Библиографическое описание:

Тюкавина А. В. Современные формы условно-графической наглядности: методика конструирования, создания и использования // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1203-1206.

Анализ теоретических аспектов содержания современных форм условно-графической наглядности подтверждает специфичность каждой. В качестве доказательства могут выступать и прикладные моменты, связанные с различиями в конструировании, создании и использовании современных форм УГН. Для этого необходимо поэтапно проанализировать методику применения УГН: этапы конструирования, создания и применения.

Так как тема исследования обусловлена особенностями преподавания экономических дисциплин, то тождественность условий для использования каждой из форм УГН не является очевидной.

Скрайбинг может быть применен при изучении материала любой тематики, как теоретической, так и прикладной направленности, поэтому его конструирование будет состоять из следующих шагов:

-          отбор материала по выбранной теме;

-          представление материала, разбитого, как минимум, на десять фрагментов, на листке бумаги;

-          представление разбитого материала в виде «лестницы», состоящей из десяти ступеней;

-          отображение рядом с каждой ступенькой графических иллюстраций, которые отражают ее сущность.

Выполнение перечисленных этапов позволяет получить приблизительный план для создания скрайбинга в VideoScribe или же на чистом ватмане. Данный вид условно-графической наглядности идеален в применении творческими людьми. Но люди, не имеющие художественных способностей, затратят большое количество времени уже на этапе создания. Ведь для того, чтобы создать даже начальные заготовки скрайбинга необходимо нарисовать не только иллюстрации, но и воссоздать мысленный образ, который был бы понятен и корректно воспринят аудиторией в момент презентации. Еще одной из важных характеристик, требующих учета при использовании скрайбинга, является специфичность аудитории, и ее подготовленность к восприятию данной формы наглядности. Данные аргументы выявляют творческий характер использования скрайбинга, поэтому для стандартных условий преподавания экономических дисциплин рассматриваемая форма условно-графической наглядности является трудоемкой и малодоступной в своем создании и воспроизведении.

Сторителлинг, так же как и скрайбинг, не будет являться эффективным методом в преподавании экономики. Данное утверждение может быть аргументировано смысловой сущностью сторителлинга. Использование данного метода является необходимым при обучении управленческим дисциплинам, т. к. для будущих менеджеров большое значение имеет получение опыта на основе рассказанных и визуализированных лектором историй о поступках и действиях, совершенных реальными людьми, что закрепляет теоретические знания и развивает логику управленческого мышления учащихся. Так же данная форма УГН эффективна и в обучении истории, литературе, философии, географии и др. дисциплин.

Экономика — это конкретизированная наука, где действуют устоявшиеся законы и принципы, поэтому сторителлинг в рамках обучения данной дисциплины применим лишь как отступление от темы, но не является содержательно значимым для учащихся.

В основе конструирования инфографики лежит сжатость и упорядоченность рассматриваемой информации. Для того, чтобы перейти непосредственно к созданию качественной инфографики нужно:

-          Определить тему содержания инфографики;

-          Отобрать необходимый материал (статистика, интересные факты и др.);

-          Обдумать наиболее подходящий формат инфографики для передачи данных (временная шкала, движущаяся схема, карта с пояснениями, график, диаграмма, сопоставление каких-либо явлений по размеру и ценности и др.);

-          Упростить выбранный материал, что поспособствует быстрой передаче основных пунктов;

-          Обдумать цветовой формат;

Все перечисленные пункты нужно так же соотнести с возможностями и особенностями аудитории. Описываемый вид УГН идеален для применения в обучении экономическим дисциплинам, т. к. инфографика зачастую в своем основании содержит статистические данные, неизбежно используемые в сфере экономического обучения.

Для компетентного педагога не составит труда рассказать хаотично выбранную тему из курса своего предмета, а для настоящего профессионала несложно будет и проиллюстрировать свое повествование, в чем и заключается суть интеллект-карт. Их применение может быть отрепетировано и продумано, а в ряде случаев и сымпровизировано. Достоинства использования ментальных карт очевидны: многовариантность областей применения, простота формата изображения и качественность закрепления материала в памяти у учащихся. При этом преподавателю не обязательно владеть художественными навыками, достаточно уметь чертить общеиспользуемые фигуры (линии, овалы, квадраты и др.). А для повышения уровня наглядности необходимо включить в общую картину подходящие фотографии и изображения.

Выбрав интеллект-карту как способ, используемый в обучении необходимо:

-          Обдумать тему и ее составляющие;

-          Постараться найти ассоциации;

-          Определить основные задачи и действия;

-          Расставить приоритеты;

-          Предположить возможные варианты иллюстрации выбранной темы с помощью различных визуальных средств с учетом особенностей аудитории.

После решения поставленных задач можно перейти к непосредственному созданию интеллект-карты.

Таким образом, из рассматриваемых современных форм условно-графической наглядности наиболее эффективными в своем применении будут являться инфографика и интеллект-карты. При этом инфографика применима в таких экономических дисциплинах, как: социально-экономическая статистика, банковское дело, бухгалтерский учет, региональная экономика, микроэкономика и др. Интеллект-карты наиболее корректны в использовании при обучении следующим дисциплинам: история экономических учений, экономическая теория, аудит, рынок ценных бумаги др.

Область применения инфографики обозначена конкретизацией материала — статистическими данными, сводками и фактами, а интеллект-карт — теоретическим аспектом, в редких случаях совмещенным с прикладными моментами.

Создание интеллект-карт подчиняется следующим принципам:

1.                  Информация должна быть представлена в графической форме. Основные элементы должны быть взаимосвязаны стрелками, конечный образ интеллект-карты представлен в виде схемы. Это придает общему содержанию логичный и завершенный характер.

2.                  В интеллект-карте должны быть применены пиктограммы различной сложности, наиболее емко и точно выражающие мысль автора. Если материал носит исторический характер, применимы фотографии, если прикладной — формулы, основные объекты рассказа и др.

3.                  Разномасштабность используемых фигур. Объекты подобные друг другу и равной величины придают монотонность иллюстрируемому материалу, что не является желаемой целью в составлении интеллект-карты.

4.                  Широкая цветовая гамма. Каждый цвет должен акцентировать внимание на значимость мысли, поэтому нельзя применять только 2–3 цвета.

5.                  Иерархичность. Основной элемент необходимо расположить в центре и придать ему масштабность, вторичные объекты уменьшаются пропорционально расстоянию от центра.

6.                  Немногословность: по одному тезису на каждую ветвь.

7.                  Определенность шрифта. Приоритетным является печатный шрифт, с выпуклыми контурами.

Интеллект-карта может быть создана и изображена:

-        на листе бумаги (формат А1, А0);

-        на учебной доске;

-        на интерактивной доске.

Если преподавателю необходимо рассказывать материал с его параллельным изображением, то наиболее предпочтительным вариантом является учебная доска с разноцветными мелками. Если момент обучения связан с работой, отталкивающейся уже от готового объекта, то удобен лист бумаги с предварительно оформленной интеллект-картой. Что касается интерактивной доски, то она эффективна в обоих вариантах (интеллект-карта может быть сохранена отдельным файлом, если требуется готовый объект изучения, и может быть составлена в момент рассказа лектором).

Для подготовки интеллект-карты к использованию на интерактивной доске, рекомендуется воспользоваться специализированными программами (Xmind, iMind Map, FreeMind, MindNode и др.) или интернет-сервисами (Bubbl.Us, MindMiester, WiseMapping)

Данные программы и интернет-сервисы позволяют так же заблаговременно подготовиться к лекции тем преподавателям, которые еще не обладают навыками импровизированного составления ментальной карты во время рассказа.

Процесс создания инфографики, так же как и интллект-карт, подчиняется ряду принципов, выполнение которых обязательно, если преследуется цель получения качественной работы. К ним относятся:

-          Краткость и лаконичность. Меньше словесного материала, больше фактов и статистических данных.

-          Визуализированность. Этот принцип является основным качеством инфографики как формы условно-графической наглядности. В ее общем плане должны сочетаться графические конструкции различной структуры и направленности (диаграммы, графики, схемы и др.), наиболее полно выражающие содержание темы.

-          Креативность. Структурный сюжет инфографики не должен выглядеть шаблонно, в нем всегда должно быть выражено что-то новое, акцентирующее внимание учащихся на реальную значимость рассматриваемой проблемы.

-          Достоверность. Статистические данные и факты должны быть подлинны, в противном случае, даже самый современный дизайн не сможет заинтересовать учащихся без опоры на истину.

-          Простота. Перегруженность графическими элементами может привести к смутному и некорректному восприятию представленной информации.

-          Ясность. Оформление инфографики должно быть организовано таким образом, чтобы каждый из учащихся смог воспринять изучаемый материал и без затруднения его объяснить.

-          Открытость. Необходимо предоставлять ссылки на подлинные источники рассматриваемой информации, благодаря этому заинтересованные учащиеся в дальнейшем смогут более углубленно изучить материал по данной тематике.

Изложенные пункты являются основными и могут быть дополнены, в зависимости от того, какой результат был запланирован при условии применения данной формы наглядности.

Инфографика создается в форме файлов с форматами изображений, она может быть анимированной и статичной, выступать как элемент веб-сайта.

Для облегчения процесса создания инфографики рекомендуется воспользоваться одним из web ‒сервисов (Infogr.am, Vizualize.me, Visual.ly, Piktochart

Рассмотрим различные варианты использования интеллект-карт и инфографики в процессе обучения

Интеллект-карта и инфографика могут быть использованы:при изучении нового материала; при организации познавательной деятельности учащихся на занятии и в условиях самостоятельной работы.

При изучении нового материала возможны следующие способы использования интеллект-карты:

-          Представить готовый вариант интеллект-карты на доске и начать рассказ с последующей опорой на основные ветви ментального дерева;

-          Представить готовый вариант интеллект-карты на учебной доске, а так же в виде раздаточного материала для каждого из учащихся (это позволит сократить время на перенос ментального дерева в рабочую тетрадь) и начать рассказ с опорой на основные ветви;

-          Начать объяснение нового материала с последующим построением ментального дерева на доске;

-          Начать объяснение нового материала при использовании метода беседы, впоследствии чего учащиеся сами назовут основные идеи и проиллюстрируют их на доске. Благодаря данному способу увеличивается активность работы учащихся и уровень их заинтересованности в рассматриваемой проблеме.

-          Раздать подробные ментальные карты в виде раздаточного материала, при условии ограниченности времени на углубленное изложение новой темы. Таким образом, преподаватель сможет объяснить основные аспекты изучаемого материала, а более подробные моменты учащиеся изучат самостоятельно.

Интеллект-карты могут быть использованы при решении проблемных задач. Учащимся предлагается проблемная ситуация, варианты выхода из которой они могут изобразить в виде интеллектуальной карты;

Кроме того, интеллект карты могут быть использованы для:

-          Групповой интеллектуально-соревновательной деятельности. Например, разделить класс на группы и предоставить каждой искаженный вариант интеллект-карты, с требованием построения верной ментальной карты путем корректировки и дополнения материала;

-          Составления конспекта по заданному тексту;

-          Ответа на вопросы, которые касаются описания предыдущих изученных тем;

-          Обобщения информации по просмотренному учебному видеофильму;

-          Представления вывода по проведенному эксперименту.

При самостоятельной работе учащихся интеллект-карты могут использоваться для организации проектной деятельности или в качестве домашнего задания (составить, расширить, корректировать, выучить и т. д.).

Применение интеллект-карт способствует формированию следующих умений: выбор нужного материала в условиях изучения большого объема информации; творческого взгляда на объективную реальность; креативность представления информации; запоминание и воспроизведение информации при помощи ассоциативного мышления; самостоятельная систематизация новой информации; незатруднительное восприятие лекций, докладов, выступлений и т. д.; нахождение логических связей между рассматриваемыми явлениями.

Таким образом, использование интеллект-карт дает возможность учащимся более прочно запомнить изучаемый материал и способствует формированию нетрадиционного творческого взгляда на процесс обучения.

Варианты применения инфографики, как и интеллект-карт, разнообразны. Но при изучении нового материала область применения инфографики неширока. Рассказ темы происходит с опорой на инфографику, которая может быть представлена в виде раздаточного материала, плаката на учебной доске, изображения на интерактивной доске.

При организации познавательной деятельности учащихся спектр использования инфографики значительно увеличивается. Она имеет следующие способы применения:

-          Анализ инфографики для составления реферата и эссе;

-          Составление инфографики в ходе работы с заданным текстом;

-          Решение проблемных ситуаций при помощи данных инфографики;

-          Сравнение рассматриваемых явлений при помощи инфографики;

-          Составление графиков и диаграмм, отображающих данные инфографики.

При самостоятельной работе:

-          Создание инфографики как вида проектной деятельности;

-          Создание учебно-методического пособия на основании инфографики;

-          Использование инфографики как домашнего задания: составить, проанализировать и т. д.

При использовании инфографики в процессе обучения у учащихся формируются следующие умения и навыки: выражение большого объема теоретического материала в кратком структурированном виде; мысленное представление материала в графическом виде; расшифровывание незнакомых записей; анализ схем и диаграмм без особых затруднений (очень важное умение для экономиста); связанное и логичное изложение материала; творческое применение полученных знаний.

Таким образом, инфографика и интеллект-карты имеют большое число положительных моментов в своем использовании. Они способствуют формированию самостоятельности, креативности, абстрактности мышления и конкретизации в деятельности учащихся. Данные характеристики должны стать реалиями обучения в рамках современной системы образования, поэтому использование инфографики и интеллект-карт должны широко применяться в образовательном процессе.

 

Литература:

 

1.         Бьюзен, Т. Супермышление [Текст]/ Т. Бьюзен, Б. Бьюзен. — Минск: ООО «Попурри», 2007. — 320 с.

2.         Желязны, Д. Говори на языке диаграмм [Текст]: пособие по визуальным коммуникациям/ пер. с англ. — М.: Институт комплексный стратегических исследований, 2004. — 220 с.

3.         Копыл, В. И. Как пользоваться Mindmanager [Текст]/ В. И. Копыл. — Минск: Харвест, 2007. — 66 с.

4.         Мюллер, Х. Составление ментальных карт. Метод генерации и структурирования идей [Текст]/ Х. Мюллер, пер. с англ. В. Мартынова, М, Дремин — М.: Омега-Л, 2007. — 128 с.

5.         Роэм, Д. Визуальное мышление [Текст]/ Д. Роэм., пер. с англ. О. Медведь — М.: «Манн, Иванов, Фербер, Эксмо», 2013. — 300 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle