Особенности ценовых стратегий предприятий Томской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №9 (89) май-1 2015 г.

Дата публикации: 30.04.2015

Статья просмотрена: 404 раза

Библиографическое описание:

Егорова, М. С. Особенности ценовых стратегий предприятий Томской области / М. С. Егорова, П. А. Глик. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 581-584. — URL: https://moluch.ru/archive/89/18155/ (дата обращения: 19.04.2024).

Ценовая стратегия фирмы способствует тому, насколько скооперировано будут работать покупатели с данным предприятием. Чаще всего цену устанавливает руководство фирмы (как отмечалось ранее), но для того чтобы ее установить необходимо учесть огромное количество факторов, учтя все возможные и невозможные, необходимо в действительности проверить насколько цена выставлена верно. Для этого предприятие предлагает покупателю продукцию за цену, несколько завышенную по сравнению с той, которую реально хотело бы получить предприятие. В ответ потребители предлагают свою цену, наоборот, ниже той, которую они реально смогли бы заплатить за товар. В итоге таких торгов предприятие устанавливает некоторую взвешенную и обдуманную цену. Далее необходимо ждать. Если наблюдается резкий приток покупателей, то возможно цена оказалась заниженной и ее можно в разумных пределах поднять. Так и происходит тактический процесс ценообразования [4].

Важным здесь является анализ и мониторинг рынка, потребительской способности и производственных возможностей. Обычный анализ спроса и предложения определенного вида ПРУ (продукция, работа, услуги) может позволить существенно облегчить задачу по стратегическому образованию и изменению цены.

В настоящее время за процессом установления цены и ценовой стратегией фирмы следят налоговые органы наряду с органами антимонопольного направления.

Порядок ценообразования фирмы произвольный и в принципе не особо регулируется законом для частных предприятий. Ведь рынок является свободным в плане государственного воздействия и существенного ограничения производителей в направлении установления добавочной стоимости и получаемой прибыли предприятия. Наряду с этим существуют нормы, которые учитывают нарушения в процессе ценообразования.

Закреплены данные нормы в кодексе РФ об административных правонарушениях, Налоговом кодексе РФ, а также в указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ. Согласно Статье 14.6 КоАП РФ [3] устанавливаются необходимые требования на установление цен с условием, если данные цены являются устанавливаемыми государством. То есть характер цен играет важнейшую роль на рынке, поскольку влияние государственных органов различно на различные типы цен.

Недопустимым является завышение цен, регулируемых самим государством. Цены на хлебобулочные изделия, на общие грузо- и пассажироперевозки, тарифы на электричество, на добываемые полезные ископаемые и прочее — подчиняются данному правилу, поскольку их установлением занимается само государство с учетом значимости и приоритета регионов.

В соответствии с Указом Президента РФ от 28.02.1995г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен» регламентируются типы услуг, товаров тарифов, цены на которые производитель не вправе устанавливать выше установленных государством. Но при этом, это довольно узкий спектр ПРУ, поскольку немногие ПРУ имеют высоко приоритетное значение.

Главным в правовом аспекте ценовой стратегии является понятие цены. Статья 40 Налогового кодекса РФ [5] «Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения» вообще не содержит определения цены. В данной статье указано, что для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. В связи с этой статьей нет конкретных границ для установления цен производителем. Таким образом, для многих государственных органов не является принципиальным уровень цен производителя, главное выполнять связанные с этим обязанности — своевременная выплата налогов, антимонопольность цен, безопасность товара на рынке и прочее.

Проанализируем ценовые стратегии фирм, предприятий Томской области.

1.      ООО «Антонов двор»

Стоит остановиться на сети магазинов-кондитерских ООО «Антонов двор», равномерно распределенных по всему городу Томску.

На данном примере можно легко проследить ход мыслей, тактический подход производителя тортов, сладостей, хлебобулочных изделий.

Во-первых, конкуренция. На территории Томска функционирует порядка 23 [1] достаточно развитых кондитерских-кофеен. Причем некоторые производители (например, «Лама», «Неженка») являются только производителями, и у них нет собственных кафе или кафетериев. При этом доля производства кондитерских изделий именно «Антонова двора» от общего производства составляет порядка 58–60 % (рис. 1), что определяет бесспорную независимость ООО «Антонов двор» от цен других производителей.

Во-вторых, в настоящий момент спрос на данную продукцию находится на довольно высоком уровне — Российская экономика на стадии стабилизации, кризисов нет не намечается, что позволяет реализовывать ООО «Антонов двор» продукцию в желаемом объеме придерживаясь намеченных целей [6].

В-третьих, это затраты на производство. Номенклатура производимой продукции достаточно широка — это позволяет судить о том, что цены на разную продукцию независимы друг от друга. Главные затраты приходятся на упаковку, поскольку до сих пор ее доставляют из Санкт-Петербурга. Что составляет до 10 % стоимости продукции (тортов, пирожных).

Рис. 1. Доля рынка ООО «Антонов двор» в г.Томск от общего объема производства кондитерских изделий 2014 г.

 

Цели компании весьма интересны. В настоящий момент происходит расширение сектора рынка, на котором будет реализовываться продукция, путем увеличения числа кондитерских-кофеен. Планируется их общее количество в Томске до 25 на конец 2015 года [6].

Ценовая стратегия ООО «Антонов двор» затратная, но долгосрочно ориентированная. Расширение рынка, методом удержания постоянных потребителей и привлечения новых — дает свои плоды. Главной особенностью данной фирмы является непосредственное соответствие цены и качества продукции, что бесспорно не остается не замеченным потребителем.

2.      ООО «Газпром трансгаз Томск»

Особым промышленным предприятием на территории Томской области является дочернее предприятие ОАО «Газпрома». Сам «Газпром» на данный момент является брендовой фирмой, поскольку в явном виде у данного предприятия не существует ярко выраженных конкурентов ни на территории России, ни за ее пределами.

ООО «Газпром трансгаз Томск» — также является государственным предприятием, цены на газ в котором устанавливаются централизованно.

В составе данного подразделения (общества) на территории Томской области состоит 22 филиала. Все непосредственно равноправны и подчиняются ООО «Газпром трансгаз Томск» [8].

Ценовая политика весьма проста. Конкурентов нет (монополия государства на добычу, транспорт и продажу газа, в том числе 13 регионам Сибири и Дальнего Востока). Номенклатура продукции однородна — газ и газоконденсат, также нефть и нефтепродукты (бензин, ГСМ). Большая часть газа идет на импорт. Ценообразование определяется затратами на добычу, хранение, транспортировку газа, расходами на обслуживание газораспределительных станций (ГРС), амортизацией оборудования, строительством новых линейных производственных управлений (ЛПУ), новых трубопроводов.

Учитывая специфику газовых месторождений Томской области, необходимо учесть их расположение — болотистые местности с открытыми зимниками и отсутствием дороги в летнее время (только вертолетом или вездеходами).

Все эти мелочи, казалось бы, оставляют отпечаток на рыночной стоимости газа. При этом цена не является высокой или завышенной, а, наоборот, газ в нашей стране — одно из самых дешевых и экологически выгодных видов топлива.

На самом предприятии действует политика полного обеспечения работников: 13-я зарплата, высокие отпускные пособия, возможность путешествовать как по территории России, так и заграницей. Повышение цен идет степенно и в большей мере зависит от экономической ситуации в стране, чем от рыночных факторов и качества газа — поскольку отсутствует конкуренция и качество природного газа остается на высоком уровне уже многие годы без каких-либо изменений [9].

3.      ООО «Томскнефтехим»

Еще одним немало известным промышленным производственным предприятием Томской области является «Томскнефтехим» — сокращенно «Нефтехим». Данное производство является, соответственно, нефтехимическим — перерабатывает нефть и нефтепродукты до целевых продуктов: полипропилена, полиэтилена, формальдегида, карбамидоформальдегидных смол и ряда полимеров.

«Нефтехим» относится к приоритетным промышленным предприятиям России, поскольку данное производство является не только особо важным в Зауралье, но и является экспортером продукции — метанола, полимеров — в Польшу, Финляндию, Китай, Германию [10].

Ценовая политика «Нефтехима» учитывает конкурентов. Причем это в большей мере иностранные конкуренты, поскольку ввиду качества продукции, несколько отличающегося от европейских стандартов (обусловлено устаревшей маркой катализатора синтеза метанола), сбыт продукции происходит по цене ниже, чем у производителей-конкурентов. Следует учесть, что не во всех производствах требуется материал, вещество с самыми высокими показателями качества, что и позволяет реализовывать ООО «Нефтехим» продукцию в необходимом на рынке объеме. Завышение же цены — цены конкурентов — приведет к снижению объемов сбыта и дальнейшим убыткам предприятия ввиду простоя оборудования, реакторов и прочего.

Ценовая стратегия базируется на использовании близ добываемых ресурсов (нефти) и минимума транспорта полуфабрикатов, что обуславливается расположением завода и его функциональностью. Ежегодно предприятие привлекает к себе молодые кадры, ввиду этого своевременно происходит решение возникающих технологических проблем.

Ценообразование и сама ценовая стратегия ООО «Нефтехим» заключается не только в удерживании доли занятого этим предприятием рынка, но и расширением границ реализации продукции — Малайзия, страны Азии. Постепенно в сотрудничестве с высшими учебными заведениями страны происходит развитие технологии предприятия, его модернизация. Что в свою очередь приводит к увеличению качества продукции, а качество всегда являлось основным показателем любого продукта [7].

Таким образом, ООО «Томскнефтехим» следует ценовой стратегии следования за европейскими лидерами, что позволяет не только развивать технологию, улучшать качество продукции, но и расширять сектор рынка, на котором происходит сбыт продукции.

Любое предприятие, будь то огромный производственный промышленный комплекс, или небольшой салон красоты, или кафетерий, стремится к получению максимальной прибыли, но не всем это удается.

Именно ценовая тактика позволяет предприятию бороться должным образом на конкурентной арене с другими фирмами и давать в нужный момент отпор. Тактика — стратегия, а именно стратегия определяется целями, методами и средствами достижения поставленных целей. Бесспорно, производителю приходится рисковать, но это лишь на начальном этапе развития фирмы. В дальнейшем же возможно достижение стартовых желаний и перевыполнения целей поставленных «пятилеток», было бы желание и рассудительный ум.

Каждый предприниматель, который открывает собственное дело, начинает с бизнес-плана, именно данный этап является отправной точкой в сложный экономический мир, в котором можно не только заблудиться, но и вовсе пропасть. На стадии бизнес-плана необходимо учитывать все факторы, способные позволить вам и вашей фирме «выжить», но и в дальнейшем развиваться.

Любой, даже мало влияющий на ваше дело, фактор необходимо отразить на бумаге и спроектировать как можно больше ситуаций, которые хоть как-то смогут повлиять на ход ваших дел.

Ценовая стратегия — позволяет притворить в жизнь все ваши желания, если они, конечно, не лежат на границе между возможным и нереальным. При этом производителям приходится попотеть, чтобы обеспечить себя всем необходимым: объемом производимых ПРУ, долей рынка сбыта, сырьевым потенциалом, налаженными транспортными путями и многим другим [2].

На сегодняшний день большинство фирм среднего и крупного уровня развития являются закрепившимися на рынке производителями ПРУ, немногие факторы влияют на них так, чтобы предприятию пришлось менять ценовую стратегию, изменять технологию и другое. Наиболее важным элементом, на который в большей степени воздействует уровень цен, выбор той или иной ценовой стратегии, является частный предприниматель. Решающий вклад вносит двигатель экономического прогресса и его динамического роста — конкуренция. От нее никуда не деться и с ней приходится бороться, но иногда и мириться. Именно конкуренция приводит к установлению цен на ПРУ, поскольку завышение цен или их занижение от средних на рынке может резко отразиться на объеме реализуемой продукции.

 

Литература:

 

1.         Антонов двор. Официальный сайт [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://antonovdvor.ru/

2.         Золотухин О. И. Ценообразование. Конспект лекций. СПб.: ГУАП, 2012. — 112 с.

3.         Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Действующая редакция 13.04.2014. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/koap/

4.         Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. М.: Изд-во Норма, 2007. — 576 с.

5.         Налоговый кодекс Российской Федерации. Редакция от 28.12.2013. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/

6.         Награды и история Антонова двора. Официальный сайт. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://antonovdvor.ru/about/awards/

7.         Новости в Томске. ООО «Томскнефтехим» — Томск. Официальный сайт. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://tomskneftekhim.tomsk24.net/

8.         ООО «Газпром трансгаз Томск». Официальный сайт. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://tomsk-tr.gazprom.ru/

9.         ОАО «Газпром». Официальный сайт. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gazprom.ru/about/

10.     «Томскнефтехим». Официальный сайт. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.sibur.ru/snh/

Основные термины (генерируются автоматически): ПРа, цена, Томск, Томская область, ценовая стратегия, предприятие, качество продукции, ООО, продукция, установление цен.


Похожие статьи

Ценовые стратегии фирмы в условиях рынка | Статья в журнале...

Установление высокой цены, но при действии на данную цену красивой скидки

Ценовая стратегия предприятия разрабатывается на длительный период времени, она включает в себя

Основные термины (генерируются автоматически): ПРа, цена, рынок, стратегия, товар...

Ценовая стратегия предприятия: формирование и реализация

­ ценовая стратегия цены «за комплект» — установление единой цены набора продукции. Установление более низких цен на основные товары за счет успешной реализации побочной продукции.

Теоретические основы ценообразования | Статья в журнале...

Оптовая цена предприятия — такая цена, с которой ПРУ выходит с предприятия-производителя.

4. Паршин В. Ф. Ценовая политика предприятия: пособие. Минск: Высшая школа, 2010. — 336 с. 5. Нэгл Т. Г. Стратегия и тактика ценообразования. /

Ценовая стратегия лидерства по издержкам | Статья в журнале...

Ключевые слова: продукция, рынок, конъюнктура, стратегия, политика, цена, затраты, издержки, качество, лидерство по цене, оптимизация.

Рис. 1. Этапы процесса разработки ценовой стратегии предприятия [2]. Ценовая политика ООО «Технотекс-КЕВ» строится на...

Маркетинговые инструменты в процессе совершенствования...

Поскольку любое рекламное действие даёт тот или иной эффект, дело только в цене отклика. Виды рекламы необходимо оценивать только рентабельностью.

Особенности ценовых стратегий предприятий Томской области.

Похожие статьи

Ценовые стратегии фирмы в условиях рынка | Статья в журнале...

Установление высокой цены, но при действии на данную цену красивой скидки

Ценовая стратегия предприятия разрабатывается на длительный период времени, она включает в себя

Основные термины (генерируются автоматически): ПРа, цена, рынок, стратегия, товар...

Ценовая стратегия предприятия: формирование и реализация

­ ценовая стратегия цены «за комплект» — установление единой цены набора продукции. Установление более низких цен на основные товары за счет успешной реализации побочной продукции.

Теоретические основы ценообразования | Статья в журнале...

Оптовая цена предприятия — такая цена, с которой ПРУ выходит с предприятия-производителя.

4. Паршин В. Ф. Ценовая политика предприятия: пособие. Минск: Высшая школа, 2010. — 336 с. 5. Нэгл Т. Г. Стратегия и тактика ценообразования. /

Ценовая стратегия лидерства по издержкам | Статья в журнале...

Ключевые слова: продукция, рынок, конъюнктура, стратегия, политика, цена, затраты, издержки, качество, лидерство по цене, оптимизация.

Рис. 1. Этапы процесса разработки ценовой стратегии предприятия [2]. Ценовая политика ООО «Технотекс-КЕВ» строится на...

Маркетинговые инструменты в процессе совершенствования...

Поскольку любое рекламное действие даёт тот или иной эффект, дело только в цене отклика. Виды рекламы необходимо оценивать только рентабельностью.

Особенности ценовых стратегий предприятий Томской области.

Задать вопрос