Библиографическое описание:

Плохих Ю. В., Губич М. Е. Перспективы и проблемы развития рынка транспортно-логистических услуг // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 684-686.

В России на сегодняшний день активно развивается рынок транспортно-логистических услуг. Сфера перевозок и хранения грузов имеет большие перспективы развития в огромной по масштабам России. С каждым годом транспортные сети продолжают расширяться и совершенствоваться за счет усилий государства. Воздушный, железнодорожный и автомобильный транспорт являются тремя китами российской транспортной системы. В данной статье представлен обзор состояния рынка транспортно-логистических услуг за период с 2013 — начала 2015 гг. Рассмотрены проблемы и перспективы развития этой отрасли в связи с изменениями политической и экономической ситуации в стране.

Ключевые слова: транспортная логистики; перспективы развития транспортной логистики.

 

Благодаря развитию и совершенствованию транспортной отрасли в современном обществе всё большая роль отводится транспортной логистике — системе организации быстрой и качественной доставке грузов из одной точки в другую по наиболее выгодному и оптимальному маршруту. Характерной тенденцией современной экономики является расширение применения логистики.

Логистика представляет собой широкий диапазон деятельности, позволяющий объединить усилия различных единиц, производящих товары и услуги, и включающий движение сырья от источника снабжения (производителя) до начала производственной линии (потребителя). В сферу деятельности логистики входит транспортировка, складирование, обработка материалов, защитная упаковка, контроль запасов, выбор местонахождения производства и складов, прогнозирование спроса, маркетинг и обслуживание потребителей.

Современной тенденцией развития и совершенствования транспортной системы стало распространение логистики, логистического управления, т. е. всего комплекса услуг по быстрой и качественной доставке товаров.Важнейшей задачей транспортной логистики является планирование оптимального маршрута, по которому можно доставить товар в запланированные сроки при минимуме затрат и минимальными потерями товара.

В условиях современной России решение задач логистики осложняется тем, что более 80 % объема транспортной работы приходится на железнодорожный транспорт, между тем в мировой системе доставки товаров 60 % внешнеторговых сделок заключается с привлечением морского транспорта. Для страны характерны резкая неравномерность перевозок — концентрация в направлении удовлетворения спроса нескольких сырьевых отраслей. Так, доля грузов черных металлов составляет 25 % в общем объеме перевозок и 36,6 в доходах железнодорожного транспорта страны; 15,8 % составляет их перевалка в морских портах (во Владивостоке — 90), так как 80 % металлургических внешнеторговых грузов доставляется морем [5]. В целом во внешнеторговом обороте России преобладает экспорт (около 70 %) преимущественно со странами вне СНГ, оборот с ними составляет 85 % всего экспорта и около 80 % всего импорта России.

Изменения в экономической и политической ситуации, происходившие в Российской Федерации в течение 2014 года, сказались на состоянии отечественного рынка транспортно-логистических услуг. По данным Росстата по итогам 9 месяцев 2014 года в сравнении с аналогичным периодом 2013 года грузопоток на автомобильном транспорте сократился примерно на 2,5 %, а на железнодорожном — на 1,2 % (по данным ОАО «РЖД»). По данным Минтранса в первой половине 2014 года в сравнении с аналогичным периодом 2013 года авиационный грузооборот сократился примерно на 6 %, что, предположительно, связано с нестабильностью курсов валют и негативной динамикой инвестиций [1].

Можно выделить несколько тенденций, сформировавшихся в 2014 году в российской транспортной логистике:

1.                  В связи с изменением внешнеполитической ситуации, а так же стремлением предприятии осваивать новые территории, по данным Минтранса, автомобильные грузоперевозки крупными и средними компаниями в 2014 году сократились в пяти федеральных округах из восьми и выросли в Центральном федеральном округе (+3,9 % к 2013 году), Сибирском (+0,5 %) и Дальневосточном (+15 %). Так же в сравнении с 2013 годам в исследуемом периоде объёмы отправки грузов по сети «РЖД» по направлению к портам Дальнего Востока увеличились на 12 %.

2.                  Еще одной тенденцией является снижение объемов импорта из Европы ряда продуктов питания, которое в большинстве своем связано вводом санкций в отношении Российской Федерации.

Как считают эксперты, проблемы на российском рынке транспортно-логистических услуг связаны не только с политической ситуацией в стране и кризисом в экономике, которые, несомненно, делают системные недостатки отечественной транспортной логистики более заметными и еще более их усугубляют. Эти проблемы так же связаны с одним из самых высоких уровнем транспортно-логистическим расходов для субъектов любой экономической деятельности, особенно производственной. Согласно различным оценкам, эти расходы доходят до 20 % ВВП, что примерно на четверть больше, чем в Китае, и почти втрое больше, чем в странах Европы [2].

По данным первых двух месяцев 2015 года зафиксировано значительное увеличение грузооборота южных портов России. По данным Ассоциации морских торговых портов, рост грузооборота южных гаваней показал свою наибольшую динамику (+22,1 %), обогнав своих основных конкурентов на Балтике (+8,1 %). На долю гаваней Азово-Черноморского бассейна приходится почти треть всего российского грузооборота.

Транспортная система России в целом и ряд ее ключевых сегментов нуждаются в инвестициях и не обладают резервами «долговременной устойчивости».

Значительными «узкими местами» на сети железных и автомобильных дорог являются подходы к морским портам, аэропортам и пограничным пунктам пропуска.

По прогнозам Минтранса России, к 2030 году на долю грузооборота гаваней в Азово-Черноморском бассейне, включая Крым, будет приходиться более 400млн тонн грузов в год, что в два раза превышает объёмы на сегодняшний день [3].

Согласно прогнозу специалистов структура рынка транспортно-логистических услуг в 2016 г. будет выглядеть следующим образом (рис.1).

Рис. 1. Прогноз структуры российского рынка транспортно-логистических услуг в 2016 г

 

Таким образом, сохраняется тенденция роста складских услуг (в 2013 г. доля рынка складских услуг составляла 3,2 %). На сегодняшний день это самый перспективный сегмент рынка транспортно-логистических услуг. Но, при этом уровень складской инфраструктуры остается достаточно низким. Так, из общего объема складов в России только 4 % обеспечивают возможность скоростного выполнения погрузо-разгрузочных работ с автомобильным транспортом.

В соответствии с Постановлением Российской Федерации О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ «РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ (2010–2020 ГОДЫ)" правительством РФ будут проведены следующие программы:

-        развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике;

-        повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения;

-        повышение конкурентоспособности транспортной системы России и реализация транзитного потенциала страны;

-        повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы;

-        улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений на транспорте.

Для реализации этих целей необходимо решение следующих задач:

-        развитие путей сообщения (автомобильные дороги общего пользования, железнодорожные линии, внутренние водные пути);

-        строительство скоростных автомобильных дорог и железнодорожных линий для организации скоростного пассажирского движения;

-        формирование единой дорожной сети круглогодичной доступности для населения;

-        развитие аэропортовой сети (аэропорты-хабы, внутрироссийские узловые и местные аэропорты);

-        увеличение пропускной способности российских морских портов и т. д. [4].

Таким образом, мы видим, что логистический рынок сталкивается с такими проблемами как слаборазвитая инфраструктура РФ, огромные географические масштабы нашей страны и быстрорастущий спрос на транспортно-логистические услуги. Для решения этих проблем необходима целенаправленная государственная политика развития логистики, что может сделать ее одной из ведущих отраслей в отечественной экономике.

 

Литература:

 

1.      Тенденции развития рынка логистических услуг в РФ в 2014 году [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: www.tks.ru/logistics/2014/12/29/0002 (дата обращения: 29.12.1014)

2.      Кичатов А. Логистический рынок: разворот на Восток [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: www.tks.ru/news/nearby/2015/02/02/0006 (дата обращения: 02.02.2015)

3.      РЖД-партнер www.rzd-partner.ru/news/porty-baltii/znachitelnoe-uvelichenie-gruzooborota-iuzhnykh-portov/ (дата обращения: 12.03.2015)

4.      Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России) www.mintrans.ru/activity/ (дата обращения: 12.03.2015)

5.      Федеральная служба государственной статистики: Транспорт и связь [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/transport/ (дата обращения: 30.04.2015)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle