Библиографическое описание:

Уварова А. Д., Егорова М. С. Анализ внешней среды предприятия на примере ОАО «Химпром» г. Новочебоксарск // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 743-748.

Стратегия развития ОАО «Химпром» ориентирована на производство продукции с высокой добавленной стоимостью, строительство новых и модернизацию существующих производственных мощностей на действующих площадках, создание новых перспективных продуктов. ОАО «Химпром» активно занимается научно-исследовательскими работами в области химии, энергоэффективности и экологии. Основные производственные комплексы — органический, неорганический, хлорорганический, кремнийорганический, фосфорорганический, резинохимикаты, поверхностно активные вещества, а также реагенты для теплоэнергетики, нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности.

Завод осуществляет производство пероксида водорода, являющееся крупнейшим в России, которое отвечает международным стандартам и обеспечивает потребность целлюлозно-бумажной и текстильной промышленности в экологически чистых отбеливателях. В ассортименте ОАО «Химпром» продукция более 150 наименований, востребованная практически всеми отраслями промышленности. В производстве многих продуктов завод занимает ведущие позиции в России: метиленхлорид, этилсиликат, трихлорсилан, комплексоны, ингибитор солеотложений ИОМС-1, нитрилотриметилфосфоновая и оксиэтилидендифосфоновая кислоты.

Компания имеет крупнейшее в стране производство пероксида водорода. Это единственное в стране предприятие, которое выпускает:

-        антиоксидант для резин — ацетонанил Н®;

-        мономер для производства уникальных термостойких высокопрочных полимерных волокон — мягчитель-2;

-        хлорсодержащие антипирены для полимерных материалов — фосфор. Качество продуктов ОАО «Химпром» признано в 28 странах мира [2].

Химическая промышленность — одна из значимых отраслей современной экономики. Продукцию химической отрасли можно поделить на четыре категории: базовые химикаты (около 36 % мирового производства в данной отрасли), специальные химикаты (25–28 %), продукты жизнеобеспечения (25–27 %) и потребительские товары (примерно 10 %).

Полимеры, крупнотоннажная нефтехимия, базовые промышленные химические продукты, неорганические химикаты и минеральные удобрения составляют базовые химикаты. Основным применением пластика являются жилищное строительство, упаковка, производство труб, контейнеров, разного рода транспортных средств, детских игрушек и игр. Среди полимеров наибольшее применение имеет полиэтилен, который используется при производстве упаковки, тары, контейнеров и труб, пленки, технических волокон. Еще одним важным полимером является поливинилхлорид, находящий применение в производстве отделочных и теплоизоляционных материалов, строительных труб. Полипропилен также используется при производстве тканевых и ковровых покрытий. Полистирол находит применение в производстве деталей автомобилей, игрушек, радиопромышленности.

Важным материалом для производства полимеров служат продукты крупнотоннажной нефтехимии и сопутствующие химикаты, производимые из сжиженного попутного газа, природного газа и сырой нефти. К крупнотоннажным химикатам относят пропилен, этилен, толуол, бензол, мономерный винилхлорид, метанол, бутадиен, стирол и др. Данные химикаты используются при производстве большей части полимеров и других органических химикатов, а также специальных видов химических продуктов. Базовыми химическими продуктами часто являются неорганические химикаты. К ним относятся каустическая сода, хлор, соль, различные кислоты (азотная, фосфорная, соляная). Минеральные удобрения — менее значимый сегмент базовых химикатов. Они включают в себя азотные, фосфорные и калийные удобрения. Они применяются в сельском хозяйстве.

К химическим продуктам жизнеобеспечения относят фармацевтические препараты, биологические субстанции, ветеринарные и диагностические препараты, витамины, активно использующиеся для лечения и поддержания здоровья людей и животных. Специальные химикаты включают в себя продукты с относительно высокой добавленной стоимостью и являются достаточно быстроразвивающимся инновационным сегментом. Эти товары ценятся на рынке за их особые функциональные качества. К ним относятся промышленные газы, электронные химикаты (предназначенные для электронных приборов и оборудования), клеи, промышленные чистящие химикаты, различные защитные покрытия, катализаторы. Потребительские химикаты представляют собой моющие средства и косметику, мыла, без которых мы не можем обойтись в повседневной жизни.

Таким образом, продукция химической промышленности широко используется для производства разнообразных потребительских товаров, а также и в других отраслях экономики: строительство, сельское хозяйство, обрабатывающая промышленность и сфера услуг. Химическая промышленность сама потребляет около четверти собственного производства химикатов. Среди главных потребителей ее продукции — текстильная и автомобильная промышленность, металлургия, производство одежды и др.

Главными конкурентами предприятия ОАО «Химпром» г. Новочебоксарск являются ОАО ПО «Химпром» г. Кемерово, ВОАО «Химпром» г. Волгоград, ОАО «Каустик» г. Волгоград, которые выпускают схожую продукцию. SWOT-анализ деятельности предприятия представляет собой принципиально новый подход к определению его успешности. Он не затрагивает рассмотрение финансовых коэффициентов, потому является универсальным (нельзя установить один уровень коэффициентов для предприятий разных отраслей). SWOT-анализ начинается с определения слабых и сильных сторон, относительно его факторов внутренней среды. Для этого маркетинговую, финансовую и производственную деятельность предприятия следует оценить по наиболее значимым пунктам по пятибалльной системе.

Таблица 1

Факторы эндогенной среды предприятия

Факторы эндогенной среды

Оценка качества

Важность

1

2

3

4

5

Выс.

Сред.

Низ.

1.                  Маркетинг

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 известность предприятия на рынке

 

 

 

+

 

+

 

 

1.2 доля рынка

 

 

+

 

 

+

 

 

1.3 репутация исходя из качества

 

 

 

+

 

+

 

 

1.4 репутация исходя из обслуживания

 

 

+

 

 

 

+

 

1.5 реклама

 

+

 

 

 

+

 

 

1.6 эффективность продаж

 

 

 

+

 

+

 

 

1.7 эффективность НИОКР

 

 

 

+

 

 

+

 

1.8 расположение

 

 

 

 

+

+

 

 

2.                  Финансы

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 достаточность капитальных ресурсов

 

 

 

+

 

+

 

 

2.2 доходность капитала

 

 

 

+

 

+

 

 

2.3 финансовая стабильность

 

+

 

 

 

+

 

 

3.                  Производство

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1 современное оборудование

 

 

 

+

 

+

 

 

3.2 соблюдение сроков поставок

 

 

 

+

 

+

 

 

3.3 ассортимент

 

 

 

+

 

 

+

 

3.4 технический уровень производства

 

 

 

+

 

+

 

 

3.5 затраты на производство

 

 

 

+

 

+

 

 

4.                  Организация

 

 

 

 

 

 

 

 

Факторы эндогенной среды

Оценка качества

Важность

1

2

3

4

5

Выс.

Сред.

Низ.

4.1 квалификация руководства

 

 

+

 

 

+

 

 

4.2 штат сотрудников

 

 

 

+

 

 

+

 

4.3 преданность работников предприятию

 

 

+

 

 

 

+

 

4.4 реакции на изменение рыночной ситуации

 

 

+

 

 

+

 

 

4.5 инициативность руководства

 

 

 

+

 

+

 

 

4.6 оперативность принятия решения

 

 

 

+

 

+

 

 

 

Обработка данных и выявление сильных и слабых сторон предприятия происходит посредством построения матрицы анализа сторон предприятия (таблица 2). Для этого в каждой ячейке матрицы проставляются пункты факторов эндогенной среды, оцененные в таблице 1, которые соответствуют поставленному количеству баллов. Из матрицы анализа сильных и слабых сторон предприятия видно, что сильные стороны преобладают над слабыми. Существенным недостатком предприятия являются отсутствие корпоративной культуры, недостаточный уровень обслуживания клиентов. Само же предприятие имеет широкие возможности, так как имеет хороший штат сотрудников, высокий технический уровень производства и удачное местоположение.

Таблица 2

Матрица сильных и слабых сторон предприятия

Важность

Оценка качества

 

Очень слабое (1)

Слабое (2)

Нейтральное (3)

Сильное (4)

Очень сильное (5)

Высшая

 

1.5, 2.3

1.2, 4.1

1.1, 1.3, 1. 6, 2.1, 2.2, 3.1, 3.4, 3.5, 4.5, 4.6

1.8

Средняя

 

 

1.4, 4.3

1.7, 4.2

3.3

Низшая

 

 

 

 

 

 

Ниже диагональной линии находятся слабые стороны, а выше — сильные. Далее итог анализа деятельности предприятия с рассмотрением слабых и сильных его сторон представлен в таблице 3. После анализа факторов эндогенной среды приступают к оценке факторов экзогенной среды.

Таблица 3

Последствия для предприятия из-за действия его сильных и слабых сторон

Факторы

Сильные стороны

Слабые стороны

Последствия

Маркетинг

Известность предприятия на рынке

 

Предприятие в основном осуществляет экспорт продукции, часть идет на импорт в страны Европы

 

Репутация в отношении качества

 

Сертификация продукции по системе ИСО 9000 дает возможность расширить как внешние, так и внутренние рынки сбыта

 

 

Реклама

Если не пересмотреть рекламную политику, особенно в отношении товаров бытовой химии, то можно потерять потенциальных клиентов

Финансы

Достаточность капитальных

 

Достаточность капитальных ресурсов

Факторы

Сильные стороны

Слабые стороны

Последствия

 

ресурсов, доходность капитала

 

дает возможность функционирования предприятия без прибегания к долгосрочным кредитам, доходность позволяет предприятию развиваться и модернизироваться

 

 

Финансовая стабильность

Может подорвать доверие акционеров, инвесторов

Производство

Соблюдение сроков поставок, технический уровень производства, затраты на производство

 

Способствует приобретению постоянных клиентов, кредита доверия, высокий технический уровень производства способствует повышению качества продукции, снижению себестоимости

 

 

Ассортимент

Сравнительно узкий ассортимент ведет к неудовлетворению покупательного спроса, возможности

Факторы

Сильные стороны

Слабые стороны

Последствия

 

 

 

потери клиента, т. е. нужно улучшить деятельность службы маркетинга по изучению спроса

Организация

Оперативность принятия решений, штат

 

Быстрое решение проблем, мобильность, ответственность за свои действия

 

 

Квалификация руководства, реакции на изменение рыночной ситуации, преданность работников предприятию

Довольно частая смена руководства за короткий промежуток времени не позволяет ему целиком войти в курс дела и приводит к ошибкам, в результате предприятие не может развиваться в соответствии с рыночной ситуацией, потере доверия работников, текучке кадров, снижению качества и объема выпускаемой продукции

 

Факторы экзогенной среды, влияющие на состояние предприятия, рассмотрены в таблице 4.

Таблица 4

Факторы экзогенной среды предприятия

Факторы экзогенной среды

Оценка качества

Важность

1

2

3

4

5

Выс.

Сред.

Низ.

Факторы прямого воздействия

 

 

 

 

 

 

 

 

1.                  Покупатели

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Крупные клиенты

 

 

 

 

+

+

 

 

1.2 Мелкие клиенты

 

 

+

 

 

 

+

 

1.3 Угроза неуплаты продукции

 

 

 

+

 

+

 

 

1.4 Угроза потери покупателя

 

 

 

+

 

+

 

 

1.5 Появление нового покупателя

 

 

+

 

 

+

 

 

1.6 Возраст покупателя

 

 

+

 

 

 

 

+

2.                  Конкуренты

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Преимущества конкурентов

 

 

+

 

 

+

 

 

2.2 Слабость конкурентов

 

 

 

+

 

 

+

 

2.3 Борьба с конкурентами

 

+

 

 

 

 

+

 

3.                  Поставщики

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1 Надежность поставщиков

 

 

 

 

+

+

 

 

3.2 Репутация поставщика

 

 

 

+

 

 

+

 

3.3 Качество поставляемого сырья

 

 

 

+

 

+

 

 

4.                  Законодательная база

 

 

 

 

 

 

 

 

4.1 Наличие отрегулированной законодательной базы

 

 

 

+

 

+

 

 

4.2 Появление новых законов

 

 

 

+

 

 

+

 

Факторы косвенного воздействия

 

 

 

 

 

 

 

 

Факторы экзогенной среды

Оценка качества

Важность

1

2

3

4

5

Выс.

Сред.

Низ.

5.                  Уровень социально- экономического развития в регионе

 

 

+

 

 

+

 

 

6.                  Уровень НТР экономики

 

 

 

+

 

 

+

 

7.                  Уровень НТР в отрасли

 

 

 

+

 

+

 

 

8.                  Наличие экономических кризисов

 

+

 

 

 

+

 

 

 

Проанализировав факторы экзогенной среды, можно сделать вывод, что многие факторы прямого воздействия имеют достаточно низкую оценку и негативные последствия этого сглаживает лишь тот факт, что они играют не самую важную роль для предприятия. Самую низкую оценку получил пункт «борьба с конкурентами». Это «узкое» место в работе предприятия, касающееся деятельности маркетинговой службы. Наиболее сильными сторонами были отмечены надежность поставщиков и наличие крупных покупателей, что, несомненно, делает работу предприятия более стабильной. Факторы косвенного воздействия получили средние оценки, но хотя их влияние косвенно, они играют значительную роль в деятельности предприятия.

Далее рассмотрены угрозы и возможности для предприятия (таблица 5).

Таблица 5

Последствия осуществления возможностей и угроз предприятия

Угроза

Возможность

Последствия

Возможности избежания угрозы или использования возможности

Неплатеж со стороны покупателя

Вероятна, несмотря на то, что предприятие работает с крупными фирмами, постоянными клиентами

Снижение финансовой устойчивости

Требование предоплаты со стороны предприятия

Потеря покупателя

Существует, так как по некоторым номенклатурным позициям качество не из лучших, нет соответствующей

Потеря клиентов, затоваривание складов

Улучшение качества продукции, деятельности маркетинговой службы

Угроза

Возможность рекламы

Последствия

Возможности избежания угрозы или использования возможности

Перехват

Вероятность

Заставляет искать

Сохранение

Угроза

Возможность

Последствия

Возможности избежания угрозы или использования возможности

покупателей конкурентами

существует

новые пути развития

покупателей, развитие маркетинговой службы

 

Таким образом, SWOT-анализ деятельности предприятия показал, что потенциал у него существует большой, благодаря хорошей технологической базе, наличию квалифицированных сотрудников и удачному географическому положению, однако в силу частой смены руководства снижена скорость реакции на изменение рыночной конъюнктуры, предприятие имеет слабую службу маркетинга, произошло резкое сокращение количества инновационных разработок и инвестиционных вложений предприятия, в результате преданность сотрудников предприятия к заводу падает, отмечается неустойчивость финансового состояния предприятия. Основными угрозами на данный момент являются потеря покупателей из-за отсутствия рекламы и других факторов, подрыв доверия кредиторов из-за неустойчивого финансового положения, потеря части квалифицированных кадров, особенно из менеджеров высшего и среднего звена.

 

Литература:

 

1.      Асаул А. Н. Организация предпринимательской деятельности. Учебник. СПб.: АНО ИПЭВ, 2009. — 336с.

2.      Официальный сайт ОАО «Химпром» г.Новочебоксарск. [Электронный ресурс]. URL: http://www.himprom.com/company/, (дата обращения: 11.03.2015).

3.      Экономика и финансы предприятия / под ред. Т. С. Новашиной. — М.: Синергия, 2014. — 344 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle