Библиографическое описание:

Абдулахатов А. Р., Яхшиева М. Ш. Кураш как основа духовного воспитания студенческой молодёжи // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 791-793.

В данной статье речь идет о борьбе кураш, которая считается узбекским национальным видом спорта.

Ключевые слова: кураш, физическое воспитание, узбекский спорт, народные традиции.

 

В «Национальной Программе по подготовке кадров» разработаны основанные на общечеловеческих ценностях и богатых культурно-исторических традициях и обычаях эффективные организационно-педагогические формы и средства, используемые в духовно-нравственном воспитании молодёжи. Действительно, место и роль народных традиций, обычаев и ценностей в воспитании студенческой молодёжи бесценно.

За годы независимости сооружено много учебных заведений нового типа, реконструированы школы, учебные заведения, на их базе организованы направления, в которых приоритетным является физическое воспитание.

В воспитании духовно развитого, творческого и интеллектуального поколения место и роль физического воспитания и, особенно, национальных видов спорта безмерны.

Необходимо особенно отметить, что традиции созданные в процессе исторического формирования и развития народа и являются бесценным богатством, священным наследием для подрастающего поколения.

В ходе изучения и анализа ценностей были проведены научные исследования учёными нашей республики. В обучении физической культуре по теме национальных и общечеловеческих ценностей профессоры Х. Т. Рафиев, У. И. Иброхимов, доц. Ф. К. Ахмедов осуществили ряд важных работ. На международных конференциях республиканского и международного масштабов были высказаны суждения по поводу данной темы. Но на занятиях по физической культуре и курашу тема «Использование национальных и общечеловеческих ценностей» изучена не полностью.

Восстановление ценностей, определение её места в образовании и воспитании является актуальной задачей в вопросе осуществления широкомасштабных работ в этой сфере. Значение кураша, являющегося национальной ценностью, точно сформулировано Ф. К. Ахмедовым и А. Р. Абдулахатовым.

-        Кураш — узбекский спорт.

-        Кураш — современный мировой вид спорта.

-        Кураш — самое эффективное и образцовое средство воспитания.

-        Кураш основан на устоях философии, идеях гуманизма.

-        Кураш сближает народы мира.

-        Кураш — такой вид спорта, который требует мужества, смелости, честности и добросовестности.

-        Кураш формирует самостоятельное мировоззрение и свободное мышление, воспитывает жить, опираясь на знания и силу.

-        Кураш требует от спортсмена высокую степень совершенства.

-        Кураш- это смысл жизни и деятельности великих исторических личностей.

-        Кураш — истолкование взглядов мыслителей и создателей устного народного творчества.

-        Кураш — неотделимая часть мероприятий, народных праздников.

-        Кураш требует и воспитывает высокие нравственные качества.

-        Кураш — это средство воспитания молодёжи в национальном и общечеловеческом духе.

-        Кураш — гордость нации.

-        Кураш — национальный вид спорта, который прошёл длинный путь от прошлого до сегодняшнего дня.

Также можно пронаблюдать место кураша в системе национальных ценностей физической культуры.

 

Основная приоритетная цель системы образования на сегодняшний день — это воспитание всесторонне развитого поколения, и это не секрет. Это великая задача основана на национальных традициях, обычаях и ценностях. Осуществление её, в первую очередь, отмечено в выступлениях главы нашего правительства, в ряде правительственных решений, и этим мы аргументируем нашу мысль.

В системе образования и воспитания важным направлением считается приоритетность национальных и общечеловеческих ценностей. Это означает — оставлять будущему поколению богатое культурное наследие и воспитывать их на основе традиций, складывавшихся в течение многих тысячелетий. Молодёжь, которая составляет основную часть населения нашей республики, определяет наше будущее.

Сближение молодёжи с обычаями, традициями народа, устным народным творчеством, произведениями великих мыслителей, а также ознакомление их с народными богатырями, их патриотизмом, героизмом, храбростью, с историческими памятниками паломничества ещё больше повышает их интерес к изучению наследия наших великих предков. В процессе образования и воспитания последовательное использование национальных ценностей даёт большой эффект и обязательно имеется возможность достижения поставленной цели.

С обретением независимости кураш как вид спорта вышел на мировую арену, наши народные палваны вместе с тем, что они на весь мир прославляют честь кураша, также они проявляют своё мастерство. К этому перечню можно отнести имена таких известных палванов, как Акобир Курбанов, Камол Муродов, Тоштемир Мухаммадиев, Бахром Авазов, Махтумкули Махмудов, Фуркат Маматов, Сухроб Худойбердиев, Фаёз Файзуллаев и др.

Из истории известно, что кураш, в первую очередь, был известен в качестве образца гармоничности. Физическая сила, ловкость, умение, мужественность и честность, с одной стороны, соответствующее поведение в широком кругу, воспитанность, духовный облик, отношение к окружающим, к конкуренту и другие качества занимают особое место.

Национальные традиции возникают в результате жизненных потребностей, образа жизни данного народа. Традиции проведения кураша, являясь национальной гордостью, считаются своеобразным искусством воплощения многих обычаев. Узбекский народ как зеницу ока сберёг традиции кураша и, передавая следующему поколению, донёс до наших дней. Традиции кураша, являясь гордостью и символом могучей силы, считаются несравнимой ценностью в воспитании их ловкими, смелыми, мужественными, сильными, скромными, трудолюбивыми и проявляющими большую любовь к своей Родине.

Великий учёный Абулкасым Фирдавс в своём произведении «Шахнамэ», Авиценна — в «Канонах медицины», великий полководец Амир Тимур в «Уложениях Тимура», великий поэт Востока Алишер Навои в произведении «Хамса» («Пятерица») воспевали образ народных героев, а также учения о воспитании воспеты в произведениях устного народного творчества. Учитывая вышесказанное в воспитании духовно богатого поколения, мы предлагаем осуществить следующее виды работ:

1.                  Проведение ознакомительных работ со студентами факультета физической культуры о национальных и общечеловеческих ценностях.

2.                  Проведение бесед с известными палванами и спортсменами.

3.                  Проведение соревнований, посвящённых национальным ценностям.

4.                  Проведение научно-практических семинаров на тему о национальных ценностях.

5.                  Вовлечение одарённых, талантливых студентов-спортсменов в научно-исследовательскую деятельность.

6.                  Организация научных конференций, посвящённых национальным и общечеловеческим ценностям.

7.                  Совершенствование методов, связанных с национальными ценностями при обучении студентов факультета физического воспитания.

8.                  Проведение бесед о великих исторических личностях (Алпомыш, Рустаму Достон, Гуругли, Тумарис, Ширак, Спитамен, пахлаван, Махмуд, Махмуд Тарабий, Джалолиддин Мангуберди, Амир Тимур, Захириддин Мухаммад Бабур и др.).

9.                  Глубокое изучение воспитательных сторон кураша (честность, добродушие и др.).

10.              Учёт национальных особенностей в процессе образования с использованием национальных традиций.

11.              Усовершенствование спортивных занятий, проводимых со студентами.

12.              В процессе обучения преподносить студентам знания и навыки о кураше.

13.              Восстановление и развитие традиций и ценностей, широкое использование общечеловеческих ценностей.

14.              Связь учебно-воспитательных работ, национальных и общечеловеческих ценностей, традиций с проблемами нового времени, независимости, определение путей их осуществления.

Делая вывод необходимо отметить, что настоящий этап развития образования требует организации воспитания и образования, и совершенствования профессионального мастерства учителей на основе национальных и общечеловеческих ценностей. Это, в свою очередь, говорит о том, что вместе с совершенствованием знаний и умений студентов, также необходимо воспитать в них чувство патриотизма, дружбы и нравственные качества.

Как утверждает президент Узбекистана И. А. Каримов, «спорт — это здоровое поколение, здоровое будущее». Следовательно, только здоровый народ, здоровая нация может достичь великих дел и требует проведения многогранных научно-исследовательских работ по физической культуре и курашу.

 

Литература:

 

1.                  Каримов И. А. Вступительная речь на открытии I чемпионата мира по курашу. Газета «Халк сузи». 1999 г. 2 мая.

2.                  Ахмедов Ф. К. Роль национальных традиций в физическом воспитании и образовании. Ташкент, 2010 г. Издание «Фан», 110 стр.

3.                  Юсупов К. Международные правила, техника и тактика кураша. Ташкент, 2005 г., 129 стр.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle