Библиографическое описание:

Уарова Н. Н. Анализ доходов бюджета Республики Саха (Якутия) за 2011–2013 гг. // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 741-743.

Ключевые слова: бюджет субъекта РФ, региональный бюджет, доход бюджета

 

Главным централизованным фондом аккумулирования государственных доходов, является бюджет, который формируется на всех уровнях бюджетной системы.

Роль региональных бюджетов в настоящее время повышается, т. к. расширяется сфера их применения в связи с расширением прав региональных органов власти.

Так, региональные бюджеты являются одним из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через эти бюджеты общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения.

Бюджет — это реальные ресурсы, которые находятся в распоряжении органов власти и используются на экономическое и социальное развитие территории. Как и все бюджеты, региональный бюджет состоит из доходов и расходов. Именно доходы бюджетов формируют основу региональных финансовых ресурсов, обеспечивают материальную базу для выполнения возложенных на региональные органы власти соответствующих функций. Поэтому, именно доходы региона определяют в целом экономический смысл его существования, и поэтому вопросы, относящиеся к проблеме формирования доходов экономических субъектов, будут актуальны.

В рамках данной работы, проанализируем структуру налоговых и неналоговых доходов РС (Я) за 2011–2013гг. (таблица 1)

Таблица 1

Налоговые и неналоговые доходы Республики Саха (Якутия), в млн. руб.

Наименование доходов

2011

2012

2013

налоговые и неналоговые доходы:

72747,4

81235,3

81023,9

Из них:

 

 

 

-                   налог на прибыль организаций

23794,2

27390,0

21108,7

-                   налог на доходы физических лиц

19701,7

22818,8

25398,0

-                   акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ

2756,6

2948,5

2983,0

-                   налоги на совокупный доход

1903,3

2390,5

2643,1

-                   налоги на имущество

6462,2

7959,8

9411,0

-                   налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

7789,4

8412,8

9685,8

-                   государственная пошлина

277,7

122,6

132,6

-                   задолженность и пересчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

7,9

0,6

4,1

-                   доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

1969,7

4978,3

5202,7

-                   платежи при пользовании природными ресурсами

3882,2

1417,9

2079,5

-                   доходы от продажи материальных и нематериальных активов

195,1

232,0

253,2

-                   административные платежи и сборы

0,3

0,4

0,7

 

По видам налогов, весьма не позитивным фактом является низкий уровень поступлений в бюджет Якутии от налога на прибыль. Судя по таблице, объем дохода сократился с 2013г. по 2012г. целых на 6281,3 млн. руб., что составляет 77 %.

Также, уменьшились поступления по государственным пошлинам с 2013 к 2011 на 22,5 млн. руб. (47,7 %).

Задолженность и пересчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам в 2011г. составил 7,9 млн. руб., но в 2011г. доход резко упал до 0,6 млн. руб.. (7,6 %). Однако, в следующем 2013г., объём поступлений вырос до 4,1 млн. руб., что больше на 3,5 млн. руб.

Снижение поступлений на платежи при пользовании природными ресурсами в этот период перекрылось более высокими поступлениями по другим видам налогов, таким как: налог на доходы физических лиц, акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ, налоги на совокупный доход, налоги на имущество и др.

В 2012 году бюджет налоговых и неналоговых доходов составил 81235,3 млн. руб., что на 8508,9 млн. руб. превышает бюджет в 2011г. (111,7 % к 2011). По сравнению с 2011г., в 2012г. наблюдается рост почти по всем видам налогов, кроме государственной пошлины (в 2011г. составил 277,7 млн. руб., а в 2012 равен 122,6 млн. руб.) и задолженности по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам (в 2011–7,9 млн. руб., а в 2012–0,9млн.руб.).

По итогам 2013г. в бюджет налоговых и неналоговых доходов РС(Я) поступило 81023,9 млн. руб., что судя по таблице, на 211,4 тыс. руб. меньше, чем в 2012г. (99,7 %). Доход за 2013г. имеет небольшое снижение из-за налога на прибыль организаций, где по сравнению с 2012г., объем сократился на 6281,3 млн. руб. (77 % к 2012 г.).

Это объясняется снижением прибыли рентабельных отраслей в посткризисный год в основных бюджетообразующих отраслях промышленности.

В 2013 году основными налогами, формирующими доходную часть бюджета Республики Саха (Якутия), остаются налог на прибыль организаций (36,2 % в структуре налоговых доходов), налог на доходы физических лиц (33,7 %).

При этом свыше половины поступлений доходов бюджета обеспечивается за счет налогов и платежей крупных предприятий, осуществляющих свою деятельность на территории республики. Это предприятия группы АК «АЛРОСА» (ОАО) — 35,2 %, ОАО АК «Транснефть» — 8,8 %, ОАО «Сургутнефтегаз» — 7 %, ОАО ХК «Якутуголь» — 2,7 %, ОАО «Верхнечонскнефтегаз» — 1,4 %.

В 2011–2013гг. налоговые и неналоговые доходы, в целом постепенно нарастают и характеризуются ростом бюджета.

Следующим шагом, проведем анализ структуры доходов по безвозмездным поступлениям в 2011–2013гг. (таблица 2).

Таблица 2

Доход по безвозмездным поступлениям Республики Саха (Якутия), в млн. руб.

Наименование доходов

2011

2012

2013

безвозмездные поступления:

53390,9

58952,3

72821,1

-                   дотации

39804,4

44907,4

55084,0

-                   субвенции

3142,6

2708,9

2808,6

-                   субсидии

6203,9

5087,4

6075,4

 

По безвозмездным поступлениям, с каждым годом наблюдается постепенный рост поступлений бюджета Республики Саха (Якутия). С 2011г. к 2013г. доход увеличился на 19430,2 млн. руб. (136,4 %).

В 2011–2013гг. основными налогами, формирующими доходную часть бюджета Республики Саха (Якутия), являются дотации. В 2013г. доходы дотации за предыдущий 2012г. увеличились на 10176,6 млн. руб. (122,7 %), а в 2012 доходы превысили на 5103 млн. руб. к 2011г. (112,8 %).

Если рассмотреть таблицу по данным субвенции, можно прийти к выводу о том, что с каждым годом постепенно идет спад доходной части. Так, в 2013г. рост поступлений составил 2808,6 млн. руб., а в 2011г. — 3142,6 млн. руб., что на 334 млн. руб меньше.

Что касается доходов субсидии, то он имеет нестабильный характер, т. к. в 2012г. наблюдался спад, а 2013г., соответственно наоборот, рост поступлений.

Также проанализируем доходы бюджета РС(Я), в целом, за 2011–2013гг. (таблица 3)

Таблица 3

Бюджет Республики Саха (Якутия) за 2011–2013гг., в млн. руб.

Наименование доходов

2011

2012

2013

Доходы бюджета — итого

126138,3

140187,5

153845,0

·                    налоговые и неналоговые доходы:

72747,4

81235,3

81023,9

·                    безвозмездные поступления:

53390,9

58952,3

72821,1

 

Региональный бюджет включает в себя доходную часть от налоговых и неналоговых доходов и безвозмездных поступлений.

Судя по таблице, видно, что идет рост доходной части бюджета Республики Саха (Якутия) за 2011–2013гг.

Далее, разберем подробнее эти данные на диаграмме (рисунок 1):

Рис. 1. Диаграмма доходов бюджета Республики Саха (Якутия), млн. руб.

 

Исходя из диаграммы, можно прийти к выводу о том, что ежегодно идет стабильное увеличение объема доходной части.

Доходы бюджета Республики Саха (Якутия) в 2011 году составили 126 138,3 млн. рублей, в 2012 году –140 187,5млн. рублей или 101,8 % с ростом к уровню 2011 года.

Если в 2011г. доход составлял 126138,3 млн. руб, то к 2013г. он возрос до 153845,0 млн. руб. Это означает, что бюджет РС(Я) расширился на 27706,7 млн. руб. (130 %).

В структуре доходов бюджета Республики Саха (Якутия) в 2011–2012 годах налоговые доходы составляли от 50 до 51 %, неналоговые доходы бюджета от 8 % в 2011 году до 7 % в 2012 году, безвозмездные поступления из федерального бюджета — от 42 %.

Проведенный анализдоходов бюджета Республики Саха (Якутия) за 2011–2013гг позволяет сделать выводы о том, что наблюдается ежегодное увеличение доходной части бюджета. Тенденция постепенного роста дохода бюджета РС (Я) и их темпов свидетельствует об улучшении уровня и качества региона. При этом, пришли к выводу о том, что свыше половины поступлений доходов бюджета обеспечивается за счет налогов и платежей крупных предприятий, осуществляющих свою деятельность на территории республики.

 

Литература:

 

1.      Бюджетный кодекс РФ

2.      Официальный информационный портал Министерства Финансов РС(Я) http://www.sakha.gov.ru

3.      Библиотекарь.Ру — электронная библиотека http://bibliotekar.ru

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle