Роль памятников истории и культуры в воспитании современной молодежи России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №9 (89) май-1 2015 г.

Дата публикации: 04.05.2015

Статья просмотрена: 28752 раза

Библиографическое описание:

Гутарева, Н. Ю. Роль памятников истории и культуры в воспитании современной молодежи России / Н. Ю. Гутарева, Н. В. Виноградов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 1286-1288. — URL: https://moluch.ru/archive/89/18319/ (дата обращения: 25.04.2024).

Нельзя пренебрегать влиянием культурно-исторических памятников на воспитание подрастающего поколения, формирование нравственных и духовных ценностей и ориентиров, чувства патриотизма. В настоящее время, когда происходит переписывание истории целых эпох и государств, рост экстремистских и фашистских движений среди молодежи, роль воспитания молодых поколений только усиливается. Цель данного исследования заключается в том, чтобы изучить вопрос, касающийся влияния памятников на современную культуру и молодежь. Для достижения поставленной цели использованы общетеоретические методы. Результатом этого исследования является подтверждение факта, что привлечение таких краеведческих материалов, как историко-монументальные памятники, могут создать атмосферу причастности к истории, позволить получить новые знания относительно культуры и истории.

Выводами статьи могут послужить предложения по изучению процессов и особенностей воспитания молодежи с привлечением изучения памятников культуры.

Ключевые слова:патриотизм, культура, патриотическое воспитание, массовая культура, этнос, культурное доминирование, языки.

 

Памятники истории искусства нужны и важны для всех слоев населения, и этот вопрос не вызывает сомнения. Однако, некоторые краеведческие материалы родного края неоправданно забыты и потеряны для юношей и девушек нашей страны, хотя и обладают огромным потенциалом для воспитания и развития у них чувства Родины, гордости за свой народ, край и страну, патриотизма и оптимизма. Памятники культуры необычайно разнообразны.

Например, заповедник и историко-культурный музей “Томская Писаница” был создан в 1988 году и с тех пор пользуется большой популярностью не только у туристов, но и у местных жителей. Он находится в Яшкинском районе, на берегу Томи, в 50 километрах от Кемерово. Его площадь составляет 140 гектар. На заповедных территориях есть, на что посмотреть и где сфотографироваться. Главная экспозиция — это более 280 наскальных рисунков, которые датируются эпохой неолита (4–3тыс. до н.э.) и бронзовым веком — это шедевры искусства первых людей. К ним относятся сцены охоты и до охотничьей магии, лоси, медведи, лодки, антропоморфные существа, личины, солярные знаки. По мнению академика А. И. Мартынова рисунки относятся к концу каменного века (неолиту), и эпохе бронзы. Памятник использовался как святилище на протяжении тысячелетий. Сейчас “Томская Писаница” — это комплексный музей-заповедник [1].

Очень красива и природа Томской Писаницы, так как на территории заповедника произрастает 400 видов редких растений, из них 40 признаны уникальными и охраняемыми. В лесах живут разные животные, а также почти 150 видов птиц. Если туристы приедут сюда весной или летом, то смогут увидеть множество бабочек — их здесь более 50 видов. Также на территории парка есть мини-зоопарк, где живут 16 видов животных и птицы. А удивительная природа и невероятная атмосфера подарят всем массу положительных эмоций [2].

Есть возможность покататься в карете на лошадях, зимой — на снегоходах и ледяных горках, а кафе можно арендовать для банкета. Можно добраться из Кемерово на машине или автобусе, а также из Юрги или Томска — на катере.

Этот музей имеет очень широкую экспозицию:

-        Древнее святилище “Томская писаница” — 280 наскальных рисунков эпохи бронзы и раннего железного века (II—I тысячелетия до н. э.);

-        “Археодром” — реконструкция археологических жилищ и павильон археологических погребений от неолита (IV тысячелетие до н. э.) до средневековья;

-        “Музей наскального искусства Азии” — наиболее характерные комплексы наскального искусства Сибири, Средней Азии, Монголии, Китая, Индии, Пакистана; многочисленные копии петроглифов;

-        Архитектурно-этнографический комплекс “Шорский улус Кезек”: усадьба зажиточного шорца (подлинные постройки конца XIX — начала XX веков);

-        “Мифология, эпос народов Сибири” (культовые изваяния, поминальники, жертвенники, священное дерево);

-        Музей естественной истории — открытый показ материалов по исторической геологии, минералогии, палеонтологии; природа заповедника;

-        “Славянский мифологический лес” — комплекс дохристианской славянской культуры: реконструкция языческого капища, копий идолов основных славянских богов;

-        “Календари” — счётно-календарные системы народов мира;

-        Мини зоопарк — лось, бурые медведи, соболь, волк, лисы и еноты;

-        “Монгольская юрта” — отражает условия кочевого образа жизни монгольских скотоводов;

-        “Часовня в честь Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия” — действующая часовня-храм, построенная по канонам древнерусского зодчества из лучших сортов дерева (сосна и лиственница) на живописном берегу реки Томь.

Для увековечения памяти защитников Родины, не вернувшихся с Великой Отечественной войны, в 1945 году, был построен памятный мемориал в Лагерном саду г. Томска. Вокруг него были созданы гранитные стелы с выгравированными данными о погибших жителях г. Томска и Томской области. Это своеобразная Книга Памяти для живых и будущих поколениях. На этих именных каталогах записаны имена погибших, пропавших без вести, умерших от ран и болезней воинов. В ряде региональных Книг Памяти содержатся краткие исторические справки о боевых действиях на территории СССР, данные о войсковых подразделениях, местах дислокации госпиталей и захоронений, статистические данные, описание работы тыла в годы войны, статьи о героях-земляках. Основной задачей отдела “Книга Памяти” является демонстрация записи имен погибших в электронном Именном каталоге и во Всероссийской Книге Памяти, оказание методической помощи в установлении судеб погибших и пропавших без вести, а также внесение имен погибших в локальную базу данных “Электронная Книга Памяти” с дополнениями и исправлениями по заявке родственников [3].

Именно с посещения таких памятных мест, к людям возвращается историческая память, появляется чувство благодарности и гордости за родную Отчизну. Не смотря на то, что уже минуло почти 70 лет, которые отделяет нас от времён Великой Отечественной войны. Мы не можем забыть тех трагических событий и колоссальных потерь. Люди не могут привыкнуть к смерти, к голоду, к потере близких людей. Но, тем не менее, мы по сей день, помним о великом подвиге наших предков и благодарим их за данное ими нам право жить [4].

Проблема патриотического воспитания и формирования бережного отношения к культуре своей страны и народа должна решаться ежедневно и постепенно, где не последнюю образовательную и гуманистическую роль играют памятники культуры и истории. Для актуализации патриотического воспитания среди молодежи и развития мотивации, предлагаем внести следующие мероприятия среди подрастающих поколений, а именно:

1.                  совместное посещение культурно-исторических мест и памятников, всевозможных экскурсий;

2.                  подготовка юношами и девушками, проектов и презентаций о важных истерических событиях нашей Родины и их защита;

3.                  запуск специальных молодежных теле и радио каналов, посвященных исторической хронике событий, участии молодых поколений в тех или иных исторических событиях;

4.                  курирование и уход молодежью за культурно-историческими памятниками;

5.                  активизация научной и творческой деятельности (гранты, конференции, семинары и т. д.) среди молодежи, посвященной культурно-историческим местам и памятникам России;

6.                  создание молодежных клубов направленных на организацию работ по культурно-историческим местам и памятникам России;

7.                  развитие общественного интереса к проблемам культурно-исторических мест и памятников;

8.                  усиление престижа знания национальной культуры и истории;

9.                  увеличение финансирования фондов для поддержания и сохранения культурно-исторических памятников [3].

Итак, общество можно называть единым целым только при наличии ряда условий, одним из которых является — общая история, историческая память, бережное отношение к национальной истории и культуре.

 

Литература:

 

1.                  Булдакова Е. И. “Буферно-синергийные зоны” в пространстве межкультурной коммуникации: автореф. дис…..канд.филос.наук / Е. И. Булдакова. — Ростов н/Д,2008. —23 с.

2.                  Гутарева Н. Ю. Межкультурная коммуникация и способы ее развития. Сборник материалов международной научно-практической конференции “Современные научные исследования представителей филологических наук и их влияние на развитие языка и литературы”. — Украина. Львов, 2013. — с. 49–51.

3.                  Гутарева Н. Ю. Межкультурная коммуникация и способы ее развития. Сборник материалов международной научно-практической конференции “Современные научные исследования представителей филологических наук и их влияние на развитие языка и литературы”. — Украина. Львов, 2013. — с. 49–51.

4.                  Гутарева Н. Ю. Обучение английскому языку в социокультурной реальности. Современные исследования социальных проблем. Красноярск: Научно-инновационный центр, № 1(21), 2015. — 301 с. — С. 215–218.

5.                  Гутарева Н. Ю. English language training in the social and cultural reality. “Современные исследования социальных проблем”. № 1 Красноярск: НИЦ, 2015. — 196 с. — С. 215–218.

6.                  Цирлина Л. Глобализация и лингвистика: вавилонское столпотворение или “язык-киллер”? // http://www.prof.msu.ru/publ/book6/c62_04.htm [20.04.15].

7.                  Пер. с англ. В. В. Зверевой. Массовая культура: современные западные исследования. — М.: Фонд научных исследований Прагматика культуры, 2005. — 339 с.

8.                  Ильин. А. Н. Субъект в массовой культуре современного общества потребления: Монография. — Омск: Амфора, 2010. — 376 с.

9.                  Кармин А. С., Бернацкий Г. Г. Философия. — СПб.: Издательство ДНК, 2001–536 с.

10.              Философский энциклопедический словарь. — М.:1983. — С.16.

Основные термины (генерируются автоматически): патриотическое воспитание, томск, бережное отношение, Великая Отечественная война, историческая память, Кемерово, место, памятник, памятник культуры, памятник России, Томь.


Похожие статьи

Моя малая Родина (из опыта работы) | Статья в журнале...

- Формирование бережного отношения к природе и всему живому

А началась Великая Отечественная война так. Летней ночью, на рассвете Гитлер дал войскам приказ.

Мельница – это памятник, ее не восстанавливают и сейчас специально, чтобы люди приходили к этому...

Памятник истории и культуры Большереченского района Омской...

Недвижимость памятника — это главный признак памятников истории и культуры, который отличает их от предметов музейного фонда.

Партизанское движение Малоярославецкого района Калужской области в годы Великой Отечественной войны.

Патриотическое воспитание дошкольников | Статья в журнале...

Патриотическое воспитание дошкольников. Авторы: Елизарова Наталья Михайловна

музей, к памятникам героям, погибшим в годы ВОВ, воинам, погибшим а Афганистане; по живописным местам родного края; встречи с героями Великой Отечественной войны...

Культурно-историческая экскурсия как средство достижения...

Это могут быть памятники героям Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Это поможет не только «показать» учащимся историю города, но вызвать у них патриотические чувства.

Наследие Великой Победы как фактор патриотического...

сквер Памяти, культурное наследие, проект, Великая Отечественная война, Великая Победа, патриотическое воспитание, Вечный огонь, серьезная проблема, социальное проектирование, памятник.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Патриотическое воспитание. Консультация для родителей. Рис. 1.

Много памятников и обелисков стоит на нашей земле…

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, Великая Отечественная война, родной город, Родина, приобщение детей...

Краеведение как средство патриотического воспитания

Великая Отечественная война, патриотическое воспитание, Калужская область, Россия, воспитание патриотизма, родная земля, Отечественная война, моя задача, малая родина, родной край.

Роль районного музея в патриотическом воспитании школьников

Патриотическое воспитание формируется на изучении исторического прошлого через музей, который существует в любом городе, поселке и селе.

Книга приказов по Тисульскому РОНО о школьном обучении и воспитании в годы Великой Отечественной войны.

Аргументация целесообразности использования...

Севастополь, морской вуз, патриотическое воспитание курсантов, историческая память, малая Родина, родной город, Крымская война, патриотическое воспитание, Россия, условие города-героя.

Похожие статьи

Моя малая Родина (из опыта работы) | Статья в журнале...

- Формирование бережного отношения к природе и всему живому

А началась Великая Отечественная война так. Летней ночью, на рассвете Гитлер дал войскам приказ.

Мельница – это памятник, ее не восстанавливают и сейчас специально, чтобы люди приходили к этому...

Памятник истории и культуры Большереченского района Омской...

Недвижимость памятника — это главный признак памятников истории и культуры, который отличает их от предметов музейного фонда.

Партизанское движение Малоярославецкого района Калужской области в годы Великой Отечественной войны.

Патриотическое воспитание дошкольников | Статья в журнале...

Патриотическое воспитание дошкольников. Авторы: Елизарова Наталья Михайловна

музей, к памятникам героям, погибшим в годы ВОВ, воинам, погибшим а Афганистане; по живописным местам родного края; встречи с героями Великой Отечественной войны...

Культурно-историческая экскурсия как средство достижения...

Это могут быть памятники героям Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Это поможет не только «показать» учащимся историю города, но вызвать у них патриотические чувства.

Наследие Великой Победы как фактор патриотического...

сквер Памяти, культурное наследие, проект, Великая Отечественная война, Великая Победа, патриотическое воспитание, Вечный огонь, серьезная проблема, социальное проектирование, памятник.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Патриотическое воспитание. Консультация для родителей. Рис. 1.

Много памятников и обелисков стоит на нашей земле…

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, Великая Отечественная война, родной город, Родина, приобщение детей...

Краеведение как средство патриотического воспитания

Великая Отечественная война, патриотическое воспитание, Калужская область, Россия, воспитание патриотизма, родная земля, Отечественная война, моя задача, малая родина, родной край.

Роль районного музея в патриотическом воспитании школьников

Патриотическое воспитание формируется на изучении исторического прошлого через музей, который существует в любом городе, поселке и селе.

Книга приказов по Тисульскому РОНО о школьном обучении и воспитании в годы Великой Отечественной войны.

Аргументация целесообразности использования...

Севастополь, морской вуз, патриотическое воспитание курсантов, историческая память, малая Родина, родной город, Крымская война, патриотическое воспитание, Россия, условие города-героя.

Задать вопрос