Библиографическое описание:

Притуляк А. И., Хизева Я. С. Оценка ресурсного потенциала системы здравоохранения на примере Курской, Белгородской, Воронежской и Орловской областей // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 691-694.

В статье рассмотрены основные компоненты ресурсного потенциала системы здравоохранения на примере Курской, Воронежской, Белгородской и Орловской областей, выявлены основные тенденции и проблемы их развития.

Ключевые слова: экономический потенциал здравоохранения, управление ресурсами, финансовые ресурсы, кадровые ресурсы, имущественный потенциал.

 

В настоящее время остро стоит проблема недостаточно эффективного использования всех видов экономических ресурсов в стране. Функционирование и развитие системы здравоохранения в России напрямую зависят от эффективности использования ресурсного потенциала учреждений здравоохранения.

При ограниченности ресурсов необходимо уделять внимание оптимальному распределению ресурсов, при этом нужно учитывать все альтернативные пути решения данной задачи с целью добиться максимизации ресурсного потенциала системы здравоохранения.

Предметом исследования является оценка и сравнение ресурсного потенциала системы здравоохранения Курской, Белгородской, Воронежской и Орловской областей.

Объект исследования — система здравоохранения Курской, Воронежской и других областей. Целью исследования — изучение ресурсного обеспечения системы здравоохранения на региональном уровне.

Задачи исследования: оценить финансовые, кадровые и материальные ресурсы системы здравоохранения и выявить тенденции и проблемы в их развитии.

Основой функционирования системы здравоохранения является ресурсный потенциал. Так, в литературе встречаются различные мнения по трактовке данной категории. Например, Лысенко В. А. под ресурсным потенциалом сферы здравоохранения понимает возможность совокупного объема доступных на данном этапе развития общества управленческих, трудовых, материальных, финансовых, информационных и иных ресурсов, объединенных целями использования, а также организационными и правовыми отношениями, обеспечивающими выполнение социальной миссии — максимальное удовлетворение потребностей населения в доступных и качественных медицинских услугах [2, с. 393].

Для оценки основных показателей функционирования системы здравоохранения исследуемых областей были использованы данные, предоставленные Федеральной Службой Государственной Статистики [3].

Анализ фактических расходов бюджетов исследуемых субъектов на здравоохранение выявил, что в Курской области в 2013 г. расходы на здравоохранение снизились на 53,1 % по сравнению с 2012 г., также наблюдается значительное снижение в Орловской области (-20,9 %), однако в 2014 г. наблюдается небольшой рост финансирования системы здравоохранения по всем регионам. При этом выявлено, что расходы бюджета на здравоохранение в 2014 г. в Курской области значительно ниже, чем в Белгородской и Воронежской (расхождение составляет более чем в 4 и 6 раза соответственно) (рис. 1).

Рис. 1. Расходы консолидированного бюджета субъектов РФ на здравоохранение в 2012–2014 гг.

 

Анализ расходов системы ОМС в расчете на 1 жителя выявил, что в Курской области данный показатель составил в среднем за анализируемый период 4747,5 руб., в Белгородской — 3548,4 руб., в Воронежской — 3746,4 руб. Орловская область отстает от остальных регионов (средняя сумма расходов средств ОМС в расчете на 1 жителя составила 3349,1 руб.). При этом нужно отметить положительную динамику данного показателя (рис. 2).

Рис. 2. Расходы средств ОМС в расчете на 1 жителя в 2012–2014 гг.

 

Кроме финансовых средств в системе здравоохранения активно используется кадровый потенциал. Анализ его выявил, что в Белгородской и Курской областях происходит рост численности работающих в учреждениях здравоохранения, в Воронежской и Орловской областях изменений по данному показателю не наблюдается (табл. 1).

Таблица 1

Численность работающих в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения за 2012–2014 гг. (чел.)

Субъект РФ

2012

2013

2014

Темп прироста 12/13

Темп прироста

13/14

Курская область

24215

24220

24220

0,02

0,00

Белгородская область

35027

35097

35196

0,20

0,28

Воронежская область

52400

52400

52400

0,00

0,00

Орловская область

16775

16775

16775

0,00

0,00

 

Оценка эффективности кадрового потенциала тесно связана с оплатой труда. Был проведен анализ среднемесячной заработной платы работников здравоохранения. Так, выявлено, что в Воронежской области с 2012 по 2014 гг. темп прироста показателя составил 8,9 %, что в итоге показало наивысшее значение заработной платы среди прочих регионов (24500 руб.). Далее следует Белгородская область (22961 руб.), за ней не отстает и Курская — 22906 руб. (рис. 3).

Рис. 3. Среднемесячная заработная плата работников здравоохранения в 2012–2014 гг.

 

Анализ коечного фонда выявил, что наибольшее среднее количество коек в государственных учреждениях здравоохранения за 2012–2014 гг. приходится на Воронежскую область, Курская область не отстает — в среднем на учреждение приходится 81,9 коек. Наименьшее значение показателя приходится на Орловскую область (65,6 коек) (табл. 2). При этом отмечается снижение данного показателя в Белгородской области в 2013 г. на 0,13 %, в Орловской, напротив, происходит рост коечного фонда в 2013 г. — на 2,84 %

Таблица 2

Среднее количество коек в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения за 2012–2014 гг. (койки)

Субъект РФ

2012

2013

2014

Темп прироста 12/13

Темп прироста

13/14

Курская область

81,9

81,9

81,9

0,00

0,00

Белгородская область

77,6

77,5

77,5

-0,13

0,00

Воронежская область

81,1

83,4

83,4

2,84

0,00

Орловская область

65,6

65,6

65,6

0,00

0,00

 

Результаты исследования показали, что на сегодняшний период времени ключевая проблема состоит в финансировании здравоохранения: в частности, в Курской области вдвое были снижены расходы бюджета региона, а в 2014 г. суммы расходов лишь незначительно выросли. Необходимо отметить и неравенство в размерах государственного финансирования здравоохранения в исследуемых регионах.

Решением данной проблемы является поиск самим учреждениям здравоохранения альтернативных источников финансирования, что может включать средства ДМС и средства от оказания платных медицинских услуг населению.

Анализ среднемесячной заработной платы работников здравоохранения показал низкие темпы роста данного показателя в регионах, поэтому рост вознаграждения за труд работников сферы здравоохранения является одной из актуальных задач как на уровне регионов, так на уровне всей России.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день в Российской Федерации активно функционирует Государственная программа развития здравоохранения до 2020 года, в которой определены цели, задачи, основные направления развития здравоохранения и мероприятия, механизмы их реализации и финансовое обеспечение, что должно привести к повышению качества оказываемой медицинской помощи, повышение уровня подготовки медицинских кадров и заработной платы в отрасли [1].

В условиях реформирования здравоохранения особое значение приобретают следующие инновации: одноканальное финансирование учреждений здравоохранения через Федеральный фонд ОМС, переход на современные стандарты качества медицинской помощи и связанные с ними меры по повышению экономической эффективности, свобода выбора медицинских учреждений для пациентов, а также усиление региональной автономии в принятии решений по вопросам управления здравоохранением, что сможет обеспечить повышение конкурентоспособности медицинских организаций.

 

Литература:

 

1.                  Государственная программа развития здравоохранения Российской Федерации. — 2014. Режим доступа. URL: http://www.rosminzdrav.ru/ (дата обращения: 05.03.2015).

2.                  Лысенко В. А. Сущность и роль ресурсного потенциала в здравоохранении. / В. А. Лысенко // Вестник ЧГУ. — 2006. — № 7. — С. 390–394.

3.                  Российский статистический сборник «Российский статистический ежегодник». — 2014. Режим доступа. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 02.03.2015).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle