Библиографическое описание:

Исаченко П. А., Тучкин Е. И. Особенности правового статуса города федерального значения Севастополь в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 841-844.

Крымский кризис марта 2014 года привел к проведению в Республике Крым 16 марта 2014 года референдума о возможности присоединения к Российской Федерации. На основании результатов референдума

и принятой Декларации о независимости, 17 марта 2014 в одностороннем порядке была провозглашена суверенная Республика Крым, в состав которой вошёл город Севастополь в качестве города с особым статусом.

Правовое регулирование процедуры вхождения в состав Российской Федерации новых субъектов федерации осуществляется нормами Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 года N 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» (далее — Закон) [3].

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона принятие в Российскую Федерацию нового субъекта — процедура, предусматривающая изменение состава субъектов Российской Федерации в результате присоединения к Российской Федерации иностранного государства или его части.

В силу ст. 4 Закона принятие в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части осуществляется по взаимному согласию Российской Федерации и данного иностранного государства в соответствии с международным (межгосударственным) договором о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части, заключенным Российской Федерацией с данным иностранным государством. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 марта 2014 года N 147 «О признании Республики Крым» по итогам волеизъявления народов Крыма на общекрымском референдуме, состоявшемся 16 марта 2014 года, Республика Крым, в которой город Севастополь имеет особый статус, признана суверенным и независимым государством [7].

В последующем Федеральным Собранием Российской Федерации 21 марта 2014 г. были приняты Федеральный закон N 36-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов» и Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее — Закон о принятии). С этого момента Российская Федерация стала включать 85 субъектов [6].

Рассмотрим положения Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (далее — Договор), подписанного 18 марта 2014 года в городе Москве, и принятых в связи с ним вышеуказанных законодательных актов, регулирующих порядок вхождения новых субъектов в состав Российской Федерации.

Прежде всего, обращают на себя внимание положения Договора и названных законов о присвоении Севастополю статуса города федерального значения, поскольку согласно ч.4. ст. 4 Закона в случае принятия в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта части иностранного государства этому субъекту предоставляется статус республики, края, области, автономной области или автономного округа в соответствии с международным договором [5]. Таким образом, возникает вопрос о возможности принятия в состав Российской Федерации нового субъекта с присвоением ему статуса города федерального значения [3].

Еще одним вопросом, на который необходимо обратить внимание, является возможность принятия в состав Российской Федерации двух новых субъектов на основании одного международного договора. Так, из положений ст. 4 Закона следует, что принятие в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части Республики Крым и города Севастополя, соответственно, осуществляется по взаимному согласию Российской Федерации и данного иностранного государства (его части) в соответствии с международным договором, заключенным Российской Федерацией с данным иностранным государством. Из смысла указанного Закона следует, что каждый новый субъект Федерации должен быть принят по отдельному международному договору, заключенному между Российской Федерацией и иностранным государством.

Однако необходимо обратить внимание на то, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 147 «О признании Республики Крым» город Севастополь входит в состав Республики Крым, которая признается независимым государством, а, следовательно, заключения отдельного международного договора на принятие его как части иностранного государства не требуется [7].

В соответствии с положениями ст. 2 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» в Российской Федерации был образован новый субъект — город федерального значения Севастополь. В связи с этим, возникает необходимость определения конституционно-правового статуса данного субъекта федерации.

Под конституционно-правовым статусом города федерального значения Российской Федерации понимается основанная на принципах федеративного государства совокупность предметов ведения, прав и обязанностей (или компетенций), ответственности субъекта Федерации, гарантий реальности его правового состояния, а также юридических признаков, определяющих правоспособность данного города как субъекта Российской Федерации [9, с.4].

Для выявления особенностей правого статуса города федерального значения Севастополь как субъекта Российской Федерации необходимо определить, каковы отличия конституционно-правового статуса городов федерального значения от иных субъектов Российской Федерации, а также те элементы, которые отличают статус города федерального Севастополь от статуса иных городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга.

Правовой статус таких субъектов Российской Федерации как края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа, в соответствии с ч. 2 ст. 66 Конституции Российской Федерации, определяется Конституцией Российской Федерации и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации [1].

Конституция Российской Федерации определяет положение субъектов Российской Федерации как равноправное. Однако равноправие субъектов не означает их тождественность в государственно-правовом отношении, ввиду того, что на их статус существенное влияние оказывают национальные, политические, экономические, культурные и иные условия. Таким образом, некоторые субъекты, например, города федерального значения, имеют существенные отличия своего конституционно-правового статуса от статуса других субъектов Российской Федерации.

Исключительное положение городов федерального значения обусловлено их историческим развитием, выполнением «столичных» функций, политической, экономической, правоохранительной и культурной значимостью [8, с.22].

Особенности конституционно-правового статуса городов федерального значения взаимообусловлены содержанием в них общих признаков, характерных для всех субъектов Российской Федерации и специальных признаков. К таким специальным признакам можно отнести следующие:

1.      В соответствии с законодательством Российской Федерации на территории городов Москвы и Санкт-Петербурга находятся федеральные органы власти, что предполагает законодательную-регламентацию их взаимоотношений.

2.      В соответствии с Законом Российской Федерации от 15.04.1993 N 4802-I «О статусе столицы Российской Федерации» город Москва является столицей Российской Федерации.

3.      Города федерального значения являются административными центрами Московской и Ленинградской областей;

4.      Ряд законодательных актов, например, Градостроительный кодекс, Бюджетный кодекс, предусматривают специальные нормы, регулирующие соответствующие общественные отношения в городах федерального значения;

Города федерального значения имеют свои особенности в организации местного самоуправления, связанные со спецификой, которая обусловлена их статусом — городского поселения, города федерального значения и субъекта Российской Федерации. Такие особенности установлены в ст. 79 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 N 131-ФЗ.

Необходимо обратить внимание на то, что Конституция Российской Федерации не выделяет вышеуказанные признаки в качестве критериев разграничения городов федерального значения и субъектов федерации иных видов. Исходя из анализа действующего законодательства, можно говорить о том, что единственный критерий такого разделения — указание на такой статус в ст. 65 Конституции Российской Федерации — формально-юридический критерий.

Однако наличие статуса города федерального значения является основанием для действия в таких субъектах федерации норм специального законодательства: отдельных положений градостроительного, бюджетного законодательства, законодательства, регулирующие вопросы организации и функционирования системы органов местного самоуправления.

Наделение города Севастополя статусом субъекта Российской Федерации в форме города федерального значения влечет распространение на определенные отношения действие норм вышеуказанного специального законодательства. Отличия его правового статуса от правого статуса иных субъектов Российской Федерации будет проявляться в тех же чертах, в которых выражаются отличия правового статуса всех субъектов федерации в виде городов федерального значения от правового статуса субъектов Российской Федерации в иных формах.

Главное отличие проявляется в сфере законодательства в области организации и функционирования системы органов местного самоуправления. Наличие таких отличий обусловлено соответствующими положениями Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Такие положения содержатся в нормах ст. 79 данного закона. В целом, все эти особенности определяет общий признак — особая роль субъекта Российской Федерации в организации и функционировании системы местного самоуправления [4].

Необходимо отметить, что такие отличия в решении вопросов организации и функционирования системы местного самоуправления будут присутствовать и в городе федерального значения Севастополе.

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время принципиальных отличий в правовом статусе города федерального значения Севастополь от правового статуса иных городов федерального значения в законодательстве не присутствует (за исключением норм, действующих в так называемый «переходный период»). Однако это не исключает возможности осуществления реформ законодательства, которые могут повлечь соответствующие изменения.

 

Литература:

 

1.                  Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Собрание законодательства Российской Федерации. — N 31. — Ст. 4398.

2.                  О статусе столицы Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон от 21 апреля 1993 года N 4802-I // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. — 1993. — № 19. — Ст. 683.

3.                  О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации [Текст]: Федеральный конституционный закон от 17 дек. 2001 года N 6-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2001. — № 52 (часть I). — Ст. 4916.

4.                  Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ [Текст]: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2003. — № 40. — Ст. 3822.

5.                  О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов [Текст]: Федеральный закон 21 марта 2014 года N 36-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2014. — № 12. — Ст. 1202.

6.                  О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя [Текст]: Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2014. — № 12. — Ст. 1201.

7.                  О признании Республики Крым [Текст]: Указ Президента Российской Федерации от 17 марта 2014 года N 147 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2014. — № 12. — Ст. 1259.

8.                  Добрынин, Н. М. Новый федерализм: Модель будущего государственного устройства Российской Федерации. — Новосибирск: Наука, 2003. — 468 с.

9.                  Изингер, А. В. Конституционно-правовой статус городов федерального значения в Российской Федерации [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук (12.00.11) / Изингер Александр Викторович; Акад. упр. МВД РФ. — Москва, 2008. — 21 с.

10.              Изингер, А. В. Конституционно-правовой статус городов федерального значения в Российской Федерации [Текст]: дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук (12.00.11) / Изингер Александр Викторович; Акад. упр. МВД РФ. — Москва, 2008. — 210 с.

11.              Ученые записки юридического факультета. Вып. 34 (44) / Под ред. А. А. Ливеровского. — СПб: Издательство Санкт-Петербургского государственного экономического университета, 2014. — 104 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Российской Федерации, федерального значения, города федерального значения, субъектов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, Российской Федерации новых, составе Российской Федерации, городов федерального значения, Российскую Федерацию, состав Российской Федерации, Российской Федерацией, Президента Российской Федерации, Собрание законодательства Российской, Республики Крым, Российской Федерации. —, законодательства Российской Федерации. —, статуса города федерального, федерального значения Севастополь, согласию Российской Федерации, Конституция Российской Федерации.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle