Библиографическое описание:

Архипенко Я. Р. Математическое развитие детей 4–5 лет «Математика в играх» // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1016-1018.

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский.

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период, оптимальный для умственного развития и воспитания (Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, М. Монтессори, Н. Н. Поддьяков, А. П. Усова, Ф. Фребель). Доказано, что ребенок дошкольного возраста может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных задач.

На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности, предматематической подготовки.

Важную роль занятий математикой в умственном воспитании детей дошкольного возраста отмечали многие исследователи (Н. А. Арапова-Пискарева, А. В. Белошистая, Л. А. Венгер, О. М. Дъяченко, Т. И. Ерофеева, Н. А. Козлова, Е. В. Колесникова, Л. П. Петерсон, Т. А. Фалькович, и др.). Обучение математике в дошкольном возрасте является своевременным, носит общеразвивающий характер, оказывает влияние на развитие любознательности, познавательной активности, мыслительной деятельности, формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе.

По своему содержанию эта подготовка не должна исчерпываться формированием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучением счету, сложению и вычитанию, измерениях в простейших случаях. Не менее важным, чем арифметические операции, для подготовки их к усвоению математических знаний является формирование логического мышления. Детей необходимо учить, не только вычислять и измерять, но и рассуждать.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников — способ познания окружающего мира.

Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.

Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

Таким образом, в игровой форме прививаются ребенку знания из области математики, он учится выполнять различные действия, развивает память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать, писать, рассуждать.

Программа дополнительного образования «Математика в играх» предусматривает работу по математическому развитию детей на основе игр, развивающих мышление до такого уровня, что ребёнок смог бы успешно обучаться в дальнейшем математике и другим наукам.

Программа разработана на основе авторских программ: «Технология интеллектуально-творческого развития детей 3–7 лет», Т. Г. Харько, В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», технология Б. П. Никитина «Ступеньки творчества», технология З. Дьенеша «Логические блоки», технология Х.Кюизенера «Цветные счетные палочки».

Актуальность: Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях. Поэтому родители спешат, как можно раньше начать его обучение. Так называемое «раннее развитие» в наши дни очень популярно и модно. «Готовность к школе» становиться главной целью родителей, воспитателей и даже психологов. Данная тенденция является неоправданной — ни с педагогической, ни с психологической точки зрения, но и весьма опасной, несущей с собой непредсказуемые социальные последствия. Дело в том, что в силу своих психических особенностей дети дошкольного возраста (до 7 лет) не способны к осознанной и целенаправленной учебной деятельности. Дети не могут учиться, только потому, что этого хотят взрослые. И не потому, что они ленивые и непослушные, а потому что они дети. Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребенка, когда возникают основы личности, складываются воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника — в игре.

Новизна данной программы заключается в том, что материал занятий излагается в игровой форме. Знания по теории ребёнок получает в контексте практического применения данного дидактического материала. Все 32 занятия обязательно проводятся с использованием дидактических, развивающих игр, игр в движении, физкультминуток и пальчиковых упражнений.

Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы «Математика в играх», в том, что строит математическое развитие ребёнка на основе развивающих игр. Игры и игровые упражнения дают возможность проводить время с детьми более живо и интересно. Почти все игры, направлены на решение многих задач. К ним можно возвращаться неоднократно, помогая детям усвоить новый материал и закрепить пройденный или просто поиграть. Педагогическая целесообразность программы обусловлена ещё и тем, что развивающие логические игры оказывают психологическое воздействие, развивают основные психологические процессы, способности ребенка, волевые и нравственные качества личности, а также формируют начальные формы самооценки, самоконтроля, организованности, межличностных отношений среди сверстников. Занятия по программе «Математика в играх» также способствуют воспитанию у дошкольника интереса к математике, умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели. Этому способствует интегративный подход, направленный не только на появление у детей математических представлений, но и на развитие ребенка в целом. Познавательная деятельность по математике организуется с учетом индивидуального темпа продвижения ребенка.

Программа разработана на основе источников, приведённых в списке литературы.

Цель программы:

Создание условий для развития у детей среднего дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством развивающих игр, обучение детей навыкам основных мыслительных операций: сравнивать, классифицировать, давать определения, строить умозаключения, выделять закономерности, рассуждать и т. д.

Задачи:

-        использовать в работе игровые технологии в обучении математике детей дошкольного возраста;

-        составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;

-        использовать разработанный материал на занятиях с детьми дошкольного возраста в условиях школы раннего развития;

-        возможность почувствовать радость познания, радость от получения новых знаний, иначе говоря, дать детям знания с радостью, привить вкус к учению;

-        приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.

-        Воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений.

Ожидаемые результаты:

Показателем успешной реализации программы будет положительная динамика в качественных изменениях формирования математических представлений у детей дошкольного возраста:

-        умеют анализировать, сравнивать, сопоставлять, эффективно усваиваются математические представления, развивается самостоятельность в принятии и выборе решений, развивается речь — доказательство, речевое общение;

-        умеют выполнять сложные мыслительные операции и доводить начатое дело до конца;

-        умеют видеть проблему, самостоятельно принимать решения;

-        развитая мелкая моторика кистей рук.

Формы подведения итогов.

Для проверки знаний ребенка используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации, анализ продуктов деятельности. Большое значение, при проведении мониторинга, имеет наблюдение за ребенком на занятии: проявление им интереса к математике, желания заниматься.

По каждому разделу программы проводятся обобщающие открытые занятия с приглашением родителей.

В два раза в год проводятся тестирование детей и анкетирование родителей, позволяющие судить об успешности реализации программы.

 

Литература:

 

1.                  Гаврина, С. Е. Я готовлюсь к школе [Текст] / С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова, С. В. Щербинина. — М.: Просвещение,1996.

2.                  Колесникова, Е. В. Готов ли ваш ребенок к школе? Мышление и моторика [Текст] / Е. В. Колесникова. — М.: Ювента, 2008.

3.                  Колесникова, Е. В. Готов ли ваш ребенок к школе? Речь и математика, [Текст] / Е. В. Колесникова. — М.: Феникс, 2006.

4.                  Михайлова, З. А. Игровые задачи для дошкольников [Текст] / З. А. Михайлова. — М.: Просвещение, 1990.

5.                  Михайлова, З. А. Математика от трёх до семи. Рабочая программа. [Текст] / З. А. Михайлова, З.А., Э. Н. Иоффе. — СПб.: «Детство — пресс», 2003.

6.                  Михайлова, З. А. Палочки Х. Кюизенера как средство предматематической подготовки дошкольников [Текст]: Методические рекомендации по совершенствованию подготовки детей к школе в детском саду / З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая. — Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена. — 2003.

7.                  Никитин, Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры [Текст] / Б. П. Никитин. — М.: Просвещение, 1990.

8.                  Новикова, В. П. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизинера: раздаточный материал для работы с детьми 3–7 лет. [Текст] / В. П. Новикова, Л. И. Тихонова. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.

9.                  Носова, Е. А. Логика и математика для дошкольников [Текст] / Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. — СПб.: «Детство — пресс», 2002.

10.              Столяр, А. А. Давайте вместе поиграем. Игры с логическими блоками Дьенеша [Текст] / А. А. Столяр. — СПб.: Корвет, 2001.

11.              Финкельштейн, Б. Б. Блоки Дьенеша для старших (5–8 лет) Спасатели приходят на помощь [Текст]: схемы, интеллектуальные загадки, лабиринты / Б. Б. Финкельштейн. — СПб.: Корвет, 2010.

12.              Финкельштейн, Б. Б. Блоки Дьенеша для старших (5–8 лет) Поиск затонувшего клада. [Текст] / Б. Б. Финкельштейн. — СПб.: Корвет, 2010.

13.              Финкельштейн, Б. Б. Блоки Дьенеша для старших (5–8 лет) праздник в стране Блоков [Текст] / Б. Б. Финкельштейн. — СПб.: Корвет, 2010.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle