Библиографическое описание:

Миронова П. В., Тумакова Н. А. Использование интернет-ресурсов при изучении иностранного языка в техническом вузе // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1145-1147.

Ключевые слова: иностранный язык, Интернет-ресурсы, образовательный процесс, мотивация, видеоматериалы, коммуникативный метод.

 

Английский язык является важнейшим языком международного общения: около миллиарда человек владеет им как средством коммуникации. Роль английского языка в современном обществе стремительно растёт. Уже не оспаривают тот факт, что специалист со знанием иностранного языка, в частности английского, независимо от сферы деятельности, оплачивается гораздо выше и имеет гораздо больше перспектив для карьерного роста, нежели сотрудник, не обладающий такими умениями.

Главная цель в обучении иностранному языку — это формирование и развитие коммуникативной культуры студентов, обучение владению английским языком на практике.

Для студентов инженерных специальностей изучение иностранного языка может представлять определенную трудность. Причинами этого служит:

-        недостаточный уровень подготовки со времен школьного обучения;

-        отсутствие дополнительной практики в аудировании и разговорной речи.

В период школьного обучения ученики не обращают должного внимания на изучение иностранного языка и даже не подозревают, насколько необходимым может быть его знание. Общеобразовательные предметы, изучаемые школьниками в учреждении среднего образования, становятся для них обузой и вскоре воспринимаются обучающимися как какая-то обязательная образовательная процедура, пройдя которую, школьники сдают Единый государственный экзамен (ЕГЭ) и получают документ о законченном среднем образовании, предоставляющий им возможность поступления в высшее учебное заведение (ВУЗ).

Однако количество учебных часов, предусмотренных школьной программой, фиксировано и не всегда достаточно для того, чтобы школьник свободно владел английским и умел беспроблемно общаться на изучаемом им иностранном языке.

Школьнику, изъявившему желание изучать иностранный язык еще и как элективный курс, придется изыскивать дополнительное время, которого, как правило, бывает недостаточно, особенно на старшем этапе обучения. Родителям также придется тщательно подумать, на какой из элективных курсов приоритетнее и рациональнее потратить финансовые средства из семейного бюджета.

Когда школьник обретает соответствующий документ о среднем образовании и становится студентом высшего учебного заведения, то наряду с общими и специальными техническими и гуманитарными дисциплинами в один ряд становится и иностранный язык, знание которого является просто острой необходимостью в век повсеместной компьютеризации [1].

Отсутствие дополнительной практики в таких видах речевой деятельности как аудирование и говорение не позволяет учащемуся осуществлять полноценную коммуникацию на иностранном языке, однако необходимый опыт можно обрести использую возможности всемирной сети Интернет.

Мы живем в стремительно меняющемся мире, в век информационных технологий, в котором, посредством Интернета, осуществляется доступ к огромному количеству открытых образовательных ресурсов. Они являются, на сегодняшний день, заметной всемирной особенностью, обеспечивающей поддержку мировой системы образования.

Ресурсом может быть абсолютно любой материал для самостоятельно изучения. Главным условием является только заинтересованность студентов в обучении и наличие свободного времени для этого.

Для того, чтобы у обучающегося возникла потребность в изучении иностранного языка, необходима какая-то движущая сила — мотив.

Мотивация является важнейшим составляющим звеном обучения иностранному языку в вузе. Студенты, в сравнении со школьными учениками, которые учатся ради получения хорошей оценки или какой-то личной заинтересованности, на первое место определяют более значимые цели, связанные с дальнейшим трудоустройством и профессиональной деятельностью.

В связи с этим, в последнее время в вузах наблюдается рост мотивации к изучению иностранного языка, в частности английского, поскольку будущий выпускник прекрасно осознает важность и умение общения на иностранном языке для участия в программах академического обмена, семинарах и конференциях на иностранном языке, в деловых поездках; для ведения деловой переписки с потенциальными партнерами и для продвижения по карьерной лестнице [5].

Для активизации познавательного процесса наряду с традиционным аудиторным обучением всем видам речевой деятельности на иностранном языке можно эффективно использовать информационные ресурсы сети Интернет, которые содержат аудио-визуальный и текстовый материал, а также позволяют в режиме реального времени общаться с носителем языка.

Перейдем непосредственно к рассмотрению каждого из данных ресурсов.

Аудиоматериалы

Ни для кого не секрет, что изучение разговорного английского языка на слух является главной составляющей всего процесса обучения. На порталах Интернета можно найти множество подкастов на любые темы.

Подкасты или правильнее будет сказать подкастинг — это (англ. podcasting, от iPod и англ. broadcasting — повсеместное, широкоформатное вещание) процесс создания и распространения звуковых передач (то есть подкастов) во Всемирной сети [3].

С помощью аудио-подкастов студент может не только пополнить свой словарный запас, но и освоить английский язык за определенный промежуток времени и получить коммуникативные навыки, которые помогут быстро найти ключ ко многим грамматическим понятиям и разговорной речи. К тому же аудио изучение английских слов, фраз и диалогов с любым уровнем знаний в данной области является совершенно бесплатным.

Видеоматериалы

Видео, в отличие от аудио материла, позволяет не только слышать живую речь, но и видеть, как произносятся те или иные слова, оценить ситуацию. В сети Интернет, в частности на YouTube, есть множество видео роликов и сериалов, которые можно просматривать с субтитрами и изучать английский язык наглядно. Видеоматериалы помогают студентам создать атмосферу реальной языковой коммуникации, восполнив отсутствие естественной языковой среды.

В процессе работы над видеоматериалами обучающиеся совершенствуют свой уровень владения иностранным языком, поскольку разнообразие артикуляционных особенностей, фонетическая окраска речи (тембр, темп голоса носителей языка) подсознательно заставляет обучающихся прослушать и понять, что происходит на экране.

Изучение английского языка с использованием видеоматериала представляет собой рецепцию (аудио-визуальное восприятие), в процессе которой происходит активизация информационной деятельности, формирование сознания и мышления благодаря иностранному языку, а также развитие познавательной активности студента и осмысленного восприятия иноязычной речи на слух, формирование навыков говорения и аудирования.

Однако наряду со всеми положительными моментами просмотра видеосюжетов на иностранном языке возникают и определенные трудности: восприятие речи студентами на слух намного сложнее в понимании, чем восприятие письменной речи. Если понимание слова в тексте проблематично, то его значение можно без особых сложностей найти в англоязычном словаре, поскольку слово написано и, более того, известно, как оно пишется (Spelling).

Видеоматериал является отличным стимулом для эффективной коммуникативной деятельности и дискуссий. Видеоматериал создает атмосферу многогранности окружающего мира, в котором есть люди разных национальностей, этнических корней, пола, возраста, образования; у каждого из этих людей существуют свои предпочтения в еде, одежде, хобби; в темах для общения и чтении, в просмотре телепередач, фильмов, роликов и различных видеосюжетов.

Более того, появление любимых героев (актеров, ведущих всевозможных телепередач или шоу, певцов) или же просто интересных людей на мониторе компьютера вызывает у обучающегося положительные эмоции [4].

Текстовые материалы

Любой текстовый теоретический материал можно без особых проблем найти среди Интернет-ресурсов, посвященных изучению английского языка. На сегодняшний день существует бесконечное множество онлайн учебников, словарей, а также электронных книг на иностранном языке, которые удобно разделены для обучающихся как по уровню владения языком, так и по уровню сложности предъявляемой им информации.

Коммуникативный метод

Одним из наиболее эффективных для обучающегося способов улучшения произношения и расширения словарного запаса является общение с носителем языка [2, c.36]. Найти интересного собеседника во всемирной сети Интернет совсем несложно, ведь можно воспользоваться специальным Интернет-ресурсами для обмена знаниями и поиска друзей в разных странах мира. Среди таких ресурсов можно обозначить сервисы ICQ, Skype; разные социальные сети. В таком случае все эти ресурсы будет выполнять не только развлекательную функцию, но и носить обучающий характер. Такое общение позволяет обучающемуся не только обрести друзей в различных уголках нашей страны и за рубежом, но минимизировать языковой барьер при изучении иностранного языка, который, безусловно, не лучшим образом, влияет на процесс коммуникации.

При таком способе получения знаний процесс обучения довольно-таки прост: Вы помогаете иностранцам изучать Ваш родной язык, а они, соответственно, помогают Вам овладеть их средством общения. С помощью данного метода обучающийся может не только улучшить свои разговорные навыки, но и постоянно практиковать иностранный язык.

Таким образом, возможности ресурсов всемирной сети Интернет занимают всё более крепкие позиции в изучении иностранного языка, в частности английского.

 

Литература:

 

1.         Ларин А. Ю., Тумакова Н. А. Иностранный язык: проблема или необходимость? / [Электронный ресурс] — URL: http://www.lib.tpu.ru/fulltext/c/2014/C78/033.pdf (дата обращения: 19.04.2015).

2.         Муратова Е. Н., Сенцов А. Э. Выражение концепта «народ» в английской лингвокультуре // Молодой ученый. — 2011. — № 10. Т.2. — С. 35–37.

3.         Подкастинг / [Электронный ресурс] — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Подкастинг (дата обращения: 19.04.2015).

4.         Тумакова Н. А. Активизация иноязычной коммуникативной деятельности студентов посредством видеоматериала // Молодой ученый. — 2015. — № 4. — С. 633–635.

5.         Тумакова Н. А., Ткаченко Ю. А. К вопросу о роли мотивации в обучении иностранному языку в вузе // Молодой ученый. — 2015. — № 6. — С. 705–707.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle