Библиографическое описание:

Уланова Н. К., Жегуло У. Л. Проблемы местного самоуправления и местных бюджетов в зарубежной практике и в России // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 748-750.

Муниципальные образования можно отнести к наиболее многочисленным элементам системы публично — правовых отношений Российской действительности. При этом в большинстве субъектов Российской Федерации функционирует множество местных бюджетов, являющихся хронически дотационными и дефицитными. Неоднозначная трактовка последствий проводимой бюджетной реформы требует необходимости использования передового опыта реализации муниципальной политики развитых государств для повышения оптимальности и эффективности управления территорией и использования бюджетных средств.

Ключевые слова:местное самоуправление; государственный бюджет; экономический рост; муниципалитет; бюджетная реформа

MunicipalitiescanbeattributedtothemostabundantelementinthesystemofpubliclegalrelationsofRussianreality. InthemajorityofsubjectsoftheRussianFederationoperates a varietyoflocalbudgets, whicharesubsidizedandchronicallyscarce. Ambiguousinterpretationoftheeffectsofongoingbudgetreformrequirestheneedforbestpracticesimplementationofmunicipalpoliciesofdevelopedcountriestoincreasetheefficientandeffectiveadministrationoftheterritoryandtheuseofpublicfunds.

Keywords:local government; State budget; economic growth; municipality; budget reform

 

Российская Федерация характеризуется значительной территориальной дифференциацией, обусловленной влиянием множества факторов, таких как:

-        природно-климатические условия;

-        полезные ископаемые;

-        природные ресурсы;

-        административно-территориальное разграничение государства;

-        размеры территорий муниципалитетов;

-        специфика политики на разных уровнях власти;

-        численность населения муниципалитетов;

-        отличия муниципалитетов по ключевым политическим, демографическим, социальным, а так же экономическим критериям.

В настоящее время местное самоуправление России сталкиваются с различными проблемами юридической, финансовой, социальной направленности:

-        несоответствие имеющихся финансовых ресурсов полному объему полномочий муниципалитетов;

-        недостаточность финансовой базы у большинства муниципалитетов для исполнения возложенных на них полномочий и достижения установленных целей;

-        многие законодательные акты разрабатываются, утверждаются на федеральном либо региональном уровне, что не позволяет в полной объёме учесть все особенности и специфику развития муниципальных образования всех уровней;

-        имеет место проблема внутренних противоречий правовой базы, превышения полномочий теми или иными органами власти, дублирование функций и присвоения «не своих»;

-        недостаточная проработанность контроля власти на местах, а так же процедур обеспечения ответственности за принимаемые управленческие решения.

Для устранения вышеизложенных проблем необходимо рассмотреть опыт функционирования и порядок исполнения местных бюджетов в развитых странах. Местное самоуправление осуществляют собственные полномочия согласно с Европейской Хартией местного самоуправления, в которой утверждается необходимость демократического развития муниципалитетов. Данный международный правовой документ так определяет сущность местного самоуправления, это «право и реальная способность регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения» [2].

Одной из значимых отличительных особенностей управления на местном уровне в США, Германии, Канаде от Российской действительности является наличие разграничений всех полномочий, а также взаимоотношений между федеральным и местными органами государственной власти. При этом приоритет отдается местному уровню. Порядок организации деятельности органов местного самоуправления утверждается и контролируется гражданами территории на основании правовых норм, установленных законом.

Следует отметить, что во всех государствах социально — политическая значимость местного самоуправления с каждым годом неуклонно растет. При этом снижается финансовая зависимость местных бюджетов от бюджетов федерального и регионального уровня. Наблюдается перекладывание социальных обязательств на местное самоуправление. Данные условия способствуют увеличению количества источников собственных доходов муниципалитетов. Например, на отдельных территориях создаются различные фонды, которые формируются за счет повышенных налогов добывающей нефтегазовой промышленности (Альберта в Канаде, Аляска в США).

Еще одной особенностью можно назвать возложение значительных полномочий на различные комиссии (комитеты) органов местной власти, которые играют немаловажное значение при принятии ключевых решений по развитию территорий. Также стоит обратить внимание на то, что во многих странах отсутствуют полномочные представители правительства, контролирующие местные органы власти, избираемые гражданами административно — территориальных единиц.

Прослеживается также процесс укрупнения муниципалитетов, что обусловлено необходимостью снижения расходов на административные функции, расширение налоговой доходной базы муниципалитетов, снижение социально — экономической дифференциации территорий.

Обобщая опыт местного самоуправления развитых государств, можно выделить следующие перспективные направления решения имеющихся проблем:

-        муниципалитеты, отличающиеся достаточным уровнем социально-экономической сферы должны получить эффективные стимулирующие механизмы для дальнейшего развития, в то время как депрессивные территории (отстающие в развитии) необходимо обеспечивать гарантиями государственной поддержки.

-        крупным городам (мегаполисам) следует расширить перечень прав и решаемых вопросов местного уровня, обеспечить развитие налогооблагаемой базы для пополнения местных бюджетов, активизировать потенциал экономического роста территории. Сельские поселения нуждаются в строительстве транспортной, энергетической, производственной инфраструктуры, что невозможно без экономической помощи из вышестоящих бюджетов.

-        необходимо совершенствование нормативно — правовой базы, регулирующей функции местного самоуправления с учетом многообразия условий развития территорий.

-        для устранения двоякого трактования и дублирования государственных функций необходимо строго разграничить полномочия органов государственной власти на всех уровнях управления, при этом следует расширять компетенции местных властей.

-        стратегическим ориентиром финансовой самодостаточности муниципалитетов можно назвать построение оптимальной модели формирования источников бюджетов для каждого муниципального образования, с поэтапным замещением финансовой помощи государства поступлениями от собственных источников дохода посредством стимулирования расширения доходной базы органов местного самоуправления. Трансферты в поселения с низкой бюджетной обеспеченностью идут из муниципального района, что усложняет механизм выравнивания. Методика выравнивания бюджетной обеспеченности не всегда позволяет корректно распределить финансовую помощь. Данная методика подвергается совершенствования из года в год, но не является совершенной.

-        на местах существуют трудности подготовки нормативно — правовых актов необходимых для исполнения положений бюджетного кодекса и Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в России». Для решения данных трудностей необходима юридическая помощь.

Необходимо соблюдение баланса государственного интереса и финансово — правовой свободы муниципалитетов, который необходимо контролировать на федеральном уровне, где также следует обеспечивать соответствие регионального законодательства о местном самоуправлении Конституции Российской Федерации [1].

 

Литература:

 

1                    Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). URL: http://base.consultant.ru/cons/

2                    Европейская Хартия местного самоуправления. Страссбург. 1985. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=LAW;n=20361;req=doc

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle