Библиографическое описание:

Абдуллаев У. И., Хамраев К. A. Значение сервиса и обслуживания на караванных путях в развитии этнических и интеграционных процессов в Центральной Азии // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 911-912.

В формировании и поэтапном развитии среднеазиатской цивилизации особое значение имеют региональные и трансрегиональные экономико-культурные связи, этнические и интеграционные процессы. В этом процессе важное место занимает деятельность системы обслуживания на караванных путях. Считаясь ложным историческим процессом, развитие и формирование системы обслуживания, как ведущая форма этнокультурного общения, происходило вкупе с общественно-политическими, экономическими, культурными процессами, а именно с появлением экономических отношений и их эволюцией, с развитием городской культуры и инфраструктуры караванных путей, с возникновением обмена продуктами, торговли, переходом на транспортные средства, с миграцией населений древности и др. Научное изучение и анализ этих процессов играют важную роль в оценке многих важных событий в истории Центральной Азии, в определении традиций и обычаев в общественно-экономической и культурной жизни народов этого региона.

В условиях сегодняшней глобализации обоснование значения системы обслуживания на караванных путях в развитии межэтнических отношений региона, а также научный анализ инфраструктуры караванных путей, как показателя развития уровня цивилизации в Средней Азии, являются одной из актуальных задач.

Различные историко-культурные области Средней Азии начиная с древнейших времен установили прочные культурные отношения между собой и с соседними народами. Эти культурные контакты проявлялись в различных сферах жизнедеятельности: во взаимообмене различными технологическими достижениями, во взаимопроникновении в торговле и дипломатии, ремесленничества, архитектуре, изобразительном искусстве, во взаимоутверждении религиозно-философских взглядов и нравственных норм, в сотрудничестве в разных областях науки, в распространении письменности и нумизматических процессов и др. С этой точки зрения, значение культурных связей, осуществляемых по древним путям нашего региона, особенно по Великому Шелковому пути, имели очень важное значение. В составе торговых караванов, которые двигались по основным направлениям, были ремесленники, ученые, поэты, музыканты и другие представители многих профессий. В этом отношении исследователи утверждают, что народы данного региона в раннем средневековье, в частности, согдийцы играли важную роль в распространении различных культурных традиций и религий (зороастризм, буддизм, христианства, манихейства и др.) на огромные территории Востока. Вместе с этим такого рода связи не были односторонними: культурное влияние происходило по направлению от Востока к Западу — из Китая в Среднюю Азию, Иран и Переднюю Азию [3].

В развитии культурных отношений возникновение централизованных государств стало основой для многих достижений в области науки, материальной и духовной жизни народов данного региона [4].

В средние века культурные отношения, единая религия, письменность, схожесть государственного управления и общественной жизни привели к формированию близкой друг к другу культур во всех мусульманских странах. Если говорить о культуре Средней Азии той эпохи, то нужно остановиться на одном важном свойстве, присущего менталитету многих народов региона, — о толерантности, которую сохраняли во все времена [1. c. 121–123].

Впервые на это обратил внимание швейцарский ученый А. Мец [2].

В обеспечении безопасности и предоставлении соответствующих услуг на торговых путях большую роль играли сильные централизованные государства, возникавшие в нашем регионе в разных исторических периодах. Развитие внутренних и внешних экономико-культурных связей считалось важной задачей для данных государств и извлекающие из этого большую прибыль правительства смотрели на обеспечение безопасности, предоставление услуг торговцам, как на политическую задачу. В частности, в эпоху становления Великого Шелкового пути Давань связывала внутренние территории Китая со Средней Азией, а через неё — Парфией и Римом. Потом происходит возвышение государства Кангха и расцвет Кушанской империи. В эпоху Тюркского каганата, Амира Темура и темуридов сохранение безопасности на торговых путях было организовано на высшем уровне. Из-за огромных доходов через внешнюю торговлю эти государства выступали гарантом безопасности на торговых путях. На караванных путях сооружались таможни, караван-сараи, создавались соответствующие инфраструктуры для обеспечения потребностей в пищевых продуктах, воде корма для вьючных животных и т. п.

Налаживание постоянных контактов между различными территориями и их развитие были неразрывно связаны с разрешением проблемы предоставления услуг торговым караванам, послам путешественникам, членам дипломатических миссий. С зарождением международных отношений обеспечение безопасности и система обслуживания на транзитных путях приобрели приоритетное значение. Проделанные в этом направлении дела можно увидеть в следующих примерах: была возведена система сооружений, были назначены чиновники, отвечающие за безопасность дорог, была налажена система обеспечения торговых и дипломатических миссий пищевыми продуктами, транспортными средствами, созданы дежурные приставы и вооруженные части, сопровождавшие караваны на протяжении всей дороги, появились путеводители, создавались таможни и внедрены пошлины и др.

Таким образом, культурные контакты народов Средней Азии на протяжении всех времен служили благому делу, прогрессу, сближению народов данного региона. Нужно особо подчеркнуть, что и в наше время продолжает осуществляться идея «Средняя Азия — один из центров человеческой цивилизации». Все это можно увидеть во внешней политике и культурном развитии Узбекистана.

В общем, в экономико-культурном развитии в древности и средние века важную роль играли не только удобное географическое расположение региона на перекрестке важных транзитных торговых путях, но и налаживание системы обслуживания на высоком уровне, активное участие в этих процессах различных народов и этнических групп. Разработка инфраструктуры обслуживания и её внедрение на практике, услуги переводчиков, ремонт дорог стратегического значения, обеспечение безопасности присущи для системы караванных путей Средней Азии, динамике торговых отношений.

 

Литература:

 

1.      Мавлонов Ў. Илк мусулмон Уйғониш даври ва диний бағрикенглик // Бағрикенглик — жамият барқарорлигининг асоси: Илмий-амалий анжуман материаллари. — Т., 2003.

2.      Мец А. Мусульманский Ренессанс / Перевод с немецкого, предисловие и указатель Д. Е. Бертельса. — М.: Изд-во ВИМ, 1996.

3.      Ртвеладзе Э. В. Цивилизации, культура, государственности Центральной Азии. — Т., 2005.

4.      Хайруллаев М. М. Ўрта Осиёда уйғониш даври маданияти. — Т., 1994.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle