Библиографическое описание:

Маркова Н. А. К вопросу о реализации возможностей дистанционного обучения в техническом вузе // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1126-1129.

В статье рассматриваются возможности и перспективы использования информационных технологий в вузе. Представляется описание форм дистанционного обучения иностранному языку в техническом вузе.

Ключевые слова: дистанционное обучение и образование, иностранный язык, информационные технологии.

 

В настоящее время информационные технологии широко доступны практически каждому человеку. Они открывают перед людьми новые горизонты — не только в работе, но и в обучении. В высшем образовании одним из главных преимуществ информационных технологий является возможность обмениваться информацией различных форм, форматов и объемов. Особую популярность приобретает дистанционное образование.

Дистанционное образование — это обучение, при котором взаимодействие ученика и преподавателя между собой осуществляется на расстоянии. При этом процесс обучения отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуется средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность (диалог между сторонами). Именно поэтому, дистанционное обучение можно считать самостоятельной формой обучения, в котором информационные технологии являются ведущим средством.

Дистанционное обучение имеет множество преимуществ [1]:

-          Существует возможность провести занятие для большого количества человек одновременно, что позволяет создать единую образовательную среду (особенно актуально для корпоративного обучения);

-          Возможность повышения качества обучения за счет применения современных средств, объёмных электронных библиотек и т. д.;

-          Гибкость — студенты могут получать образование в подходящее им время и в удобном месте;

-          Дальнодействие — обучающиеся не ограничены расстоянием и могут учиться в независимости от места проживания;

-          Экономичность — значительно сокращаются расходы на дальние поездки к месту обучения, нет необходимости приобретать дорогостоящие методические материалы, так как они предоставляются в электронном виде и т. п.

В настоящие время Томский политехнический университет также использует возможности дистанционного способа образования своих студентов: предоставляет студентам методические материалы в электронном виде, проводит тестирования по различным дисциплинам; обеспечивает работу почты, посредством которой студент может связаться с преподавателем, и т. д. ТПУ активно реализует проект комплексной автоматизации вуза [2].

Найти применение всем этим преимуществам и возможностям, несомненно, можно в преподавании дисциплины «Иностранный язык»: размещать домашние задания в электронном виде на персональных сайтах корпоративного портала НИ ТПУ; получать обратную связь от студента по корпоративной почте, создавать и представлять лабораторные, самостоятельные работы в виде различных электронных пособий, а также в системе LMS Moodle и др.

Следует заметить, что подобное использование дистанционного образования помогает ускорить процесс понимания изучаемого материала и дает возможность углубить знания, а также распределять аудиторные часы на другие, более непонятные вопросы дисциплины.

Но, к сожалению, как бы качественно и глубоко не преподавался иностранный язык в ТПУ, если студент не получал достаточных знаний по иностранному языку до поступления в университет, то он не способен успевать понимать изучаемое с той скоростью, с какой должна обеспечиваться программа обучения. Ведь это более, чем сложный предмет, для хорошего понимания и усвоения которого, необходимо обладать очень большим объемом знаний: уже при поступлении у студента должен быть средний запас иностранных слов; базовое знание грамматического материала и минимально сформированные навыки аудирования иностранной речи.

Нами было проведено анкетирование-исследование студентов-бакалавров 2 года обучения ТПУ института Кибернетики по специальности «Информатика и вычислительная техника». Студентам, изучающим английский язык, была предложена анкета с вопросами:

1.        Как вы считаете, вы имели достаточный уровень знаний по английскому языку на момент поступления в ТПУ?

2.        Кажется ли вам сложным и тяжелым изучение английского языка в ТПУ?

3.        Что помогает вашему дальнейшему изучению английского языка в университете? (Ваш комментарий).

Таким образом, целевой аудитории из 38 человек было предложено несколько вопросов с двумя вариантами ответов (да/нет) и один вопрос с письменным комментарием. Вопросы должны были выявить, на наш взгляд наиболее актуальные проблемы, связанные с процессом изучения английского языка в вузе.

На рисунках 1, 2 представлены результаты опроса:

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос: «Как вы считаете, вы имели достаточный уровень знаний по английскому языку на момент поступления в ТПУ?».

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос: «Кажется ли вам сложным и тяжелым изучение английского языка в ТПУ?»

 

Результаты анкетирования говорят о том, что большинство современных студентов испытывают трудности при изучении английского языка; большая часть опрошенных признаются, что их уровень иностранного языка был недостаточен для продолжения изучения языка в университете; лишь 11 % опрошенных, полностью довольны тем, как они знали язык до поступления в университет. Исходя из результатов анкетирования, можно сделать вывод, что недостаточные знания языка до поступления в университет предопределяют сложности, а значит, играют большую роль в дальнейшем успешном изучении английского языка в вузе. Совсем небольшой процент студентов (3 %) прокомментировали свой ответ на третий вопрос следующим образом: в дальнейшем изучении английского языка им помогают интенсивные курсы и использование информационных ресурсов в интернете. Полагаем, этот процент студентов изначально был мотивирован на изучение иностранного языка. Не секрет, что в неязыковых технических вузах, где иностранный язык выступает как непрофилирующая дисциплина, фактор мотивации — системы мотивов, побуждающих изучать язык, имеет огромное значение и представляется особенно важным [3].

Таким образом, есть основания полагать, что возможности использования дистанционного обучения, например, для устранения проблемы низкой языковой подготовки абитуриентов НИ ТПУ, не реализованы в полной мере. Успешное начало изучения английского языка в ТПУ, после окончания школы можно воплотить путем реализации форм дистанционного обучения основам английского языка для абитуриентов, согласно основным положения дальнейшей программы обучения дисциплине «Иностранный язык».

Следует отметить, что дистанционное обучение существует двух типов [4]:

-          Синхронное электронное образование — это обучение в реальном времени, участники процесса находятся на расстоянии друг от друга.

-          Асинхронное электронное образование — это обучение, при котором обучающийся получает всю необходимую информацию из онлайн-источников или с электронных носителей информации и самостоятельно регулирует темп и график освоения материала.

На наш взгляд, абитуриентам ТПУ целесообразнее представить форму дистанционного обучения в виде асинхронного электронного образования, чтобы будущий студент сам мог контролировать свой процесс обучения, не пропустив ни одного урока, и освоил весь необходимый материал перед поступлением в вуз. Организацию такого вида дистанционного обучения, мы видим следующим образом.

Программа дистанционного обучения дисциплине «Иностранный язык» представляется на официальном сайте ТПУ «Абитуриентам». Необходимо зарегистрироваться, чтобы в будущем иметь возможность непрерывно продолжать свое обучение. Перед началом обучения абитуриент проходит тестирование, которое определит его уровень владения английским языком и предложит пройти курс подготовки соответствующий его уровню достижений в настоящий момент. Весь курс, рассчитанный на 20–30 часов, необходимо разделить на занятия. В каждое занятие будут включены: видеоролик с лекцией; список слов, которые необходимо запомнить; задания по теме лекции; ответы на задания с полными объяснениями; онлайн-тесты для проверки усвоенного материала; а также возможность связаться с преподавателями ТПУ для разъяснения непонятных моментов занятия и консультаций. В конце обучения для определения уровня усвоенных знаний предложить тест достижений.

Таким образом, считаем программа дистанционного образования по дисциплине «Иностранный язык» может помочь абитуриентам подготовиться к образовательным программам университета и в дальнейшем изучать язык более успешно. Для того, чтобы подтвердить теоретические представления, о том что программа дистанционного обучения, например, английскому языку, будет успешной, был проведено анкетирование — опрос той же целевой аудитории из 38 человек. Им было предложено ответить на вопрос: «Реализовали бы вы возможность абитуриента улучшить знания английского языка с помощью дистанционного образования, предлагаемого ТПУ?»

Результаты опроса показали, что идея реализовать такую возможность понравилась лишь половине опрошенных. Несмотря на низкий, с нашей точки зрения, результат опроса, мы полагаем, что эффективность и рост знаний благодаря программе дистанционного образования даже у половины абитуриентов очевидны и бесспорны. А значит, вопрос улучшения качества языковой подготовки в вузе в дальнейшем не теряет своей значимости. Ведь именно языковая подготовка в системе высшего профессионального образования должна обеспечивать развитие у студентов способностей, позволяющих использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур современного мира [5]. Полагаем, чем выше уровень знаний иностранного языка, тем более востребован человек в своей сфере деятельности.

Таким образом, благодаря современным информационным технологиям, ТПУ сможет сделать своих выпускников востребованными и успешными в мировом сообществе.

 

Литература:

 

1.      Дистанционное образование// [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Дистанционное обучение.

2.      Краснова Т. И. Информатизация образования как способ повышения конкурентоспособности вузаа // Молодой ученый. — 2015. — № 7. — С. 793–795.

3.      Маркова Н. А. Развитие самостоятельности в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе. // Молодой ученый. — 2015. — № 5. — С. 493–496.

4.      Организация образования // [Электронный ресурс]. URL: http://www.kp.ru/guide/organizatsija-obrazovanija.html

5.      Маркова Н. А. Развитие самостоятельности в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе. // Молодой ученый. — 2015. — № 5. — С. 493.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle