Библиографическое описание:

Бормашова Л. А., Серова О. В. Формирование профессиональных качеств будущих дизайнеров средствами кейс-мeтoда // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1034-1037.

В данной статье рассмотрены аспекты подготовки будущих дизайнеров в условиях модернизации современного общества. Рассмотрена сущность метода кейсов, который имеет отличие от традиционных методов обучения. Определены профессиональные качества будущих дизайнеров формируемые средствами кейс-метода.

Ключевые слова: кейс-метод, профессиональные качества.

 

Подготовка будущих дизайнеров обусловлена необходимостью повышения эффективности профессионального развития специалистов данной отpасли, что связано с динамизмом развития и модеpнизацией совpеменного общества, с его возpастающими потребностями в самых pазных услугах.

В условиях все ускоpяющегося экономического и социального pазвития общества будущий дизайнер должен иметь глубокую теоpетическую и, что особенно важно, пpактическую подготовку для пpофессиональной деятельности, чтобы гибко pеагиpовать на изменение внешней сpеды и творчески подходить к pешению пpофессиональных задач.

Подготовка квалифициpованного pаботника соответствующего уpовня и пpофиля, конкуpентоспособного на pынке тpуда, ответственного, свободно владеющего своей пpофессией и оpиентиpованного в смежных областях деятельности, способного к эффективной pаботе по специальности является основной целью пpофессионального образования.

Одной из наиболее значительных инноваций последнего десятилетия стал метод кейсов, который заключается в том, что в отличие от традиционного доставляет обучающимся радость самостоятельного поиска и открытия и, что самое главное, обеспечивает развитие познавательной самостоятельности обучающихся, их творческой активности. Он направлен на то, чтобы сформировать у обучающихся необходимую систему знаний, умений и навыков, а также достигнуть высокого уровня развития обучающихся, развития способности к самообучению, самообразованию.

Сущность кейс — метода состоит в том, что учебный материал подается студентам в виде профессиональных проблем (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой работы: самостоятельного осуществления целеполагания, сбора необходимой информации, ее анализа с разных точек зрения, выдвижения гипотезы, выводов, заключения, самоконтроля процесса получения знаний и его результатов, — утверждает Осипов И. В. [1, с.31].

Кейс-технологии помогают развить умения решать проблемы с учетом конкретных условий и при наличии фактической информации, развивают такие профессиональные качества, как способность к проведению анализа и диагностики проблем, умения четко формулировать и высказывать свою позицию, умения общаться, дискутировать, воспринимать и оценивать информацию, которая поступает в вербальной и невербальной форме.

Использование «кейсового» подхода имеет явные преимущества перед простым изложением лекционного материала.

Кейс активизирует слушателей и позволяет выполнить практическую работу, развивая аналитические и коммуникативные способности, оставляя обучаемых «один на один» с реальными ситуациями.

Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке специалистов. Применение кейс-метода позволяет развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Процесс решения проблемы, изложенной в кейсе — творческий процесс познания, подразумевающий коллективный характер познавательной деятельности. Метод обеспечивает имитацию творческой деятельности студента по производству известного в науке знания, его можно также применять и для получения принципиально нового знания [2].

Актуальность метода заключается в том, что он:

-          побуждает к активному участию в учебном процессе;

-          побуждает к совместному обучению в группах;

-          развивает критическое мышление, анализ текстовой информации;

-          стимулирует самостоятельную работу по получению дополнительной информации;

-          развивает умение формулировать проблему,

-          выделять аргументы, доказательства, критерии оценивания;

-          развивает коммуникативную культуру.

В качестве практической реализации теоретических аспектов кейс- метода был разработан проект занятия по дисциплине «Проектирование».

Содержание кейса:

-     Раздел программы

-     Тема программы

-     Тема занятия

-     Цели занятия

-     Задание

Алгоритм работы над заданием

-     Режим работы

-     Теоретический материал по теме “Лестницы”

-     Критерии оценки по этапам занятия

-     Раздел программы: Проектирование.

-     Тема программы: Виды зданий и их элементы.

-     Тема занятия: Лестницы.

Цели:

1.    Образовательная цель: научить основным элементам лестницы и познакомимся с порядком вычерчивания лестницы в разрезе и плане..

2.    Развивающая цель: развитие профессиональных навыков и качеству учащихся.

3.    Воспитательная цель: воспитать ответственное отношение к будущей профессиональной деятельности.

Задание:                                       

Представьте ситуацию. Вы закончили учебное заведение. Получили диплом по профессии «Дизайнер интерьера». В престижной дизайн — компании, куда вы устроились на работу дизайнером интерьера, вам поручили разработать проект по созданию внутриквартирной лестницы. Проанализируйте предложенную информацию, придумайте проект и составьте.

Алгоритм работы над заданием:

1.    Почитайте и осмыслите теоретический материал по теме.

2.    Проанализируйте виды лестниц.

3.    Определить вид лестниц.

4.    Сделайте компоновку изображений на листе.

5.    Нанесите изображения элементов лестницы.

6.    Нанесите размерные линии, условные знаки, размерные числа.

7.    Укажите масштаб.

8.    Заполните основную надпись.

Таблица 1

Режим работы

№ п/п

Этап занятия

Время на этап (в мин)

1

Организационная часть

5

2

Ознакомление с предложенным материалом

30

3

Работа студентов в микрогруппах

45

4

Оформление студентами итогов работы

5

5

Подведение итогов занятия

5

 

Организационный момент

1.    Взаимное приветствие.

2.    Отметка присутствующих.

Ознакомление с предложенным материалом.

1.    Прочитать кейс.

2.    Найти новый способ решения проблемы.

Работа студентов в микро группах.

1.    Обсудить результаты работы с кейсом.

2.    Отработать групповые варианты модели решения проблемы.

3.    Подготовить материал для обсуждения и оценивание результатов работы в подгруппах.

Оформление студентами итогов работы.

1.    Показ вариантов.

2.    Выслушать вариант решения проблемы каждой микро группы.

3.    При этом полученные знания корректируются, уточняются, дополняются.

4.    Нахождение оптимального решения проблемы

Подведение итогов занятия

1.    Выбрать лучший вариант решения проблемы.

2.    Отметить работу в микро группах.

3.    Выставить оценки.

Теоретический материал по теме

1.    План

2.    Виды лестниц;

3.    Элементы лестниц;

4.    Типы лестниц;

5.    Материал для изготовления лестниц;

6.    Расчет лестницы;

7.    Лестница на плане.

Критерий оценки проекта

1.    Оригинальность идеи проекта — оценивается новизна, неординарность и индивидуальность предложенной идеи проекта.

2.    Информативность — оценивается насыщенность представленного проекта разнообразной и полезной информацией.

3.    Легкость восприятия — оценивается, насколько учащиеся других групп быстро и легко поняли суть предложенного проекта.

Таблица 2

Критерийоценки проекта

Критерий

Оценка

Балл

Оригинальность

высокая

5

средняя

4

низкая

3

Информативность

высокая

5

средняя

4

низкая

3

Легкость восприятия

высокая

5

средняя

4

низкая

3

 

Таким образом, можно сделать вывод, что внедрение кейс-метода при обучении будущих дизайнеров способствует формированию знаний, умений для решения социально-бытовых и профессиональных задач в профессиональном пространстве, определяемом спецификой профессиональной деятельности, умением применять оптимальные решения в различных житейских и профессиональных ситуациях.

 

Литература:

 

1.    Осипов И. В., Тарасюк О. В., Старков А. М. Проектирование оценочных средств компетентностно-ориентированных основных образовательных программ для реализации уровневого профессионально-педагогического образования: метод. пособие для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов — Екатеринбург: ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». — 2010. — 72 с.

2.    Юлдашев З. Ю., Бобохужаев Ш. И. Инновационные методы обучения: Особенности кейс-стади метода обучения и пути его практического использования Ташкент “IQTISОD-MОLIYА” 2012, 92 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle