Библиографическое описание:

Паничева К. Е., Минакова Л. В. Роль дополнительного образования в персонификации профильного обучения и воспитания одаренных детей // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1156-1160.

Инновационная работа в сфере дополнительного образования состоит из нескольких этапов: поиск новых идей; формирование комплекса моделей обучения и воспитания, ориентированных на развитие интеллектуальных, коммуникативных, лидерских способностей; реализация комплекса; закрепление новшества, превращение в традиции. Внедрение любой инновации эффективно, если совпадают ценностные ориентиры воспитательной системы и новой технологии, если для детей и подростков она окажется привлекательной и престижной, если педагоги готовы профессионально овладеть новыми для себя способами и приемами, которые направлены на создание личности, настроенной на успех.

Ключевые слова:инновация, инновационная деятельность, инновационный процесс, персонификация профильного обучения, дополнительное образование, информационно-коммуникационных технологий, модернизация образования, образовательный ресурс, персонификации образования одаренных детей.

 

Современное дополнительное образование — уникальная образовательная сфера, дополняющая системы общего и профессионального образования и имеющая самостоятельное социальное назначение. Личностно-ориентированное дополнительное образование способно удовлетворить человека не только как субъекта культурных, социальных, производственных отношений, но и непосредственно его индивидуальные образовательные запросы и потребности, предоставить возможности для самореализации в творчестве, раскрытия внутреннего потенциала, включения в новые виды деятельности.

Обращение к проблеме взаимосвязи и взаимодействия общего и дополнительного образования сегодня весьма актуально и является отражением потребности педагогической практики. Именно в тех образовательных учреждениях удается добиться серьезных успехов в учебно-воспитательном процессе, где нет непреодолимой стены между урочной и внеурочной деятельностью, где воспитание не отделено от обучения и развития.

Вместе со школами учреждения дополнительного образования составляют разноуровневую и целостную систему. Однако, в отличие от школ, учреждения дополнительного образования предоставляют детям возможность свободного выбора форм и видов деятельности, направленных на формирование их мироощущения и миропонимания, развитие познавательных способностей и мотивационной положительной направленности в сфере свободного времени. Результатом интеграции основного и дополнительного образования является общее среднее образование, а также комплекс реализуемых в системе образования принципов: параллельности, дополнительности, принципа индивидуально личностного/персонифицированного подхода, принципа вариативности, альтернативности, принципа разноуровневого подхода.

Отличительными чертами педагогики дополнительного образования детей являются:

-        создание условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области (направления и вида деятельности), профиля программы и времени ее освоения, педагога;

-        многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и потребности ребенка;

-        личностно-деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению;

-        личностно-ориентированный подход к ребенку, создание «ситуации успеха» для каждого;

-        создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности;

-        признание за ребенком права на пробу и ошибку в выборе, права на пересмотр возможностей в самоопределении;

-        применение таких средств определения результативности продвижения ребенка в границах выбранной им дополнительной образовательной программы (вида деятельности, области знаний), которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребенка.

В условиях учреждения дополнительного образования одаренность школьника проявляется в познавательной, проектной, исследовательской, информационно-поисковой, социокультурной, художественной деятельности.

Организация познавательной деятельности предполагает применение комплекса моделей обучения и воспитания, ориентированных на развитие интеллектуальных, коммуникативных, лидерских способностей.

1.        Свободная модель максимально учитывает инициативу учащегося, его самостоятельность (учащийся самостоятельно определяет интенсивность и продолжительность занятий, самостоятельно выбирает средства обучения, коммуникации, источники нахождения информации и др.).

2.        Диалогическая модель акцентирует внимание педагога на целенаправленном развитии интеллекта и коммуникативных компетенций школьника (диалог культур, диалог идей, диалог теоретика и практика, диалог способов познания), создает условия для индивидуального интеллектуального творчества.

3.        Личностная модель ориентирована на общее развитие школьников, в том числе их познавательных, организаторских, эмоционально-волевых, нравственных и эстетических возможностей. Обучение и воспитание строятся на основе таких принципов, как активность, высокий уровень трудности, быстрый темп обучения, решения проблемных задач, жизненных ситуаций, приоритет дедуктивного способа познания.

4.        Обогащающая модель реализует интеллектуальное воспитание посредством актуализации и усложнения ментального (умственного) опыта учащегося. Предполагает активное использование заданий для самостоятельной работы, имеющих повышенный уровень сложности, требующих применения разнообразных интеллектуальных приемов, способов решения нестандартных задач. Создает условия для индивидуализации обучения и воспитания на основе учета индивидуальных познавательных способностей школьников.

5.        Структурно-развивающая модель направлена на расширение арсенала владения интеллектуальными умениями (анализ, синтез, обобщение и конкретизация, систематизация, моделирование), овладение новыми способами представления информации, имеющей социальную направленность.

6.        Активизирующая модель направлена на повышение уровня познавательной и социальной активности посредством включения проблемных ситуаций с опорой на познавательные, коммуникативные потребности, на средства повышения мотивации к активной социальной деятельности (самоуправление, волонтерство, работа в детских и молодежных общественных и творческих организациях).

В настоящее время в учреждениях дополнительного образования накоплен большой положительный опыт работы с одаренными детьми. При этом успешное развитие творческих задатков школьников, их осмысленная профессиональная ориентация, выбор специальности зависят от ряда условий: наличия представлений о структуре системы дополнительного образования в Ставропольском крае; знания документов, принятых органами управления образованием, которые обеспечивают эффективность работы образовательных учреждений, педагогов, работающих с одаренной молодежью и др.

Единство основного и дополнительного образования обеспечивает полноту элементов и целостность образовательного пространства, предполагает преодоление разнородности сведений и эмпиричности в процессе обучения. Это создает специфическую образовательную среду, является основой выработки оптимальных методик и технологий целенаправленного педагогического содействия процессам развития личности, разработки психолого-педагогических принципов наиболее раннего выявления интеллектуальной одаренности детей.

Таким образом, благодаря интеграции общего и дополнительного образования возможно создание особой образовательной среды, разработка особых программ и учебных планов, новых комбинаций методов и форм учебной деятельности, как в школе, так и в учреждениях дополнительного образования, что в совокупности создает основу для персонификации обучения и воспитания интеллектуально одаренных обучающихся.

Организация научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности по персонификации образования одаренных детей.

Персонификация образования детей и подростков, наделенных от природы умственными способностями, подразумевает создание специфических условий их сопровождения, особой среды, не унифицирующей одаренную личность, а, напротив, актуализирующих ее неповторимо индивидуальную образовательную траекторию.

Образующим фактором персонификации образования являются созидательные и познавательные потребности одаренного обучающегося. Не он приспосабливается к предлагаемым школой моделям индивидуализации образования, а школа совместно с учреждениями дополнительного образования и вузом создает образовательную инфраструктуру и проектирует его субъектную позицию в обучении, разрабатывает единичную образовательную траекторию. Этим персонифицированное образование принципиально отличается от индивидуализированного.

Создание интегративного образовательного комплекса, использующего ресурсы общего, дополнительного, профессионального образования и производства возможно пока в условиях эксперимента, поскольку является инновационным проектом.

Реализация экспериментальной программы по персонификации образования одаренных обучающихся возможна при условии ее психолого-педагогического и кадрового обеспечения, при интеграции усилий школьных учителей, педагогов дополнительного образования, социальных педагогов, школьных психологов, на базе сотрудничества с высшими учебными заведениями и другими академическими образовательными структурами. Кадровый потенциал высшей школы, научно-исследовательских учреждений в системе персонификации образования интеллектуально одаренных обучающихся играет приоритетную роль.

Результаты такого сотрудничества являются общественно значимыми, они выходят за рамки академических исследовательских программ, они важны для оптимизации образовательного процесса, укрепления в нем творческих начал, для повышения мотивации детей к познанию и самовоспитанию.

В создаваемых на опытно-экспериментальной основе моделях сотрудничества школы с учреждениями дополнительного образования и вузами оптимизируется учебно-воспитательная работа, предусматривающая диагностику и стимулирование познавательных способностей обучающихся, опережающих сверстников в развитии интеллекта, апробируется система психолого-педагогического содействия процессам формирования у них когнитивного стиля деятельности. Технологии взаимодействия педагога и одаренного обучающегося предполагают реализацию идеи его специализированной подготовки на стадиях предпрофильного и профильного обучения.

Предпрофильная подготовка обучающихся осуществляется средствами апробации и структурирования основных направлений деятельности и развития одаренных детей в кружках по дополнительному образованию, на семинарах и занятиях факультативов, которые проводятся не только в учебных классах, но и на производстве, при вузовских кафедрах и лабораториях. На этапе профилизации образования ученики, предрасположенные к интенсивному интеллектуальному труду и мыслящие нестандартно, обучаются в специализированных классах и одновременно работают на постоянной основе по индивидуальным программам.

Система персонифицированного обучения не только не подавляет природные способности, проявляющиеся в учебной, а затем трудовой деятельности, но и активизирует их средствами обновления содержания образования, инновационных обучающих технологий, а главное — формами самоактуализации в творчестве.

В условиях персонифицированного образования процесс интеллектуального развития реализуется в качественном переходе от накопления знаний к их продуктивности, что, в свою очередь, обеспечивает «культуру практика», то есть высокий уровень преобразовательной деятельности и реализуется, например, в рамках Малой академии наук как уникальной образовательной среде введения ребенка в пространство науки.

Малая академия наук (МАН) как научное общество обучающихся имеет статус отдела Ставропольского городского дворца детского творчества.

МАН — это многоступенчатая образовательная система, в которой с детьми работают ученые, доктора и кандидаты наук. Активно развиваются связи академии со всеми вузами Ставрополя, разворачивается сеть городских и сельских филиалов. Регулярным является участие школьников — членов МАН в крупных региональных, федеральных и международных конференциях молодых исследователей.

Выпускники МАН продолжают начатые ими исследования не только в годы студенчества, но и после окончания вузов в аспирантурах и далее в самостоятельной профессиональной деятельности [5].

Концепция, на основе которой работает система МАН, включает в себя следующие основные положения:

1.        Для каждого слушателя Малая академия является подсистемой целостной образовательной системы, включающей в себя школу и социум.

2.        Главным системообразующим фактором МАН является комплекс целей, поставленных в диагностической (проверяемой форме):

-        создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие индивидуальности учащихся в ходе овладения ими методологией науки, профориентационной и предпрофильной подготовки;

-        развить творческие задатки учащихся в процессе исследовательской деятельности, при решении конкретных научных проблем, освоении всех этапов научного исследования;

-        обеспечить взаимосвязь между школьным образованием и творческой деятельностью в рамках МАН, переход учащихся от школьного этапа к вузовской системе образования;

-        сформировать и сохранить системные качества интеллекта (панорамность мышления) в сочетании с надежными профессиональными знаниями для решения конкретных научных проблем.

Деятельность малой академии наук опирается на следующие основные психолого-педагогические принципы:

-        учет возрастных особенностей слушателей;

-        учет их интересов и склонностей;

-        сочетание научности и доступности;

-        создание условий для самостоятельной научно-творческой деятельности учащихся;

-        междисциплинарный подход к постановке и решению научных проблем.

Необходимо особо отметить новые ключевые принципы, реализованные в деятельности МАН:

-        принцип быстрейшего вхождения в проблему;

-        принцип конкретного сотрудничества в исследовании;

-        принцип системного видения любой конкретной проблемы;

-        принцип дискуссионного обмена мнениями и др.

На сегодня в МАН разработана и реализуется образовательная технология, имеющая следующие этапы и цели:

1.        Пропедевтический этап. Основная цель — познакомить обучающихся с современной наукой, ее местом в системе культуры и человеческой цивилизации в целом, сформировать фундамент стремлений и навыков к самооценке и рефлексии, содействовать тенденции к раскованности и свободе суждений в сочетании с обоснованностью, ответственностью и уважением к мнению коллег.

2.        Подготовительный этап. Цель — сформировать у обучающихся представления о науке, ее структуре, научном методе, формах научной деятельности и оказать содействие в определении области научных интересов (выборе секции МАН).

3.        Вводный этап. Нацелен на оказание помощи обучающимся в определении темы и проведении начальных шагов исследования, в формировании навыков публичного обсуждения проблемы, хода исследования, избранного метода и полученных результатов на междисциплинарном объединенном научном семинаре.

4.        Интегрирующий этап. Цель — оказание содействия в осуществлении всех этапов научного исследования: от постановки проблемы до представления результатов в виде доклада или статьи при возможно более высокой степени самостоятельности.

Для каждого этапа разработаны и реализуются образовательные технологии, структура которых включает стандартный набор компонентов:

1.                  Анализ будущей деятельности учащихся.

2.                  Определение содержания обучения.

3.                  Оценка степени нагрузки учащихся.

4.                  Мотивационная поддержка образовательного процесса

5.                  Алгоритм функционирования знания.

6.                  Алгоритм управления образовательным процессом

7.                  Контроль качества усвоения.

8.                  Разработка структуры и содержания занятий.

9.                  Научно-методическое обеспечение образовательного процесса.

10.              Коррекция образовательной технологии.

Реальное содержание каждого компонента зависит от этапа обучения в академии. Одним из приоритетных направлений работы МАН является психологическое сопровождение обучающихся. С одаренными детьми активно проводится групповая тренинговая работа, направленная на построение «Я-концепции», здорового самоощущения. В тренинговом общении посредством конструктивного игрового взаимодействия ребенок прорабатывает ряд собственных проблем для более полного принятия себя, построения адекватной самооценки и избегания межличностных конфликтов. Большую роль играет возможность общения со сверстниками, обладающими сходными интересами и высоким уровнем развития [2].

Создание комфортной творческой среды, индивидуализация образовательного процесса ориентированы на создание оптимальных условий для проявления успеха у детей, для стимулирования и реализации творческого потенциала детей без разрушения имеющегося образовательного пространства и сохранения естественных условий жизни детей.

Тренинг — это особый пласт работы академии, имеющий свою специфику. В ходе общения решаются или прорабатываются проблемы во взаимоотношениях с учителями, сверстниками, родителями и самим собой.

Кроме того, используются такие формы работы как: «Форт МАН-ярд»- основа которого, «веревочный» курс доверительного конструктивного командного взаимодействия, ИТИ «Путешествие во времени» — с динамическими сменами различных видов деятельности. Традиционный фестиваль «Аукцион талантов», где дети демонстрируют свою уникальность и неповторимость, всевозможные конкурсы «Мисс и мистер академия», рыцарские турниры, игры-импровизации и песнопения.

Таким образом, образовательная система МАН доказала свою эффективность так как она аккумулирует и оптимизирует ресурсы основного и дополнительного образования, имеет гибкую разветвленную организационную структуру, позволяющую осуществлять индивидуально-личностную подготовку одаренных детей, доводя их достижения до продуктивного уровня.

 

Литература:

 

1.                  Беляева В. А., Петренко А. А. Деятельность педагога — методиста в системе муниципального образования. Методические рекомендации. –М., 2005

2.                  Возможности дополнительного образования детей для реализации профильного обучения.- С.- Птб.: Каро, 2005

3.                  Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования /Вестник образования, 2002.- Декабрь/Официальные документы в образовании, 2002.-№ 27

4.                  Коллегия Минобрнауки РФ «О Концепции модернизации дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2010 года» от 6.04.2004

5.                  Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей от 17.09. 2012 (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.06.2012 № 504)

6.                  Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей до 2010 года, приказ Минобра РФ.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle