Библиографическое описание:

Кунгурова И. М., Астахова К. И. Краткосрочный групповой монопроект как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников на уроках английского языка // Молодой ученый. — 2015. — №9.1. — С. 48-50.

В статье дается характеристика краткосрочного группового монопроекта как средства формирования универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения английскому языку, приводится структура разработанного автором Дневника краткосрочного монопроекта.

Ключевые слова: проект, монопроект, краткосрочный проект, универсальные учебные действия, начальная школа, урок английского языка.

 

Summary. The article gives the characteristic of a short-term group monoproject as means of formation of younger school students’ universal educational actions in the course of teaching English, gives the structure of the Diary of a short-term monoproject, created by the author.

Keywords: project, monoproject, short-term project, universal educational actions, elementary school, English lesson.

 

Развитие системы отечественного образования и достижение нового качества его результатов, соответсвующих потребностям граждан и общества, является национальным приоритетом государства. Реформирование содержания школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения рассматривается в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями (далее УУД) выступает сегодня ключевым моментом системы образования, так как именно оно создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умение учиться. УУД - это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

Метод проектов как средство приобретения индивидуальных достижений может обеспечить развитие учащихся, так как в ходе выполнения проектов обучаемые учатся работать самостоятельно, приобретают опыт познавательной и учебной деятельности, коллективного поиска путей решения проблем, которые осознаются участниками проекта как личностно значимые. Проектная деятельность позволяет ученику самостоятельно «открыть» новые знания, исходя из своих интересов, решая практическую исследовательскую задачу. Учитель является лишь наставником, контролирует самостоятельную деятельность учащихся. Применение метода проектов позволяет решить одну из главных задач, поставленных перед начальным образованием Федеральным государственным стандартом II поколения (далее ФГОС) – задачу формирования УУД у учащихся.

Проведя теоретический анализ научно-методической литературы, мы пришли к выводу, что метод проектов - способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым, практическим результатом. В качестве основополагающего принципа метода проектов выступает самостоятельная практическая исследовательская работа учащихся. Признаками проектной методики как новой личностно ориентированной технологии являются: личностно-деятельностный подход к обучению английскому языку; точность и предсказуемость результатов, осознание путей их достижения; нацеленность на создание конкретного продукта (коллаж, комикс, сценарий, дневник, стенгазета), воплощенного в видах речевой деятельности (диалог, монолог, письмо и т.д.); связь идеи проекта с реальной жизнью: наличие связей между теорией и практикой; самоорганизация и ответственность учеников-участников проекта; консультационно-координирующий характер деятельности учителя; обоснованная технология обучения коммуникативной компетенции (языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной, учебной), которая является главным условием развития межкультурной коммуникации в целом; наличие четкого алгоритма последовательности выполнения необходимых действий.

Специфика организации проектной деятельности с младшими школьниками зависит от выбранного типа проекта. В методической литературе (Полат Е.С., Коряковцева Н.Ф., Бычков А.А., Романовская М.Б, Голуб Г.Б., Круглова О.С.) описано несколько классификаций проектов по ряду оснований: по доминирующей деятельности: исследовательские, творческие, приключенческо-игровые, информационные, практико-ориентированные проекты; по комплексности (по предметно-содержательной области): межпредметные и монопроекты; по характеру контактов между участниками: внутриклассные, внутришкольные, региональные, межрегиональные, международные проекты; по продолжительности: мини-проекты, краткосрочные и долгосрочные проекты; по количеству участников: индивидуальные и групповые проекты.

Наиболее популярными у учителей английского языка являются индивидуальные и групповые краткосрочные практико-ориентированные проекты, что можно объяснить возрастными психологическими особенностями детей младшего школьного возраста, недостаточной сформированностью коммуникативной компетенции как на английском, так и на родном языке, сложностью организации и фасилитации проектной деятельности младших школьников на изучаемом языке.

В данной статье мы представляем инструментарий, позволяющий упростить процесс применения метода проектов на уроках английского языка, что в свою очередь, позволит повысить эффективность формирования УУД младших школьников.

Матяш Н.В., Симоненко В.Д. выделяют в проектной деятельности младших школьников следующие этапы [4]:

1 этап – «Погружение в проект». На данном этапе выбираются и формулируются проблемы, которые планируется разрешить в ходе проектной деятельности учащимися, выдвигаются предположения, требующие доказательства или опровержения. При этом необходимо учитывать интересы школьников, показать практическое применение осваиваемых знаний, которые получает учащийся в ходе выполнения проекта.

2 этап – «Организационный». На данном этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления будущей деятельности, формулируются задачи для каждой группы участников проекта, указываются способы нахождения источников информации по каждому выделенному направлению. Данный этап может заканчиваться презентацией, представлением участников проекта. Каждая группа выступает перед классом с рассказом о составе группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить и о возможных путях решения данных задач. Например, можно посмотреть видеофрагмент по теме занятия, провести беседу с учениками, связанную с выбранной темой.

3 этап – «Осуществление деятельности». На этом этапе происходит поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Примером деятельности учащихся на этом этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д. Например, на уроке можно отработать вопросительные конструкции с помощью специально подготовленных учителем опросников, выполнить соответствующие задания из учебника, предложить школьникам составить предложения, ответить на вопросы и т.д.

4 этап – «Обработка и оформление результатов проекта (презентация)». На данном этапе определяются способы обработки полученных данных. Школьники демонстрируют свои проекты, свидетельствуя об уровне понимания школьниками проблемы, цели и задач проводимой работы, умении планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденных способах решения проблемы. Результаты представляются в виде творческого продукта. Например, в качестве результата деятельности может выступить диалог, составленный учениками. На этом этапе необходимо помнить, что для эффективной работы, от учителя требуется подготовка опорных тем, фраз, представленных на карточках.

5 этап – «Обсуждение полученных результатов (рефлексия)». Оформленные результаты представляются остальным участникам проекта в виде небольшого сообщения, обсуждения, ролевой игры и т.д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают докладчику вопросы, проверяются выдвинутые на первом этапе предположения. На этом же этапе проходит рефлексия, самооценка проделанной работы. Например, этот этап может проходить в форме беседы по теме занятия.

На основе описанных выше этапов проектной деятельности, предложенных Матяш Н.В., Симоненко В.Д., мы разработали «Дневник краткосрочного проекта», позволяющий учителю английского языка спланировать задачи, содержание работы, речевой материал, ресурсы для участников проекта, определить формируемые УУД на каждом этапе.

Так как краткосрочный проект реализуется на одном занятии, то за основу берется технология планирования урока, и этапы проекта разрабатываются в зависимости от специфики этапов урока английского языка. Этапы проекта должны быть вписаны в структуру урока и соответствовать особенностям того типа урока, на котором он проводится. Надо помнить, что урок английского языка в начальной школе – это урок формирования речевых навыков, входящих во все речевые умения. Он имеет ряд специфических компонентов и видов работы (овладение техникой чтения, основ каллиграфии, усвоение иноязычной интонации, развитие языковых способностей, овладение приемами общения, осуществления учебной деятельности и т.д. (Е.И. Пассов), которыми нельзя пожертвовать «в угоду» проектной деятельности. Однако работа на всех этапах урока может быть «развернута» так, чтобы в процессе также решались задачи разрешения проблемы проекта, если прописывать промежуточные задачи проектной деятельности на каждом этапе. Дневник краткосрочного проекта будет выглядеть следующим образом (Таблица 1).

Таблица 1

Этап урока

Этап проекта

Формируемые УУД

Языковой материал

Речевой материал

Учебные материалы, дополнительные ресурсы для учащихся

Оснащениеурока

.

 

 

 

 

 

 

Таким образом, мы можем сделать следующие выводы. Основополагающий принцип метода проектов – самостоятельная практическая исследовательская работа учащихся. Специфика реализации проекта в начальной школе зависит от типа проекта. Основной задачей учителя английского языка, применяющего метод проектов, является сопряжение этапов урока в соответствии с выбранной методикой и этапов реализации проекта. Применение метода проектов позволяет решать одну из главных задач, поставленных перед начальным образованием ФГОС – формирование у учащихся УУД, относящихся ко всем четырем блокам (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные).

Однако в начальной школе могут возникнуть некоторые проблемы при реализации проекта из-за возрастных особенностей учащихся. Ученики в полной мере не могут самостоятельно работать с источниками информации, им требуется помощь в систематизации материала, поэтому считается целесообразным готовить для учащихся начальной школы адаптированные материалы с целью обеспечения самостоятельной работы с ресурсами. Учитель в процессе проектной деятельности является всего лишь наставником, фасилитирует и контролирует самостоятельную деятельность учащихся.

Использование метода проектов в начальной школе требует значительной предварительной работы от учителя. Педагог должен четко представлять цели, задачи, формируемые УУД, оснащение каждой встречи. С этой целью создается дневник проекта - инструмент, позволяющий повысить эффективность процесса планирования и реализации проектной деятельности в начальной школе.

 

Литература:

1.                  Воронина, Е.В. Инновационные технологии преподавания иностранных языков в вузе (монография) [Текст] / Е.В. Воронина, Ю.В. Рындина, И.М. Кунгурова, С.Г. Долженко, Е.А. Юринова, С.В. Пахотина // Успехи современного естествознания. – 2014. - №10. – С.95-97

2.                  Кунгурова, И.М. Арт-технологии в преподавании дисциплины «Технологии и методики обучения иностранным языкам» в вузе [Текст] / И.М. Кунгурова // Вестник Ишимского государственного педагогического института им. П.П. Ершова. – 2013. - №5 (11). – С. 46-51

3.                  Кунгурова, И.М. Арт-технологии в формировании инновационной педагогической деятельности у студентов [Текст] / И.М. Кунгурова, Е.В. Воронина // Инновации в образовании. – 2015. - №1. – С. 136-154

4.                  Матяш, Н.В. Проектная деятельность младших школьников [Текст]: Книга для учителя начальных классов / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2004

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle