Библиографическое описание:

Непойранов А. С., Ростова Е. С., Тумакова Н. А. К вопросу об эффективных способах изучения английского языка и возможных сложностях восприятия иноязычной речи // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1150-1153.

Ключевые слова: иностранный язык, система обучения, словарный запас, коммуникация, образовательный процесс, коммуникативная способность, мотивация, уровень знаний.

 

В настоящее время на рынке труда ценятся специалисты высокого уровня, со знаниями, которые не ограничиваются лишь узкопрофильной направленностью. Одной из самых важных, а порой и обязательных сфер профессиональной деятельности будущего выпускника является область знания иностранного языка. Кадры, владеющие иностранным, в частности английским языком, имеют больше шансов обретения заветной высокооплачиваемой работы, нежели соискатель такой же вакансии, но не владеющий английским языком.

Безусловно, каждый из нас мечтает обрести достойную, хорошо оплачиваемую работу, в которой сможет эффективно применить полученные знания, умения и навыки не только по специальности, но и в области знания и владения иностранным языком. Здесь следует разобраться в вопросе выбора результативного способа изучения английского языка.

Одним из самых простых, и, на наш взгляд, действенных способов освоения иностранного языка является овладение им с помощью квалифицированного наставника.

И здесь многое зависит от преподавателя: когда обучающиеся занимаются с педагогом, на него ложится нелегкий груз ответственности за дальнейшие успехи своих подопечных. Очень важно не ошибиться и правильно выбрать наставника. Подруга маминой сестры или знакомой, которая когда-то, как-то и где-то преподавала или же немного владеет иностранным языком, не представляется нам идеальным вариантом.

Если вы хотите добиться отличного и устойчивого результата, то это должен быть высококлассный, квалифицированный специалист, доказавший свою состоятельность и хорошо себя зарекомендовавший. Идеальным кандидатом, с нашей точки зрения, будет педагог из хорошей школы или вуза. Про него (или нее) всегда можно получить независимую оценку (положительную, нейтральную или отрицательную) от его же студентов. Такой преподаватель достаточно опытен и сможет спроектировать для учащихся действенную систему обучения. В случае, если поиск компетентного специалиста увенчается успехом, то рано или поздно это даст результат и обучающийся достигнет поставленной цели.

Зачастую, в процессе изучения иностранного языка, обучающиеся сталкиваются с проблемой нехватки иностранного словарного запаса для более корректного изъяснения. Поэтому проблему с недостаточным объемом вокабуляра необходимо решать.

Однако решение данного вопроса может быть достаточно проблематичным. Перед тем, как что-то произнести на чуждом для обучающегося языке, сначала им формулируется мысль на родном для него средстве коммуникации. Очень часто бывает довольно проблематично перевести ту или иную фразу на английский язык, сохранив при этом смысл и не наделать ошибок в употреблении лексики.

Решение вышеуказанной нами задачи лежит на поверхности: необходимо всякими способами разнообразить свою речь:

-        прочтением книг;

-        просмотром фильмов;

-        общением с носителем языка.

С одной стороны процесс обогащения словарного запаса видится нам довольно простым, но с другой стороны оказывается очень нудным, долгим и утомительным. Поэтому обучающемуся стоит запастить терпением.

Выбор правильной системы обучения. Здесь стоит определиться: как будет организован процесс обучения? Будет ли он организован силами преподавателя или репетитора по иностранному языку или же обучаемый организует его самостоятельно?

В первом случае весь груз ответственности ложится на преподавателя, а во втором — на самого изъявившего желание изучать английский язык. Тут обучающемуся следует заняться самоанализом и разобраться, с чем у него возникает больше всего проблем и трудностей и уже на это делать упор в обучении.

В случае возникновения сложностей с речью (как письменной, так и устной), следует больше прослушивать текстов на иностранном языке. Проблемы с письмом решаются через прочтение книг и штудирование учебников.

Немаловажно и желание самого обучающегося: без него процесс обучения не увенчается успехом. Мотивация — это то, от чего не меньше, а может даже и больше, чем от всего остального, зависит успех в изучении дисциплины. Это то, что в большей степени толкает каждого из нас на какое-либо действие. Мотив — это побуждение к действию, связанное с удовлетворением потребностей субъекта, а мотивация — это побуждения, активизирующие деятельность субъекта и определяющие направленность этой деятельности.

Мотивация является важнейшей компонентой обучения иностранному языку в вузе [4].

Процесс изучения иностранного языка достаточно трудоемкий и требует времени, усилий и желания со стороны обучающегося и профессионализма со стороны обучающего.

В большинстве случаев, когда люди изучают иностранный язык, например в школе или в университете, они общаются только с одним преподавателем в течение долгого времени. В результате происходит привыкание к манере произношения одного человека, что не лучшим образом сказывается на коммуникативной способности обучающихся. Когда человек слышит иностранную речь от непосредственного носителя языка, он теряется и иногда не может понять сути разговора. В таких случаях приходится самому преодолевать трудности в понимании иностранной речи.

Безусловно, чем чаще разговаривать на иностранном языке, например на английском, тем быстрее происходит избавление от аудио-барьера. Как говорится, «Хочешь научиться чему-то — делай это как можно чаще» [1]. Но на сегодняшний день также существуют альтернативные способы для преодоления сложностей в восприятии иноязычной речи. Например, многие люди слушают радио, аудиокниги на иностранном языке, а также смотрят художественные фильмы с субтитрами.

По мнению многих методистов, одним из самых эффективных способов является просмотр подкастов в сети Интернет. Подкасты представляют собой либо отдельные аудио-, видеофайлы, либо регулярно обновляемую серию файлов, которую можно загрузить с Интернета на компьютер или плеер.

Большой популярностью среди изучающих иностранный язык пользуются подкасты производства BBC [5]. При просмотре видеофайлов, вслед за предложениями Вы видите на экране картинки, которые помогают понять содержание текста. Можно найти подкасты на абсолютно любую интересную тему, например, про историю или путешествие в страну, язык которой Вы изучаете. Поэтому использование подкастов развивает не только Ваши способности к овладению иностранным языком, но и дает возможность узнать много новой и полезной информации.

Несомненным преимуществом просмотра художественных фильмов считается обилие диалогов, которые позволяют познакомиться со всевозможными конструкциями и выражениями, часто употребляемыми в разговорной речи иностранцев.

Данный способ представляется нам одним из наиболее предпочтительных и приятных. К тому же, субтитры помогают в любое время перевести новую фразу, запомнить ее и активно использовать в своей речи в подготовленных (например, на занятии) и неподготовленных (в общении с иностранцами) ситуациях общения. Также можно повторять реплики героев вслух, чтобы улучшить свое произношение.

С музыкой мы знакомимся еще в раннем детстве, и она сопровождает нас всю жизнь. Песни помогают расслабиться, повысить настроение и получить много положительных эмоций, что, безусловно, очень важно при обучении. По данным многочисленных опросов, большинство молодых людей считают, что прослушивание иноязычных песен помогает привыкнуть к иностранной речи и, к тому же, расширить свой словарный запас и улучшить произношение. Но чтобы извлечь пользу от такого прослушивания, стоит обратить внимание на выбор музыки. В современных песнях слишком громкая музыка часто перебивает слова и отвлекает. Поэтому для начала лучше выбирать медленные сольные композиции, а также предварительно ознакомиться с текстом песни.

Стоит также отметить то, что прослушивание различных записей является самым удобным способом для улучшения восприятия иноязычной речи на слух, поскольку записи можно слушать в любое удобное время: при занятии домашними делами, на пробежке, во время поездок в автобусе.

Следует помнить о том, что эффективность занятий и мотивация обучения зависят от правильно выбранной темы [2, c.801]. Для просмотра и прослушивания файлов лучше выбирать то, что Вам по душе, тексты, которые Вы бы читали и слушали на родном языке. Тогда процесс обучения не будет таким скучным, монотонным и утомительным.

Научиться понимать иностранную разговорную речь очень тяжело. Многие люди почти сразу бросают начатое дело, поскольку они не могут перевести на родной язык большую часть текста. И это не совсем верный подход в вопросе изучения иностранного языка. К примеру, все подкасты имеют разные уровни сложности, что позволяет подобрать наиболее подходящий текст, соответствующий индивидуальному уровню знаний обучающегося и владения иностранным языком.

Многие специалисты отмечают, что на первых этапах использования подкастов, количество незнакомых слов должно быть около 45 % от общего объема текста. Поэтому, если Вы хотите привыкнуть к иноязычной речи (в частности, к варианту речи на английском языке), стоит не вдумываться в каждое слово текста, а просто повторять за говорящим в его темпе и интонации. При этом сначала вместо правильных слов может получаться лишь какой-то намек на то, что должно быть в идеальном варианте.

Безусловно, улучшение навыка восприятия англоязычной речи на слух занимает много времени, практики и усилий. Самое главное — помнить, что восприятие иностранной речи на слух — это не врожденный дар или способность, а навык, который необходимо развивать и постоянно совершенствовать путем регулярных тренировок.

 

Литература:

 

1.                  Денис Трунов «Как научиться восприятию иностранной речи на слух?» / [Электронный ресурс] — URL: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-45742/ (дата обращения 06.04.2015).

2.                  Сенцов А. Э., Муратова Е. Н., Онищенко А. К. Особенности исследования политического дискурса через анализ концептов // Молодой ученый. — 2015. — № 4. — С. 799–802.

3.                  Тумакова Н. А., Захарченко Е. А. Активизация иноязычной коммуникативной деятельности студентов посредством видеоматериала // Молодой ученый. — 2015. — № 4. — С. 633–635.

4.                  Тумакова Н. А., Ткаченко Ю. А. К вопросу о роли мотивации в обучении иностранному языку в вузе // Молодой ученый. — 2015. — № 6. — С. 705–707.

5.                  Podcasts and downloads / [Электронный ресурс] — URL: http://www.bbc.co.uk/podcasts (дата обращения 06.04.2015).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle