Социально-педагогические аспекты формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №9 (89) май-1 2015 г.

Дата публикации: 29.04.2015

Статья просмотрена: 1377 раз

Библиографическое описание:

Жуйкова, Т. П. Социально-педагогические аспекты формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста / Т. П. Жуйкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 991-993. — URL: https://moluch.ru/archive/89/18180/ (дата обращения: 18.04.2024).

Новый взгляд на физическую культуру как часть общей культуры личности, раскрытие ее созидательного, человекотворческого потенциала опирается на современные научные подходы к познанию и преобразованию педагогической действительности: аксиологический, антропологический, культурологический, личнотно-деятельностный, личностно-ориентированный, системно — целостный и др.

Аксиологический (ценностный) подход выступает в качестве сязующего звена между практическим и абстрактно-теоретическими подходами. Аксиология представляет собой философское учение о природе ценностей, их иерархии, структуре, взаимосвязях. Основы аксиологического подхода в отечественной педагогике и психологии заложены Б. Г. Ананьевым, В. А. Василенко, О. Г. Дробницким, Н. М. Кузнецовым, В. И. Тугариновым, В. А. Ядовым. Данная проблематика разрабатывалась К. А. Абульхановой-Славской, В. М. Богуславским, Б. С. Гершунским, В. И. Гинецинским, В. И. Додоновым, В. А. Караковским, Г. Б. Корнетовым, Б. Г. Кузнецовым, В. М. Розиным, В. А. Сластениным, Г. И. Чижаковой, Е. Н. Шияновым, П. Г. Щедровицким и др.

Признавая, что физические кондиции человека в любом возрасте являются компонентом его физической культуры, стоит обратить внимание на социально-педагогические аспекты подходов к формированию ее на этапе младшего школьного возраста.

Сформировать потребность у человека — это значит способствовать существенному изменению его образа жизни. Разумеется, радикально изменить свой образ жизни в сторону повышения двигательной активности можно в любом возрасте. Однако лучше начинать занятия физической культурой, на наш взгляд, в более раннем возрасте. В крайнем случае, пока достаточно велика естественная двигательная активность ребенка. В этот период наиболее эффективно можно воспитывать потребность в движении, привычку к физическим упражнениям.

Проблемы формирования потребностей в педагогике и психологии рассматриваются обычно в тесной связи с проблемами возникновения, поддержания и удовлетворения интереса. Несомненно, такой подход весьма продуктивен и при формировании физической культуры личности младшего школьника. В этом возрасте в физкультурно-спортивной деятельности ребенком руководят, прежде всего, гедонистические мотивы. Он двигается, потому что это ему нравится. Новые движения вызывают интерес, а устойчивый интерес формирует потребность в физическом совершенстве и совершенствовании. Вряд ли целесообразно в этом возрасте акцентировать сознательный компонент, сознательное отношение к социальной значимости этой деятельности, но, очевидно, следует, учитывая механизмы формирования и взаимодействия интересов и потребностей, развивать и укреплять те и другие. А это как раз упускается нередко из виду педагогами-практиками.

Значимость физкультурно-игровой деятельности для различных возрастных групп учащихся связана с тем, что одни виды деятельности являются на данном этапе ведущими, а на других этапах наибольшую значимость приобретают другие. Так вот, следует иметь в виду, что для младших групп ведущей является игровая деятельность, а одним из наиболее действенных средств, используемых для решения проблем физического воспитания в работе с детьми, являются игры, которые следует рассматривать как исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности. Игра, как указывал П. Ф. Лесгафт, является упражнением, готовящим ребенка к жизни, и оказывает сильное воздействие на его всестороннее развитие. И это в первую очередь касается младших школьников, что следует учитывать при работе с ними.

В настоящее время учащиеся в более раннем возрасте приобщаются к курению, злоупотреблению спиртными напитками, токсикомании, имеют отклонения в поведении. Молодежь зачастую умеет использовать средства физической культуры для организации здорового, содержательного досуга в свободное время.

Вызывает тревогу состояние здоровья и физическая подготовленность учащейся молодежи: более половины детей, поступающих в 1 класс, имеют отклонения в состоянии здоровья, болеют респираторными заболеваниями, имеют избыточный вес. Количество здоровых детей за годы обучения в школе сокращается.

По мнению выдающегося педагога В. А. Сухомлинского, 85 % всех неуспевающих учеников отстает от сверстников не по причине нерадивости и лени, а из-за физических недостатков и недугов, болезней, следствием которых является инстинктивное сокращение нагрузок на ослабленный организм. В силу этого, является актуальным развитие у них соответствующих интересов, формирование знаний и убеждений о необходимости систематических занятий физическими упражнениями, практическое приучение детей и подростков к ежедневным самостоятельным занятиям в режиме дня, культурной активности.

Решение проблемы здоровья детей заключается в первую очередь в педагогическом осмыслении социальной валеологии в процессе организации школьного обучения.

Согласно исследованиям специалистов, 75 % болезней взрослых заложены в детстве Полноценное физическое и психическое развития ребенка и его здоровья — это основа формирования личности.

Чтобы быть здоровым. Нужны здоровые жизненные навыки, здоровые привычки. Уже не приходиться доказывать, что принципы здорового образа жизни — необходимые условия здоровья. По словам академика Е. Чазова, проблема теперь в том, чтобы эти принципы усвоил и освоил каждый человек. Человеку XXI века приходиться учиться … здоровью!

А. А. Дмитриев указывает на то, что одной из приоритетных задач образовательного учреждения является концентрация усилий всего педагогического коллектива на формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) воспитанника. Это касается условий пребывания, питания, учебно-познавательной деятельности, занятий физической культурой и спортом.

Педагогическая стратегия формирования ЗОЖ должна способствовать самостоятельной выработке убеждений учащихся на освоение обретаемых знаний и опыта. Благодаря убеждениям создается вначале устойчивая мотивация ЗОЖ, затем самоконтролируемая активность в созидании своего здоровья.

Культура здоровья учащихся развивается наиболее эффективно, если школа проектирует систему деятельности, общения и познания, способствует активизации самовоспитания обучающихся. Иначе говоря, становление культуры здоровья обеспечивается, когда целенаправленно организуется система коллективных валеологических отношений (учитель-учитель, учитель-ученик, учитель-родители, родители-дети) [1].

Наиболее чувствительными и ранимыми в человеческой популяции являются дети. Они обладают несовершенством развития эндокринной, иммунокомпетентной и других структур организма и, как следствие, сниженными адаптационными возможностями реакции различного вида информационные, эмоциональные и физические нагрузки [2].

К настоящему времени установлено, что негативные изменения здоровья у школьников возникают постепенно. Во многих случаях их формирование, как считают некоторые исследователи JI. А. Жданова, Т. В. Руссова, обусловлено несколькими основными факторами: чрезмерно высоким уровнем школьных учебных нагрузок, недостаточной физической активностью школьников, безразличным отношением к своему здоровью. Все это совпадает с переломным этапом социализации и взросления ребенка. Воздействие на здоровье биологических факторов несколько ослабевает. Одновременно возникает роль социальных условий: к семи годам это — влияние семейного окружения, а к десяти — влияние школы [3].

С возрастом, начиная с первых классов обучения в школе, здоровье ребенка все больше становится социально зависимым. Это в конечном итоге может приводить к возникновению целого ряда заболеваний, в том числе и хронических. Одновременно у школьников младших классов достаточно широкое распространение получают вредные привычки. Они в еще большей степени ухудшаю состояние здоровья детей: уменьшается число школьников с первой группой и возрастает — с третьей группой здоровья [4, c.55–58].

Привычка — это характерная форма поведения человека, которая в определённых условиях приобретает характер потребности. Если привычка оказывает негативное воздействие на организм человека, на его здоровье, разрушает его жизнь — это вредная привычка.

Вот почему в настоящее время на физическую культуру возлагаются все более важные функции в улучшении качества проведения свободного времени учащихся, содержательности досуга и в повышении их социальной активности

Учитывая все выше перечисленное в школе № 3 г. Абакана была разработана и реализована программа по формированию здорового образа жизни «Я в ответе за свое здоровье».

Цель программы: создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья; формирование психического здоровья младшего школьника как важного фактора здоровья человека в целом; профилактика психосоматических заболеваний.

Система работы была построена с учетом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей младшего школьного возраста и опиралась на основные принципы психологии и педагогики.

Значительное место отводилось формированию психологического здоровья ребенка, как части здоровья человека в целом, повышению психоэмоциональной устойчивости: элементы релаксации под музыку и звуки природы, гимнастика, обучение понимания своего эмоционального состояния.

Большая роль в работе отводилась созданию информационной «Среды здоровья» (схемы, рисунки, стенды), которая не только напрямую, но и опосредованно влияет на формирование мировоззрения детей.

Проведенные мероприятия совместно с родителями дало возможность выявить проблемы «родители-дети» и найти совместные пути их решения через использование игровых и двигательных методик, телесной терапии.

Создавалась благоприятная база для формирования не только соматического, но и психического и психологического здоровья детей.

Программа по формированию здорового образа жизни включала следующие направления: «В здоровом теле здоровый дух» (система мероприятий, направленных на организацию работы по популяризации физической культуры и спорта среди школьников). «Мы за здоровый образ жизни» (система мероприятий, направленных на организацию работы по формированию основ здорового образа жизни);

К участию в реализации программы привлекались сотрудники школы такие как: социальный педагог, преподаватель по физической культуре, педагоги разных дисциплин, родители, инспектора дорожного движения.

Подытоживая анализ проблемного поля исследования, сделаем следующие выводы: данное направление информационно-познавательного характера не только формирует ценностное отношение к своему здоровью, но и дает возможность учащимся получить определенный объем валеологических и социальных знаний.

 

Литература:

 

1.         Карепова Т. Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы /Т. Г. Карепова. — Волгоград: Учитель, 2012. — 170 с.

2.         Абульханова — Славская К. А. Деятельность и психология личности М: Наука, 1980. 336 с.

3.         Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.

4.         Апанасенко Г. Л. О возможности количественной оценки здоровья человека // Гигиена и санитария. — 1985. — № 6. — С. 55–58.

Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, здоровый образ жизни, здоровье, формирование, младший школьник, младший школьный возраст, образ жизни, организация работы, ранний возраст, система мероприятий.


Похожие статьи

Формирование здорового образа жизни у детей младшего...

Статья посвящена основным концептам процесса формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в ходе их взаимодействия в образовательной среде. Ключевые слова:здоровье, школа, образовательная среда, образ жизни.

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни...

На основании теоретического исследования проведен анализ по проблеме формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни у младших школьников. Деятельность учителя начальных классов реализуется в рамках Федерального государственного...

Исследование проблемы формирования здорового образа...

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, формирование здорового образа жизни, младший школьник.

Организационно-педагогические условия приобщения детей...

Здоровый образ жизни — это «мировоззренческая и поведенческая система человека, обеспечивающая его физическое, психическое и духовное благополучие в соответствии с половозрастными и индивидуальными особенностями» [1, с. 321].

Составляющие здорового образа жизни младшего школьника

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, здоровье младшего школьника. С поступлением в школу для ребенка начинается один из сложнейших переходных периодов.

Формы и методы работы по формированию у детей здорового...

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения (из опыта работы).

Воспитание основ здорового образа жизни детей старшего...

здоровый образ жизни, Детский сад, образовательный комплекс, младший школьный возраст, школа, образовательная организация, воспитание основ, единый педагогический коллектив, начальная школа, Детский...

О некоторых способах здоровьесберегающей технологии в работе...

Формирование здорового образа жизни у младших школьников.

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, здоровье, ребенок, младший школьный

Комплексный подход в работе воспитателя ДОУ с детьми раннего возраста.

Формирование здорового образа жизни у детей раннего...

здоровый образ жизни, ребенок, здоровье, формирование привычки, особое внимание, детский сад, бережное отношение, личное здоровье, правильное отношение, здоровье окружающих.

Похожие статьи

Формирование здорового образа жизни у детей младшего...

Статья посвящена основным концептам процесса формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в ходе их взаимодействия в образовательной среде. Ключевые слова:здоровье, школа, образовательная среда, образ жизни.

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни...

На основании теоретического исследования проведен анализ по проблеме формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни у младших школьников. Деятельность учителя начальных классов реализуется в рамках Федерального государственного...

Исследование проблемы формирования здорового образа...

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, формирование здорового образа жизни, младший школьник.

Организационно-педагогические условия приобщения детей...

Здоровый образ жизни — это «мировоззренческая и поведенческая система человека, обеспечивающая его физическое, психическое и духовное благополучие в соответствии с половозрастными и индивидуальными особенностями» [1, с. 321].

Составляющие здорового образа жизни младшего школьника

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, здоровье младшего школьника. С поступлением в школу для ребенка начинается один из сложнейших переходных периодов.

Формы и методы работы по формированию у детей здорового...

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения (из опыта работы).

Воспитание основ здорового образа жизни детей старшего...

здоровый образ жизни, Детский сад, образовательный комплекс, младший школьный возраст, школа, образовательная организация, воспитание основ, единый педагогический коллектив, начальная школа, Детский...

О некоторых способах здоровьесберегающей технологии в работе...

Формирование здорового образа жизни у младших школьников.

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, здоровье, ребенок, младший школьный

Комплексный подход в работе воспитателя ДОУ с детьми раннего возраста.

Формирование здорового образа жизни у детей раннего...

здоровый образ жизни, ребенок, здоровье, формирование привычки, особое внимание, детский сад, бережное отношение, личное здоровье, правильное отношение, здоровье окружающих.

Задать вопрос