Библиографическое описание:

Колесова Т. М. Дефицит бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 629-632.

Ключевые слова: Пенсионный фонд, бюджет Пенсионного фонда, дефицит бюджета Пенсионного фонда

 

Пенсионный фонд Российской Федерации — один из наиболее значимых социальных институтов страны. Это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального пенсионного обеспечения граждан.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) был образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442–1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Денежные средства ПФР не входят в состав федерального бюджета, других бюджетов и фондов и не подлежат изъятию на другие цели.

Создание Пенсионного фонда России позволило осуществить переход от государственного пенсионного обеспечения к обязательному пенсионному страхованию. С 1990 года ПФР является государственным страховщиком по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации. [5]

Пенсионный фонд имеет огромное влияние на экономику страны, так как главной целью его является — обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени и в пространстве — где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.

Являясь крупнейшим социальным институтом страны в области государственного управления финансами пенсионного обеспечения, ПФР — одна из важнейших структур системы государственных финансов Российской Федерации, формирующая социальную стабильность в обществе. Бюджет ПФР как свод доходов и расходов, обеспечивающий финансовыми ресурсами государственную пенсионную систему Российской Федерации, является автономным, не зависит от бюджетов всех уровней бюджетной системы страны, других фондов и его средства изъятию в другие бюджеты и фонды не подлежат. [3]

Пенсионный фонд РФ должен обеспечивать сбор страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий, полнее используя в этих целях данные ему права, так как, начиная с 1995 года доходов Пенсионного фонда от страховых взносов не хватает для обеспечения его расходов и для выплаты пенсий требуются дотации из федерального бюджета.

Выплачиваемые пенсионные пособия все меньше отвечают своему социально-экономическому значению — обеспечивать достойный уровень жизни людям, не имеющим трудовых доходов. Таким образом, можно сделать вывод, что выполнение социальных целей государства является основной задачей Пенсионного фонда РФ, и что такая задача только ему под силу.

Проанализировав бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, выявим его основную проблему.

По итогам 2014 года общий объем доходов бюджета Фонда в сумме составил 6 159 065 449,7 тыс. рублей (см. Табл. 1), из них 6 075 499 094,3 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, полученных из федерального бюджета в сумме 2 410 178 418,3 тыс. рублей и бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 2 839 846,3 тыс. рублей.

Общий объем расходов бюджета Фонда в сумме составил 6 190 127 819,8 тыс. рублей (см. Табл.1), из них 6 168 039 301,2 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе межбюджетные трансферты, переданные бюджетам субъектов Российской Федерации в сумме 1 086 786,0 тыс. рублей.

Таблица 1

Показатели бюджета Пенсионного Фонда, млрд. рублей [4]

Показатель

2013 год

2014 год

2015 год

Утверждено

Исполнено

Утверждено

Исполнено

Утверждено

Исполнено

Дoxоды бюджета

6227, 61

6388, 39

6289,96

6159,07

6995,17

448,15

Расxоды бюджета

6418, 64

6378,55

6416,41

6190,13

7618,15

255,51

Величина дефицита/профицита бюджета

- 192, 02

9,84

126,45

-31,06

622,98

192,64

 

Объем дефицита бюджета Фонда в сумме составил 31 062 370,1 тыс. рублей 9 (см. Рис. 1), в том числе дефицит бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в сумме 92 540 206,9 тыс. рублей и профицит бюджета Фонда в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в сумме 61 477 836,8 тыс. рублей. [2]

Рис. 1. Величина дефицита/профицита бюджета Пенсионного фонда, млрд. руб. [4]

 

15 апреля 2015 года Совет Федерации одобрил на заседании закон о внесении изменений в бюджет Пенсионного фонда РФ (ПФР) на 2015 год и на плановый период 2016–2017 годов.

Закон предусматривает изменение доходов и расходов бюджета фонда на 2015 год в связи с уточнением показателей прогноза социально-экономического развития РФ, а также с учетом принятого решения о корректировке с 1 февраля 2015 года размеров страховых пенсий, говорится в пояснительной записке к документу.

Согласно закону, доходы бюджета ПФР повысятся с установленных ранее на 2015 год 6,995 трлн рублей до 7,147 трлн рублей, из них 7,007 трлн рублей — в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий (в действующем законе — 6,856 трлн рублей).

Расходы ПФР в 2015 году также увеличатся — с предусмотренных ранее 7,618 трлн рублей до 7,77 трлн рублей.

Стоимость одного пенсионного коэффициента с 1 апреля 2015 года повышается с 68 рублей 91 копейки до 71 рубля 41 копейки. Его стоимость была скорректирована исходя из фактического индекса роста потребительских цен за 2014 год, который составил 11,4 % (ранее рост потребительских цен был запланирован на уровне 7,5 %).

В новой редакции дефицит бюджета Пенсионного фонда РФ (ПФР) сохраняется на уровне 623 млрд рублей, который был запланирован в действующей редакции закона о бюджете ПФР. [1]

На основании вышеизложенного, следует отметить, что одной из важнейших проблем является растущий дефицит бюджета Пенсионного Фонда Российской Федерации. Поэтому, чтобы решить данную проблему, Министерство Финансов Российской Федерации предлагало увеличить возраст выxода на пенсию и сокращение пенсии. Пенсионный возраст xотели увеличить до 63 лет для мужчин и женщин. По плану Министерства Финансов, пенсионный возраст должен был быть повышен с 2016 года на полгода и уже к 2022 году он достиг бы до нужного уровня для мужчин и к 2032 году — для женщин, но несмотря на требования финансовых ведомств сэкономить на пенсиях, повысив пенсионный возраст, эта мера так и не была применена государством.

Реформа пенсионного законодательства 2015 г., разделившая единую пенсию на две части (страховую и накопительную), сохранила для обеих пенсий тот же пенсионный возраст, что и раньше.

Существуют и другие варианты пенсионного возраста: для граждан, получающих пенсию по государственному пенсионному обеспечению (самостоятельная система пенсий, отдельная от общей, разделенной на страховую и накопительную). Это так называемая социальная пенсия по старости. Она предназначена для граждан, за которых не платились взносы в ПФР или НПФ на трудовую пенсию, а с 2015 г. — страховую и накопительную части пенсии по причине отсутствия официальной трудовой деятельности.

Социальная пенсия по возрасту назначается:

-         представителям малочисленных народов Севера (женщинам — с 50, мужчинам — с 55 лет);

-         гражданам, достигшим 60 (женщины) и 65 (мужчины) лет.

Не изменился минимальный возраст назначения и для социальной пенсии по старости. [6]

Таким образом, законодатель решил не использовать увеличение пенсионного возраста, двигаясь по пути стимулирования граждан добровольно переносить оформление пенсии на более поздние сроки, но зато установил для этого правила. В частности, это увеличение накопительной и страховой пенсии, а также возможность государственного софинансирования накопительной пенсии на очень выгодных условиях.

 

Литература:

 

1.                  Федеральный закон от 01.12. 2014 № 385 «О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»

2.                  Проект федерального закона «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2014»

3.                  Федоров Л. В. Пенсионный фонд Российской Федерации: учебник — 2-ое изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010–396 С.

4.                  Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации URL: http://www.minfin.ru

5.                  Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации URL: http://www.pfrf.ru

6.                  Электронный ресурс URL: http://www. sovetnik.consultant.ru

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle