Библиографическое описание:

Ковалева И. А. Мифотворчество в современной культуре // Молодой ученый. — 2015. — №9.1. — С. 37-40.

В статье рассматривается понятие мифа и осмысляется функция мифа в современной культуре. Миф – это, прежде всего, первобытное представление о происхождении всего сущего, о месте человека в мире, о деяниях древних богов и героев. Но, несмотря на это, понятию «миф» невозможно дать одно единственное определение. Мифотворчество, будучи явлением общественной реальности, имеет вневременный характер и производится сознанием человечества на протяжении всего исторического развития.

Ключевые слова: миф, мифотворчество, мифологическое сознание, эсхатологические настроения, культура, фольклор, информационное пространство, этнос.

Summary. The article deals with the concept “myth” and its functions in modern culture. The myth is, first of all, a primitive idea of the origin of all real, of a person’s place in the world, of the acts of ancient gods and heroes. But, despite it, we can't give the unique definition of the concept "myth". The myth-formation, being a phenomenon of public reality, has timeless character and is made by consciousness of mankind throughout all the historical development.

Keywords: myth, myth-formation, mythological consciousness, eschatological moods, culture, folklore, information space, ethnos.

 

Многое в понимании мифа зависит от того, в каком смысловом поле оно находится. Например, мы можем говорить об архаическом мифе, и тогда вполне правильным будет говорить о героях и богах, титанах и сотворении мира из хаоса, а также прочих вещах, описывающих все те явления, которые в силу недостатка знаний, древние люди не могли описать с научной точки зрения.

В древнем мире архаический миф был синонимом первобытного общественного сознания, для которого не существовало границ между объектом и субъектом, природным и социальным, рациональным и иррациональным. «Миф – это чувственный образ и представление, своеобразное мироощущение, а не миропонимание» [2, с. 39]. Не нужно забывать, что первобытный миф - это не только сознание, но и целая культура, со своими обрядами, бессознательным обобщением действительности, действующего на уровне духовно-материального опыта жизнедеятельности многих поколений. Для такого мифа свойственна иррациональность, древние люди не пытались пересказать миф, как несущую информацию историю, они драматизировали мифы, видя в них особую силу.

Главное значение первобытных мифов состоит в том, что они были нацелены на установление гармонии между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, таким образом, обеспечивали согласие человеческой жизни. Как утверждал польский этнограф Б. К. Малиновский, «миф - это не интеллектуальное упражнение или художественное творчество, а практическое руководство к действиям первобытного человека» [4, с. 28].

На основе сказанного можно выделить ключевые особенности мифологического сознания: в мифе человек и общество не выделяют себя из окружающей среды, природа и человек слиты воедино и являются неразрывными; в мифе все конкретно и одушевлено, нет абстрактных понятий; мифологическое сознание оперирует символами, каждый образ или герой символизирует какое-либо явление или понятие; герои мифа образны и эмоциональны, а мир понятен посредством веры, а не знаний.

Но почему же тогда и сегодня, наряду с большим объемом научных знаний и о мире и человеке, миф не перестал существовать. Все это произошло по мере усовершенствования понятийного мышления, повлекшего за собой рационализацию мифа, в котором все дальше друг от друга отходят знания, основанные на опыте и на вере в сверхъестественное. Та сторона мифологии, которая рассматривала проблемы первоосновы мира, стала прародительницей философии. А другая, постигающая реальность через веру, стала основой для теологии. Генетическая связь мифологии, философии и религии неоспорима. Все они выступают способами освоения мира, рассматривают общие проблемы происхождения всего сущего, взаимоотношений мира и человека, роли человека в мире и смысла его жизни. В настоящее время на смену религии и философии пришла научная картина мира, то есть - множество теорий, в совокупности описывающих известный человеку природный мир, целостная система представлений об общих принципах и законах устройства мироздания [1, с. 42]. На данном этапе своего существования мы верим в науку, как когда-то древние люди верили в мифологию. Из-за своего незнания мироустройства первобытный человек часто пытался додумать или придумать объяснение какому-либо явлению, чтобы, в конечном счете, не пребывать в вечном страхе и неведении перед силами природы и мира. «Неведомые раньше животные принимались за людей, невиданные прежде люди принимались за животных» [3, с. 17]. Мифотворчество носило образный характер, что было благоприятной почвой для возникновения мифов.

Но что же говорить в таком случае о нас, о современном человечестве. Когда мы полны информации о нашем мире, о его происхождении и процессах происходящих в нем. В условиях такого количества знаний и различных теорий мы стали теряться в догадках, что же на самом деле является истиной. Отсюда вновь появляется тенденция к мифотворчеству. Каждый человек рассматривает явления через призму своих личных предпочтений, он тяготеет к теории, которая становится ближе к его чувственному мироощущению, которая помогает дать ему более близкие к его пониманию ответы на все интересующие вопросы.

В фольклоре каждого народа найдутся поверья о том, что в мифические времена человек был наделен некими сверхъестественными возможностями. Он умел летать, иметь невообразимую физическую силу или красоту, оставаться вечно молодым и превращаться в разных животных. Можно сказать, что научно-техническая революция вернула человека в те времена, и он снова может летать, мгновенно передавать сообщения на дальние расстояния, оставаться долгое время молодым и здоровым и т.д.

Технические достижения многократно увеличили способности и возможности человечества, но отнюдь не сделали его умнее. Наоборот, они создали предпосылки для еще более тонкого и скрытого подавления личности каждого человека. Различные катастрофы, войны, в которых применяется новейшие средства уничтожения, стихийные бедствия – все это носит сомнительный характер, отсюда и порождение невероятного количества слухов и домыслов. Что, в свою очередь, вызывает эсхатологические настроения в массах, которые тем временем способствуют еще большему появлению слухов. «Управляемость общественными процессами, которая зачастую носит анонимный характер, создает обильную почву для всевозможных мифов. Десятилетиями существовали мифы о величии естественнонаучного знания. Которое позволит овладеть природными процессами и избавит человечество от многих бед, связанных с болезнями и преступностью…» [5, с. 157].

Неожиданным для современного человека является желание заниматься мифотворчеством. Исходя из количества знаний о мире, накопленными тысячелетиями, мы все равно активно придумываем себе мифы о нашей жизни. Но, как оказалось, мы не совсем кардинально отличаемся своим мышлением от мышления первобытного человека. О различии мышления древнего человека от цивилизованного высказался выдающийся французский ученый, этнограф и психолог Л. Леви-Брюль. Он выдвинул гипотезу об отличии мышления «первобытного» человека от мышления цивилизованного, охарактеризовал «первобытное» мышление как пралогическое. При этом Леви-Брюль отмечал: «Отсюда вовсе не следует, однако, что подобная мыслительная структура встречается только у первобытных людей. Можно с полным правом утверждать обратное, и что касается меня, то я всегда имел это в виду. Не существует двух форм мышления у человечества, одной пралогической, другой логической, отдельных одна от другой глухой стеной, а есть различные мыслительные структуры, которые существуют в одном и том же обществе и часто, быть может, всегда, в одном и том же сознании» [3, с. 19]. Гипотеза все же вошла в современную науку, но уже под другим названием. Речь об этом идет в статье «Мифологическое мышление» в «Атеистическом словаре». Там говорится: «Мифологическое мышление исторически сосуществовало с научным мышлением как два уровня познания и осмысления мира: в мифологическом мышлении преобладало эмоционально-интуитивное начало, а в научном мышлении – логическое». Оно «продолжает существовать и в наше время, при том не только в обществах с архаической общественной структурой…но и в культуре высокоразвитых современных этносов» [3, с. 19]. Психологи установили, что эти два начала, о которых говорится в «Атеистическом словаре» (первое – наглядно-образное или воображение, второе – понятийно-логическое), вступают в действие различных ситуациях. Если ситуация неопределенна, то из-за дефицита исходных данных, а также их противоречивости, ведущую роль играет воображение. Если же ситуация ясна, то действует логическое и практически-действенное мышление. Исходя из этого, становится понятным, почему, первобытные люди искусны в повседневных, привычных делах: в таких случаях у них работает логическое мышление. Когда же человек сталкивался с чем-то необъяснимым, воображение, если не подчинялось логике, могло увести его далеко от реальности. Сказанное применимо и к цивилизованному человеку. В современном потоке информации, Интернет ресурсов, СМИ мы получаем огромное количество сведений, разных мнений и противоречивых фактов. Многие, из них могут быть непонятными и неосмысленными, вводящими нас в заблуждение. Следовательно, современному человеку, необходимо, как и первобытным людям, многое домысливать и воображать.

Обычай заниматься мифотворчеством сидит не только в нашей голове, но и активно навязывается нам разными способами. Миф в современности лишь приобрел некие новые черты и, проникая в нашу повседневную жизнь, стал функционировать в разных, но важных для нас сферах культуры. В таких как религиозная, социальная, художественная, политическая. Культура просто не живет вне мифа. Он является ее основой, формой и содержанием. Он может существовать в ней как в развернутом, так и в свернутом виде, как метафора или символ, сюжет.

В культуре миф в основном используется в двух планах. Во-первых, в массовой культуре, рассчитанной на примитивный вкус массового потребителя. Там миф используется для развлечения, утешения, психологической разрядки и снятия стресса. Эта мифология имеет социально-политический характер, поскольку удовлетворяет потребность в социальных иллюзиях. И, во-вторых, в литературных произведениях. Но вести в данной статье речь хотелось бы именно о первом типе.

В наше время мифы активно используются массовой культурой в целях манипуляции сознанием. Ее произведения, как и мифы, имеют под собой основу не различения идеального и реального. Так же как и у мифов, предметом является не познание, а вера. «Хлеба и зрелищ!» все еще требует человечество. Только сейчас желательно подавать данное развлечение во всех комфортных условиях: на диване, в полном эмоциональном и физическом расслаблении, а в руках шоколадный батончик, реклама которого гарантирует нам райское наслаждение. Хотели праздника, да, пожалуйста, засилье бульварной литературы, многочисленные шоу и развлекательные телепрограммы, которые не заставляют нас думать, а лишь предоставляют нам фундамент для воображения мнимого счастья. Современное мифотворчество расширило свой диапазон массовости за счет воздействия СМИ. Психологически его можно рассматривать как особого рода миф.

Современный человек, контактируя с СМИ, воспринимает информацию индивидуально, и как ему кажется, рационально. При этом он попадает в толпу таких же индивидов, пытающихся обнаружить знаки и через них приписать представленным фактам причины. Далее начинается произвольное, на первый взгляд, конструирование «скрытых» связей, ведь непрозрачность - обязательный атрибут мифа. Когда средства массовой информации представляют большое количество противоречащих друг другу, не поддающихся проверке сведений, человек становится перед выбором, что само по себе уже является проблемой, поскольку выбирать приходится хотя бы для того чтобы осуществить познавательно-ориентировочную деятельность [6, с. 3]. Обилие информации и множественность мнений заставляют человека чувствовать себя дискомфортно и ощущать дефицит информации, как бы это ни было парадоксально, именно от ее изобилия. Отсюда, при дефиците от изобилия, происходит акти­визация мифомышления, человек, пытаясь понять происходящее, выстраивает очеред­ной миф.

Под воздействием СМИ в обществе происходит стандартизация общественного мышления. Мы имеем дело с веком компьютеров, Интернета, все это содействует процессу глобализации. Читающего человека вытеснил человек экранной культуры. Но мало кто задумывается о том, что схематизм работы сознания в таком случае становится отличным, от того, который необходим для чтения книги. В. П. Терин, исследующий воздействие электронной культуры на сознание, отмечает следующую особенность зрительного восприя­тия телевизионных образов: «восприятие теле­зрителя должно строиться в соответствии с нормами телевизионного изображения (иначе он просто его не увидит). Для того чтобы у него сохранялись целостность и смысловое единство, ему необходимо непрестанно удерживать и соединять элементы телевизионной мозаики, сталкивая их между собой, добиваясь эффекта резонанса, тем самым, формируя и удерживая в своей голове шарообразный «космос» мгновенно возникающих при этом связей [7, с. 74]. Таким образом, человек, погружаясь в этот мир сообщений и переживая их как миф, начинает по-своему манипулировать данной ему информацией. Абсолютно не понимая этого, он больше воспринимает эту информацию мифически, чем рационально-логически, после чего выстраивает на этой основе мифологизированный образ действительности.

Мифотворчество, будучи явлением общественной реальности, имеет вневременный характер и производится сознанием человечества на протяжении всего исторического развития. На всех этапах существования человечества миф был востребован там, где знания не могли дать удовлетворительного изъяснения того или иного явления или процесса. Так - же и в современности, только здесь уже не недостаток, а изобилие непроверенной и неоднозначной информации продолжает вынуждать человек заниматься мифотворчеством и создавать кардинально новые типы мифов современным обществом о самих себе.

 

Литература:

1.      Губбыева З.О., Каширин А.Ю., Шлапакова Н.А. Концепция современного естествознания [Текст] / З.О. Губбыева, А.Ю. Каширин, Н.А. Шлапакова. – Тула: Изд. тульского государственного педагогического университета им Л.Н. Толстого, 2001.- 267 с.

2.      Кессиди Ф. Х. От мифа к логосу [Текст] / Ф.Х. Кессиди.- М.: Мысль, 1972. - 312 с.

3.      Кондратов А.М., Шилик К.К. Как рождаются мифы XX века [Текст] / А.М. Кондратов, К.К. Шилик.- Ленинград: Лениздат, 1988.- 176 с.

4.      Малиновский Б.К. Мифология и древность [Текст] / Б.К. Малиновский. - СПб.: Питер, 2004.- 211 с.

5.      Полищук В.И. Культурология: Учебное пособие [Текст] / В.И. Полищук.- М.: Гардрики, 1999.- 446 с.

6.      Рамазанова А.Х. Особенности современного мифотворчества и мифосознания [Текст] / А.Х. Рамазанова.- Алматы: Вестник КазНу, 2011.- 117 с.

7.      Терин В.П. Электронное мифотворчество для всех (мозаичная информация, мифологическая действительность и наше сознание) [Текст] / В.П. Терин.- Мир психологии,- 2003. - № 3 (35).- 278 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle