многое в развитии культуры приходилось начинать сначала. Однако уже в первую пятилетку ситуация значительно улучшилась, главным результатом которой стало введение всеобщего обязательного семилетнего образования. В литературе появились новые авторы т.н. "поколение фронтовиков". Сталин уделял проблемам культуры большое и пристальное внимание. Стоит отметить, что в первые годы после войны власти развернули широкую кампанию против «веяний запада» и сделали упор на восстановление и совершенствование отечественной культуры. Создавались многочисленные литературные журналы: «Партийная жизнь», цель этого издания была в том, что бы взять под контроль развитие культуры. Руководители партии не оставляли без внимания духовную жизнь общества, поэтому книги стали выпускаться огромными тиражами. Огромное внимание уделялось детской литературе. Стоит отметить, что книги стоили очень дешево и были доступны все и каждому. Но не все было так безоблачно, в конце 1948 года в СССР развернулась кампания по борьбе с космополитизмом. Главной мишенью данной кампании стали деятели: литературы, культуры, науки и искусства. Все «чуждые идеи» устранялись на корню особым гонениям и критике подверглись такие авторы как: Ахматова, Зощенко и многие другие. Журналы \ «Звезда» и «Ленинград» так же попали в опалу партии т.к.к считалось, что эти издания выдвигают идеи «чуждые духу партии» . Но это далеко не все, так же жесткой критике были подвержены такие деятели культуры, которые отвечали всем требованиям партии, вот например, писатель Фадеев был раскритикован за роман «Молодая гвардия», в котором как оказалось по мнению властей он не достаточно раскрыл суть партийного руководства молодыми подпольщиками.

За время борьбы с «космополитами» было расстреляно много людей, один из них Квитко Л.М. Далее было принято множество постановлений «об улучшении работы журналов», в число которых попали: «Крокодил», «Огонек «и т.д. Итогом так называемой «борьбы за чистоту литературы» стало закрытие целого ряда журналов, репрессии некоторых авторов, а самое главное очередной застой отечественной литературы. Тотальный контроль не обошел стороной театр и кино. ЦК ВКП(б) 26 августа 1946 года издало постановление «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», в котором критиковалась преобладание в репертуарах театров произведений классического типа, в ущерб пьесам о борьбе за коммунизм, а немногие современные пьесы встречающиеся в репертуаре критиковались за то, что советский народ изображался в образе «малокультурных и малообразованных людей»

Уже в сентябре того же года вышло новое постановление ЦК ВКП(б) о «безыдейности» некоторого ряда кинофильмов. «Адмирал Нахимов» Пудовкина или «Иван Грозны» Эйзенштейна, казались Сталину не угодными и не правильными. Для данного периода характерное предпочтение отдавалась лентам о Великой Отечественной войне. Для развития данных идей властями создан еженедельник «Культура и жизнь»,в котором уже в конце 1946 года была начата новая массовая кампания против западных идей в советской культуре. В итоге решением властей пьесы всех зарубежных авторов были исключены из репертуаров театров.

Трагическим моментов в истории советской культуры сталинского периода стали преследования в послевоенные годы ряда научных школ, а в первую очередь развал гене6тического направления в биологии. Зачатки свободомыслия стали уничтожаться на корню. Сталин хорошо понимал значение тотального контроля над духовной жизнью общества и стремился его сосредоточить в своих руках. Так и началось идеологическое укрепление диктатуры в советской культуре.

Тотальный контроль над деятелями культуры все больше набирал свои обороты уже в 1947 году жесткий, и беспощадный идеологический пресс обрушился на музыкантов СССР. Вследствие чего уже в феврале 1948 года было издано постановление ЦК ВКП(б) критике подверглись многие композиторы: Мурадели, Шостакович, Хачатурян и многие другие все они критиковались за пренебрежение традициям русской классической оперы.

После выхода данного постановления в свет началась тотальная чистка в союзе композиторов, произведения неугодных музыкантов были запрещены, перестали исполняться, а театры и консерватории и вовсе отказались от услуг этих авторов. На замену им встали хоровые, а так же сольные речи восхваления Иосифа Виссарионовича, так же прославляли счастливую жизнь советского народа, который под руководством партии строит райскую жизнь на земле.

В искусстве была сделана установка на шедевры, особо внимание уделялось историческим произведениям, которые зачастую являлись помпезными и вычурными. В кино такая политика привела к резкому сокращению кинокартин, театры тоже пострадали, аншлаги сменились полупустыми залами, мировые шедевры заменили сцены бытового жанра. Отметим, что огромное негативное влияние на культуру послевоенного периода оказали массовые идеологические компании.

Все это по большей части объединяло отечественную культуру, но в тоже время изолировало ее от новых тенденций мировой культуры. Не смотря на негативное влияние сталинской диктатуры, в советской культуре происходили и положительные процессы. В первую очередь возрождение научных дискуссий. Оживленные дискуссии проходили между историками, философами, экономистами, биологами и т.д. Однако все эти научные дискуссии проходили под строгим контролем партийной власти, т.к. одни были направлены на «усиление направленности науки», а другие в свою очередь предназначались для того чтобы свести счеты с неугодными научными оппонентами. Наиболее яркой из этих дискуссий стала «дискуссия генетиков», которая была организована Т.Д. Лысенко его нападкам подверглись множество ученых, некоторые из них были арестованы, или как, например, Сперанский со своими учениками изгнан из академии наук. Вместе со своими представителями генетика сама отошла на второй план и долгое время исследования в этой области были запрещены. Некоторые историки считают, что именно в этот период в стране происходит трансформация культурного наследия, поскольку культура становится полностью политизированной. Государство решало, что смотреть, читать, и слушать жителю СССР. Всецело отвергались культурные достоинства прошлого. В области литературы и искусства формировалось новое направление- революционный авангард. Среди народа активно проповедовалась революционная стойкость и жертвенность на благо светлого будущего.

В целом идейно-политическая обстановка в стране была пригодной для развития культуры огромное распространение получило цитатничество, т.к. критерием истины в тот момент были цитаты руководителей. Страницы газет пестрили статьями о превосходстве отечественных ученых над западом. Борьба с низкопоклонством перед Западом затронула и изобразительное искусство, т.к. зарубежные авторы, в частности представители импрессионизма, были признаны упадническими и никчемными. Победа в войне вселила в народ веру в себя и, но и появились силы налаживать мирную жизнь. Но, не смотря на достаточное финансирование культуры, она все равно оставалась под партийным контролем. Все надежды советской интеллигенции на некую либерализацию культуры были тщетны.

А как же обстояло дело с религией? Известно, что гонения на православную церковь приостанавливались только на момент Великой отечественной войны, в связи с народной трагедией, но аресты священнослужащих, и архиереев не прекращались даже в период с 1941-1945.С позволения Сталина органы НКВД продолжали массовые репрессии представителей религии, фабриковались дела, велись аресты. Конечно не с той жестокостью, как в период 1937-1938, но тем не менее масштабы данной операции были внушительны. Только в 1943 году происходит резкий поворот по отношению к религиозной политике. Однако и эта кратковременная «оттепель» не означала окончания преследования церкви. Партийным органам, а в том числе и самому Сталину было выгодно использовать церковь в своих личных целях. На период 1943 года происходит некое послабление к представителям религии, разрешают открывать храмы, церковно-приходские школы. Этот период продолжается недолго, поскольку в 1948 году начинается новая антисемитская кампания. Храмы снова закрываются, а массовые репрессии на представителей духовенства набирают новые обороты, в ходе которых страдают иерархи, которые в значительной степени лояльно относились к личности Сталина.

Антирелигиозные взгляды вождя находили отражения во многих документах. Возьмем к примеру тринадцатый параграф ВКП(б), в котором говориться: «13. По отношению к религии ВКП не удовлетворяется декретированным уже отделением церкви от государства и школы от церкви, т.е. мероприятиями, которые буржуазная демократия выставляет в своих программах, но нигде в мире не довела до конца, благодаря многообразным фактическим связям капитала с религиозной пропагандой.

ВКП руководствуется убеждением, что лишь осуществление планомерности и сознательности во всей общественно-хозяйственной деятельности масс повлечет за собой полное отмирание религиозных предрассудков. Партия стремится к полному разрушению связи между эксплуататорскими классами и организацией религиозной пропаганды, содействуя фактическому освобождению трудящихся масс от религиозных предрассудков и организуя самую широкую научно-просветительную и антирелигиозную пропаганду. При этом необходимо заботливо избегать всякого оскорбления чувств верующих, ведущего лишь к закреплению религиозного фанатизма. Ощутимый урон по духовной жизни нанесла борьба властей с космополитизмом. Эта политика «уронила» авторитет СССР в общественно мировом понимании. Жданов начал политику против «низкопоклонства перед Западом», которая в дальнейшем трансформировалась в борьбу против космополитизма. Объектом нападок данной политики стали евреи, многие из которых являлись видными деятелями культуры, искусства, а некоторые занимали весомые партийные посты В 1948 8году Маленковым было принято решение «О роспуске объединений еврейских писателей и о закрытии альманахов на еврейском языке».

После войны антисемитизм был возведен в ранг государственной политики, поскольку иудаизм стал рассматриваться, как самая опасная для советского общества религия. Синагоги были поставлены по жесткий контроль правительства. Идеологическая пропаганда носила все более шовинистический и антисемитский характер. В январе 1949 года начинаются компании по борьбе с "безродными космополитами", большинство из которых являлись евреями. В течении 1949 года проводились глобальные чистки рядов евреев изгоняли отовсюду. В ходе таких мероприятий был арестован сам Молотов со своей супругой. В последующем Молотов был отстранен от должности министра иностранных дел.

В обстановке строжайшей секретности были арестованы и расстреляны представитель "Антифашистского еврейского комитета". Политическая идеология в данный период представляла насильственное навязывание интересов партии во всех сферах жизни, в том числе и религии. СССР по своей сущности являлся идеократическим государством, где господствующую роль занимала марксистско-ленинская система взглядов, а любая другая принималась как враждебная. Роль этой идеологии безусловна, велика, ее внедряли в массовое сознание, а в дальнейшем она становилась идеалом. Отсюда ясно, откуда бралась та ненависть партийных деятелей к представителям религии, ее носителей и институтов.

В первые послевоенные годы, послы победы советская власть не предоставила программу либерализации. Она и не хотела ее изменять, все надежды интеллигенции на некое послабление были разрушены. Партия стремилась укрепить свои позиции не только в самой стране, но и в сознании каждого человека. Придерживаясь данной идеологии партийная власть пресекала всякого рода инакомыслие, развернулась активная кампания против «инакомыслия» Проводились масштабные репрессии для того чтобы держать народ под контролем. Научные теории западных авторов объявлялись вредными и бесполезными. Отметим, что в данный период с 1945 по 1953 СССР прошло довольно сложный исторический путь. Советский народ пережил немало трудностей на своем пути и страшные годы войны, и жестокие сталинские репрессии.

Культура во всех своих проявлениях становится марионеткой в руках партии, которая стремиться, все контролировать, а Сталина превозносит на пьедестал идеального вождя и правителя нации. В стране окончательно утверждается новая система ценностей, где главной ценностью становится жертвование собой и своими интересами на благо строительства светлого будущего вод руководством великого вождя- Сталина.

Всем известно, что на протяжении долгого времени культура и власть находятся в противоборстве друг с другом. В большинстве случаев, это противоборство носило скрытый характер, но иногда отражалось и в активных действиях. Для многих историков Сталинских период рассматривается как нечто тоталитарное и беспощадное, но это не совсем так. Именно тогда, когда у верхушки власти стоял Иосиф Сталин проводилась образовательная реформа, открывались новые учебные заведения, строились новые города и т.д. Великая Отечественная война была тяжким бременем для нашей страны, для развития ее культуры, науки и других общественных отраслей. Многие деятели культуры ушли на фронт и не вернулись, многие подверглись гонениям со стороны партийной власти. Деятели партии стремились очистить русскую культуру от напыщенного и излишнего оптимизма, свойственного западу. Стремление к безоговорочной правде породили немало замечательных произведение Суркова, Ахматовой и многих других авторов. Культура СССР периода апогея Сталинизма являлась прямой продолжательницей классической русской культуры. Но тем не менее встала на особый путь развития, сохраняя большинство черт присущих классической русской культуре, которые в дальнейшем стали основой для развития альтернативных культур (диссидентство, инакомыслие), а так же народного коллективного творчества (народная самодеятельность), отечественная культура дает толчок для развития потенциально новой духовной деятельности через насаждение атеизма, разрушение старых деревенских устоев, через подмену старых моральных принципов новыми идеологиями. Проводились жесткие репрессивные кампании от космополитизма до ярого анти семитизма. Эта обстановка в стране наложила на культуры негативный отпечаток. Идеологические кампании, извечный поиск врагов государства наводили на деятелей культуры атмосферу страха. Тем самым приводя культуру в упадническое состояние. Религию в советском обществе заменила идеологическая кампания Сталина.

Таким образом, делаем следующие выводы, культура периода 1945-1953 имела хорошую базу и достаточное финансирование, но в тоже время была строго ограничена политической идеологией партии. Религия находилась в плачевном состоянии, от атеизма к антисемитизму. Гонения на представителей православной церкви не прекращались, а лишь уменьшались в масштабах, синагоги были под полным контролем властей. Ярая политика антисемитизма заполонила общественное сознание.

 

Литература:

  1. Белова Т. Культура и власть. [Текст] / Т. Белова. - М, 1991.
  2. Митрохин Н. Русская партия: Движение русских националистов в СССР, 1952—1985. [Текст] / Н. Митрохин. - М.: Новое литературное обозрение, 2003
  3. Государственный антисемитизм в СССР: От начала до кульминации, 1938—1953 / Под общ. ред. А.Н. Яковлева. Сост. Г.В. Костырченко. М.: МФД; Материк, 2005. 592 с.
  4. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. [Текст] / И.В. Кондаков. - М., 1997.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle