Библиографическое описание:

Драчёва Л. Н. Представления о прекрасном и уродливом в средние века // Молодой ученый. — 2015. — №9.1. — С. 28-30.

В статье рассказывается о том, какими были стандарты красоты в эпоху Средневековья, как они отличались от тех представлений, которые были у людей античного периода. Автор ставит вопросы: насколько изменились представления о красоте, и что повлияло на это? Что ценилось в первую очередь красота телесная или красота духовная? Средние века – это особый период в развитии культуры Западной Европы, который полностью противопоставлял свои каноны канонам античности и даже объявлял «дьявольским» всё то, что считалось прекрасным в Древнем Риме и Древней Греции.

Ключевыеслова: Средневековье, красота, Европа, Бог, христианство, искусство, превосходство духовного над телесным, символизм.

Summary.The article tells about what the standards of beauty in the Middle Ages were, how they differed from the standards which people of the antique period had. The author raises the following questions: How did the ideas of beauty change and what affected it? What was appreciated first: corporal beauty or spiritual beauty? The Middle Ages are a special period in the cultural development of Western Europe which completely opposed the canons to the canons of antiquity and even declared "devil" all that was considered fine in Ancient Rome and Ancient Greece.

Keywords: the Middle Ages, beauty, Europe, God, Christianity, art, superiority of spiritual over corporal, symbolism.

 

Средневековье в истории Западной Европы – это особый период времени, начался он тогда, когда пала Римская Империя. Продолжались Средние века с V по XVII века, событием, которое положило конец этой эпохе считается буржуазная революция в Англии. Первым, кто ввёл в обиход термин «Средневековье» стал Дж. Боккаччо – итальянский поэт, который жил в 14 веке. [1]

Средние века – это эпоха, когда роль церкви была очень сильна, ей придавалось огромное значение и для своей Европы существовала только одна религия – христианство. Именно эта конфессия стала той базой, которая объединила Европу в одну цивилизацию. [2]

Искусство того временного периода выражало идею Бога.

В эпоху Средневековья поменялись идеалы в искусстве, красота стала пониматься совсем не так, как понимали её древние. Теперь на первый план вышли ценности духовные, воцарилась идея превосходства духовной составляющей над телесной оболочкой, идея превосходства духа над плотью. Под влиянием такого христианского понимания красоты, стали другими и образы в скульптуре и в живописи, теперь они изображались суровыми и отрешенными от внешнего мира.

Самая главная черта в искусстве той эпохи – это символизм, то есть все образы, которые изображались скульпторами и художниками, они были символами, несли в себе идею религиозную – это длинные, практически бесполые тела апостолов или святых, которые несут в себе идею преодоления духовным началом грешной плотской материи.

Средневековые каноны диктовали, что человеческая фигура в живописи и скульптуре должна быть линейной, торжественно неподвижной, фигура и овал лица должны быть удлиненными, глаза широко раскрытые, так как они являются «зеркалом души», человек должен быть практически бестелесным.

Л.М. Горбачёва отмечает, что в живописи Средних веков отсутствует перспектива, которая должна открывать всю глубину картины, изображения той эпохи плоскостные и движение в них только одно – устремление к небу. [3]

А.Г. Дугин, который изучал культуру Запаха в эпоху Средневековья, отмечает, что в тот период произошёл гигантский провал в истории культуры. [4]

А Джорджио Вазари считал, что это эпоха, когда произошла утрата культурных и интеллектуальных ориентиров, поскольку правила и нормы античности были забыты и не осталось уже даже следов чего-либо хорошего. По его мнению люди последующие поколений стали грубы и низменны, особенно в том, что касалось живописи и скульптуры, они творили не по правилам, которым должно подчиняться истинное искусство, а исключительно в меру своих способностей, поскольку правил они уже не имели. [5, С.157].

В эпоху Ренессанса предпринимались попытки, которые позволили бы освоить средневековую сингулярность в категориях культуры. Принципиальным тут является отношение к готическому мотиву монстров, химер, гаргулий, который является характерной чертой для оформления соборов в готическом стиле. Монстр – это порождение фантазии художника, в нём выражаются нарушения правил красоты и гармонии, он есть материальное воплощение нарушения норм, патологий. В Средневековье монстры воспринимались как отражение греховной природы людей. Святой Августин считал, что уродства исчезнут после свершения Страшного Суда, после чего человечество возродится в идеальной своей субстанции [6].

В эпоху Ренессанса монстров сравнивали с Силеном – ларчиком, который с виду ужасен, но внутри него спрятаны добро и красота, как говорил Фарнсуа Рабле: «дивное, бесценное снадобье; живость мысли сверхъестественная, добродетель изумительная, мужество неодолимое» [7].

По теории Эмануэле Тезауро монстры – это образы, созданные природой для того, чтобы высмеять, либо просветить людей. [8].

В эпоху Барокко искусство вновь становится более выразительным благодаря творениям таких художников, как Караваджо и Карраччи, именно их работы считаются самыми значительными для итальянской живописи во второй половине 16 века.

В эпоху барокко идеалы женской красоты изменились, красивыми стали считать пышнотелых женщин, таких, каких изображал на своих полотнах Рубенс.

В разных странах стиль барокко приобретал различные черты. Например, в Испании и Латинской Америке он был экстравагантным, и в архитектуре было принято украшательство, а в других странах он был приглушенным и консервативным.

Во Франции барокко ярко выразило себя на службе монархии. В.П. Большаков отмечает, что Людовик XIV понимал значимость искусства и использовал его как средство прославления королевской власти. Пример тому – Версаль, в котором сочетаются несколько видов искусства сразу. [9].

Идеал женской красоты в Средневековой Европе менялся. То это была пышнотелая дама, то, наоборот – худая, даже тощая, бледная, с удлиненными конечностями и с животом, который немного выступает вперёд, что символизирует беременность, воспевались то черные волосы, то светлые.

Роль церкви в жизни общества в те времена была очень велика, по этой причине образ женщины становится двояким: она одновременно и Богоматерь, и ведьма; и прекрасная Дама, и «вместилище греха». Красота разделялась на ту, что дана Богом и на ту, что порождена дьяволом. На этом основании церковь уничтожала произведения искусства дохристианского периода, под уничтожение попали и шедевры эпохи античности, они были объявлены «дьявольскими».

В те времена к человеческим недостаткам, к уродствам стали относиться с пониманием и многие живописцы изображали на своих полотнах людей с некрасивыми лицами. Но, при этом их не высмеивали и не пытались сделать олицетворением зла и порока, стремление было лишь показать болезнь или неотвратимое воздействие времени [10].

В Средние века произошло разделение чудовищного на два типа: это диковины и чудовища. Диковинами считались явления удивительные, которые выходили из ряда вон, но были естественного происхождения (например, младены-гермафроды). Многие авторы пытались объяснить такие явления и превращали их в предвестников какого-нибудь необычайного события - в этом смысле особую известность приобрел труд Конрада Ликостенеса «Хроника диковин и чудес» (Prodigiorum ас ostentorum chronicon, 1557). Диковины не считались противными природе, поскольку созданы ею. Настоящих чудовищ не относили к роду человеческому, они были порождениями таких же, как они, родителей и существовали с дозволения или по воле Божьей как знаки аллегорического языка Всевышнего.

Самыми знаменитыми книгами о монстрах того периода являются: «История чудовищ» (Monstrorum historia) Улисса Альдрованди (1642) и «О чудовищах» (Des monstris) Фортунио Личети (первое издание - 1616). [10].

Описывая уродцев, писатели вносили большой вклад в развитие биологии. Сильный интерес к диковинам привел к тому, что стали создаваться Wunder- kammeren (кунсткамеры), то есть комнаты чудес, которые являются предшественницами наших современных естественнонаучных музеев.

Эпоха средневековья длилась более 10 веков. Естественно, что представления о красоте и уродстве менялись неоднократно. Тем не менее, огромное влияние на формирование идеалов и антиидеалов оказывала церковь.

Вывод: В средние века Европа под влиянием церкви изменила свои ценности и представления о прекрасном. На первый план вышла духовная красота, а красота физическая отошла на второй план. Человек стал считаться существом, созданным по образу и подобию Бога.

 

Литература:

  1. Кенигсбергер, Г. Средневековая Европа [Текст] / Г. Кенигсбергер. - М.: Весь Мир, 1987.- 374 с.
  2. Гинзбург, С.С. Рисованный и кукольный фильм. Очеркиразвития советской мультипликационной кинематографии [Текст] / С.С. Гинзбург. - М.: Искусство, 1957. - 286с.
  3. Гордеева, Д.С. Репрезентация монстра в анимации [Текст] / Д.С.Гордеева// Стратегии визуализации и вербализации социокультурных практик. Сб. науч. тр. / Под ред. И. И. Лисович и В. С. Макарова – Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та культуры и искусств, 2012. – С. 174 – 184.

4.      Евтеева, И.В. Процесс жанрообразования в советской мультипликации 60-80-х годов от притчи - к полифоническим структурам : автореф. дис. … канд. искусствоведения / Евтеева И.В.; Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии им. Н.К. Черкасова.- Л., 1990. - 24 с.

  1. Вазари, Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих [Текст]/Д.Вазари - Т. 1. - М.: Астрель - АСТ, 2001. -560с.
  2. Firenzuola А. Autori vari. I minori, v. 2, Mil., 1961. - P. 253.
  3. Рабле,Ф.Гаргантюа и Пантагрюэль / Пер. с фр. Н. Любимова. - М.: Худож. Лит,1973. - 800с.
  4. Zizek Slavoj. Absolute recoil: towards a new foundation of dialectical materialism PDF NY: Verso,2014. - 369 p
  5. Своеобразие культуры Нового времени в ее развитии от Ренессанса до наших дней [Текст]: Учебное пособие / Под ред. В. П. Большакова. - Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2000. – 144с.
  6. Эко, У. История уродства [Текст]/У.Эко. - М.: Слово, 2007. -456с.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle