Библиографическое описание:

Бурачевская О. В. Приемы и методы психолого-педагогической работы по развитию пространственного восприятия и пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1235-1238.

В статье представлен обзор приемов и методов психолого-педагогической работы по развитию пространственного восприятия и пространственных представлений у дошкольников с ОНР. Рассматриваются причины необходимости психолого-педагогической работы по развитию пространственного восприятия и пространственных представлений у детей дошкольного возраста с ОНР. Описываются промежуточные результаты исследования. Приводятся примеры использования арт-технологий, интерактивных и компьютерных средств обучения в коррекционной работе по развитию пространственного восприятия и пространственных представлений.

Ключевые слова: зрительно-пространственный гнозис, ориентация в пространстве, ощущения, восприятие, представления, общее недоразвитие речи (ОНР).

 

Исключительную значимость для развития ребенка представляет своевременное формирование пространственных функций. Пространственное восприятие и пространственные представления тесно взаимосвязаны как со становлением познавательной деятельности в целом, так и с развитием специфических школьных умений и навыков. Установлено, что в развитии пространственного восприятия и пространственных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) имеется ряд особенностей [1]. Данный процесс у детей старшего дошкольного возраста с ОНР осуществляется медленнее и в более поздние сроки, чем у сверстников с нормальным речевым развитием [6].

Недостаточность пространственного восприятия и пространственных представлений у дошкольников с ОНР проявляется в нарушении восприятия собственной схемы тела — формирование представлений о ведущей руке, о частях лица и тела происходит позднее, чем у нормально развивающихся сверстников. Многие пространственные понятия дети осваивают только в ходе специального обучения. Дошкольники данной категории затрудняются в понимании предлогов, наречий и предложно-падежных конструкций, отражающих пространственные отношения [1]. У большинства дошкольников с ОНР страдает восприятие целостного образа предмета: дети затрудняются сложить разрезную картинку, не выполняют конструирование по образцу из палочек и строительного материала. Дошкольники с ОНР испытывают трудности при использовании прилагательных и наречий с противоположным значением («длинный — короткий», «высокий — низкий», «широко — узко»), заменяя их обозначениями «большой» или «маленький» (широкая река — большая река, длинный коридор, узкий коридор — маленький коридор). Часто у них наблюдается запоздалое формирование схемы тела [8].

Трудности понимания предлогов и предложно-падежных конструкций, обозначающих пространственные отношения отмечаются у 90 % старших дошкольников с ОНР. У 95 % детей с ОНР отмечаются ошибки в употреблении предлогов и предложно-падежных конструкций, обозначающих пространственные отношения. Для 40 % старших дошкольников с ОНР характерны трудности в ориентировке в «схеме собственного тела»; а 95 % детей затрудняются ориентироваться в «схеме тела» человека, стоящего напротив. Ошибки ориентировки в окружающем пространстве отмечаются у 85 % детей с ОНР. 95 % старших дошкольников с ОНР испытывают трудности в ориентировке на плоскости (листе бумаги) [1].

Имеющиеся недостатки восприятия пространства и пространственных представлений можно исправить методами психолого-педагогической коррекции. Выявление данных нарушений в дошкольном возрасте поможет корректировать особенности пространственного восприятия и пространственных представлений, а также не допустить развитие выраженных и стойких расстройств письменной речи (дислексии и дисграфии), нарушений счета, которые могут наблюдаться при речевых расстройствах. Выявленные в раннем возрасте пространственные нарушения у детей с нарушениями речи лучше поддаются коррекции [7], а в результате реализации коррекционно-развивающей программы в сензитивный, для развития пространственного восприятия и пространственных представлений период, характеризуются определенной динамичностью и тенденцией к компенсации [12, c.64–89].

Все это свидетельствует о необходимости своевременной и тщательной психолого-педагогической работы по развитию у дошкольников с ОНР пространственного восприятия и пространственных представлений. На поисково-практическом этапе исследования изучены приемы и методы психолого-педагогической коррекции пространственного восприятия и пространственных представлений, оценена их эффективность и разработана психокоррекционная программа по развитию восприятия пространства и формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР [1].

Исходя из результатов экспериментального исследования, в ходе коррекционной работы с детьми с ОНР необходимо решать коррекционные задачи, направленные на развитие восприятия пространства и формирование пространственных представлений, которые включают такие направления, как: развитие зрительного и осязательного восприятия форм (различение, называние, классификация, трансформация форм); развитие зрительного и осязательного восприятия пространственных отношений (понимание, называние, ориентирование, трансформация); развитие зрительного и осязательного восприятия величин (различение, называние, классификация, трансформация, сравнение по величине, рядообразование по величине); развитие зрительного восприятия цветов (различение, называние цветов, классификация по цвету, рядообразование по интенсивности цвета) [1; 6; 8].

В основу психолого-педагогических исследований таких авторов как А. П. Воронова, Г. Н. Градова, О. Б. Иншакова, В. А. Калягин, Е. М. Мастюкова, И. Н. Моргачева, Г. А. Пичугина, Ю. А. Харебашвили, Н. В. Пятибратова, Н. П. Рудакова, Н. Я. Семаго, Т. А. Шорыгина и др. легли проблемы изучения особенностей и разработки методов и приемов коррекционной работы по развитию различных познавательных процессов дошкольников с ОНР.

Проанализировав данные исследований различных психических функций у детей с ОНР, Т. Н. Волковская и Г. Х. Юсупова [3] отмечают недостаточность различных видов восприятия и в первую очередь слухового, зрительного и пространственного у лиц данной категории. С целью коррекции данных нарушений авторы предлагают использовать психокоррекционные занятия. И. Н. Моргачева [8] считает, что в конспект коррекционного занятия необходимо включать комплекс заданий, направленных на развитие всех когнитивных процессов, а также на снижение психоэмоционального напряжения, тревожности, агрессивных проявлений и развитие психических процессов.

Потребность в повышении эффективности коррекционно-образовательного процесса натолкнула на поиск и разработку новых технологических приемов Г. Н. Градову и Ю. Г. Воронину [4]. В практике работы по формированию пространственных представлений у дошкольников авторы используют ряд арт-технологий, которые синтезируют визуальные, звуковые, световые, речевые и художественные знаки, создавая художественный образ действительности. Использование некоторых арт-технологий обуславливает более успешное формирование восприятия пространства. Это объясняется тем, что само восприятие произведений искусства связано с развитием пространственного гнозиса [5].

Внедрение в практику разнообразных видов арт-технологий (изо-технологии, сказочная арт-технология, музыкальная арт-технология, песочная арт-технология, драма-технологии и др.) предполагает развитие всех основных каналов приема информации: аудиального, визуального, кинестетического восприятия. А это в свою очередь оказывает положительное воздействие на состояние других психических процессов (памяти, внимания, мышления и др.). Так, изо-технологии способствуют развитию зрительно-пространственного восприятия, зрительно-двигательной координации, тонкой моторики, музыкотерапия — развитию фонематического слуха и так далее. В этом Г. Н. Градова и Ю. Г. Воронина [4] видят потенциальные возможности использования арт-технологий, как средства формирования представлении о пространстве.

Кроме того, коммуникативно-рефлексивная функция арт-технологий обеспечивает коррекцию нарушений эмоционально-волевой сферы, которые зачастую выступают препятствием для развития познавательных процессов в целом, и пространственного восприятия и пространственных представлений в частности. Нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, снижение мотивации к деятельности — эти отклонения, присущие детям с ОНР, обуславливают необходимость использования в работе по оптимизации познавательных процессов, в том числе формирования восприятия пространства, инновационных методов.

Т. Б. Мазепина разработала ряд игр и тренингов, направленных на развитие пространственно-временных ориентиров ребенка [7]. Данные игры и упражнения можно включать в занятия психолога, логопеда и воспитателя детей старшего дошкольного возраста с ОНР с целью коррекционного воздействия. В рамках экспериментального обучения Г. Н. Градова [4] разработала методический комплекс по освоению ребёнком ориентировки в пространстве, основанный на приемах арт-технологий. Он включает в себя серию игровых упражнений, которые, не зависимо от содержания, имеют сенсорную и речевую основу.

Также с целью оптимизации процесса усвоения дошкольниками с ОНР предлогов и речевых конструкций с пространственным значением, в практике рекомендуется активно использовать короткие стишки — «рифмовочки», помогающие ребёнку запомнить предлог в его лексическом и грамматическом значении. В разработке таких стихотворений Н. П. Рудакова [11] рекомендует руководствоваться требованиями, предъявляемыми к стихам в работе с дошкольниками с ОНР, в которых указывается на краткость стиха, простоту и чёткость ритма, доступность передаваемого образа. Углублённо работая в этом направлении, Н. П. Рудакова, О. П. Панина сделали ряд выводов о значении стихотворных текстов для психологической и логопедической практики по коррекции нарушений употребления предлогов [9; 11].

Еще одним способом коррекции нарушений восприятия пространственных отношений и их вербализации является коррекционный блок «Нарисуй предлог», предложенный И. П. Рудаковой [11]. Ребенку старшего дошкольного возраста предлагается схематически изобразить (либо выбрать из предложенных вариантов) отношения 2-х предметов. При этом предметы обозначаются геометрическими фигурами. Предмет, месторасположения которого описывается, изображается красным кругом, а предмет, относительно которого описывают положения другого предмета — синим квадратом.

Для того чтобы работа по развитию зрительно-пространственного восприятия носила систематический характер, на коррекционных занятиях в старшей и подготовительной группах Г. А. Пичугина и Ю. А. Харебашвили [10] предлагают использовать специальные демонстрационные таблицы (каждая из них представляет собой определенное упражнение). В клетках могут быть изображены предметы, группы предметов, геометрические фигуры, буквы, слоги, цифры, которые ребенок должен назвать по словесной инструкции (например: «Что находиться справа от мяча?»). Такая таблица может использоваться в процессе других коррекционных занятий.

Также с целью коррекции восприятия пространства и пространственных представлений как психологом, так и другими специалистами могут быть использованы интерактивные и компьютерные средства обучения. Использование компьютера в психолого-педагогической работе способствует активизации непроизвольного внимания, повышению мотивации к обучению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, установлению контакта с современным ребенком, что позволяет достигать поставленных целей и решению задач на занятиях и, в целом, оптимизирует коррекционно-образовательную работу психолога, учителя-логопеда и воспитателя [2]. Во время коррекционных занятий можно использовать готовые компьютерные программы, которые специально разработаны для дошкольников. М. Г. Власова специально для детей дошкольного возраста (4–6 лет) разработала мультимедийную игру «Веселые котята». Данная игра позволяет решать следующие психокоррекционные задачи: формировать правильное употребление предложно-падежных конструкций у дошкольников с ОНР; уточнять и развивать пространственные представления, выражаемые в речи посредством предлогов; учить дифференцировать предлоги между собой; запоминать схематическое изображение предлогов; развивать зрительное внимание и память; исправлять нарушения грамматического оформления высказывания и способствовать развитию связной речи; формировать положительное отношение к занятиям. Мультимедийные игры-занятия направлены на знакомство с 15 предлогами пространственного значения и их дифференциацию. Таким образом, дети узнают, что такое «маленькое слово», сколько предлогов, чем они отличаются, как изображаются в схемах и многое другое. Двигающиеся картинки на экране монитора помогают ребенку легко понять местонахождение котят, что гораздо труднее сделать на картинном материале, т. к. плоское, статическое изображение на картинке не дает возможности ребенку точно соотнести выделенные признаки с его смысловым содержанием. В тоже время показ объемных изображений в движении удобный и эффективный способ предоставить информацию об окружающем пространстве. Сочетание динамики, звука, красочного изображения значительно улучшает восприятие информации ребенком дошкольником. Для лучшей дифференциации все предлоги даются парами. Правильный ответ на вопрос вознаграждается веселой музыкой, что формирует положительное подкрепление по отношению к занятиям и вербализации пространственных отношений. Также для детей старшего дошкольного возраста можно использовать элементы других компьютерных программ, разработанных для детей с нормальным речевым развитием и направленных на развитие восприятия пространства. В этом случае необходимо самостоятельно подбирать уровень сложности материала и адаптировать задания для детей с ОНР.

Полноценность овладения знаниями о пространстве, способность к пространственному ориентированию обеспечиваются взаимодействием двигательно-кинестетического, зрительного и слухового анализаторов в ходе различных видов деятельности ребенка, направленных на активное познание окружающей действительности [1]. В связи с этим развитие пространственного восприятия и формировании пространственных представлений у дошкольников с ОНР должны осуществляться на основе межанализаторных связей с опорой на общедидактические и специфические принципы. Построение коррекционно-развивающих программ в соответствии с указанными принципами должно обеспечивать исправление недостатков познавательной сферы дошкольников с помощью специальных средств психолого-педагогического воздействия.

В целях психолого-педагогической коррекции особенностей пространственного восприятия и пространственных представлений дошкольников с нарушениями речи важно объединять усилия различных специалистов: психологов, логопедов, воспитателей, музыкальных руководителей и врачей, базируясь на системном подходе. Важно, чтобы психолого-педагогическая коррекция, во-первых, носила опережающий, предвосхищающий характер и ориентировалась на перспективу развития. Во-вторых, разрабатываемые психолого-педагогические коррекционные программы должны зависеть от типа детского учреждения или группы, в которой обучается и ребенок, а также иметь гибкую структуру, давая возможность подстроиться под индивидуальные особенности каждого ребенка. В-третьих, важно, чтобы данная программа была согласована с программами других специалистов, работающих с ребенком.

Таким образом, в ходе дальнейшей разработки данной темы на втором и третьем этапах исследования разработана и апробирована психокоррекционная программа по развитию восприятия пространства и формированию пространственных представлений у старших дошкольников с ОНР.

 

Литература:

 

1.         Бурачевская, О. В. Особенности восприятия пространства старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи / О. В. Бурачевская // Молодой ученый. — 2015. — № 8. — С. 840–846.

2.         Василенко, А. В. Информационные технологии и развитие пространственного мышления / А. В. Василенко // Педагогическое образование и наука. — 2010. — № 4. — С.73–77.

3.         Волковская, Г. Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Г. Х. Волковская, Т. Н. Юсупова — М.: Книголюб, 2004.

4.         Градова, Г. Н. Возможности использования арттерапевтических приемов по формированию представлений о пространстве у детей с ОНР / Г. Н. Градова, Ю. Г. Воронина // Логопед в детском саду — 2006. — № 5. — С. 46–49.

5.         Гончаров, О.А., Возрастная динамика зрительного восприятия /О. А. Гончаров // Вопросы психологии — 2005 — № 6 — С. 12 -20.

6.         Иншакова, О. Б. Пространственно-временные представления / О. Б. Иншакова, А. М. Колесникова. — М.: В. Секачев, 2006.

7.         Мазепина, Т. Б. Развитие пространственно-временных ориентиров ребенка в играх, тренингах, тестах/ Т. Б. Мазепина. — Ростов н/Д: Феникс, 2002.

8.         Моргачева, И. Н. Ребенок в пространстве. Подготовка дошкольников с ОНР к обучению письму посредством развития пространственных представлений / И. Н. Моргачева. — СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.

9.         Панина, О. П. Игровые приемы формирования предложно-падежных конструкций / О. П. Панина // Логопед. — 2012. — № 8. — С.76–78.

10.     Пичугина, Г. А. Развитие зрительно-пространственного восприятия у дошкольников с ОНР /, Г. А. Пичугина, Ю. А. Харебашвили // Логопед — 2006. — № 3 — С. 64–67

11.     Рудакова, Н. П. Обучение старших дошкольников с ОНР предложно-падежным конструкциям /Н. П. Рудакова // Воспитание и обучение — 2004. — № 11. — С.74–78.

12.     Шипилова, Е. В. Основы логопсихологии / Е. В. Шипилова. — Ростов н/Д:Феникс, 2007.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle