Библиографическое описание:

Кузнецова Л. Э., Хошаби К. Э. Система отношений личности как основа формирования психологической готовности беременной женщины к рождению ребенка // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1257-1259.

Падение рождаемости и значительное ухудшение здоровья современного поколения делает актуальным обращение к проблеме пренатального и перинатального развития.

Современные научные исследования рассматривают пренатальное и перинатальное развитие как основной фактор психического и физического здоровья ребенка. Данной проблематикой занимались как зарубежные, так и отечественные исследователи. Это, прежде всего работы зарубежных исследователей — Ж.Х. Грабер, С. Грофф, Ф. Дольто, Р. Ассаджиоли, Х. Никель, С. Фанти, Д. Пайнз, Л. Нильсон, Т. Верни, А. Бертин. Среди отечественных исследователей можно назвать таких как, В.В. Абрамченко, О.В. Баженова, А.С. Батуев, А.И. Брусиловский, Н. А. Гармошова, И.В. Добряков, А.И. Захаров, Н.П. Коваленко, В.В. Петренко, Э.Г. Эйдемиллер.

По мнению психологов, именно на этих этапах развития личности ребенка взаимообусловленность духовного, психического и соматического наиболее наглядна и достоверна. Подчеркивается важность раннего общения матери и ребенка, так как именно в этот период общения с матерью у ребенка формируется базовое доверие к миру, что не может быть восполнено в последующей жизни.

На фоне изученности проблемы влияния перинатального периода на психическое развитие ребенка, остаются недостаточно изученными факторы, оказывающие влияние на психологическую готовность женщины к рождению ребенка, ее психоэмоциональное состояние во время беременности, отношение к будущему ребенку.

Беременность многоуровневое явление. Во время беременности происходят значительные изменения на физиологическом, эмоциональном, когнитивном, социальном, экзистенциальном уровнях.

Беременность является, прежде всего, экзистенциальной ситуацией, затрагивающей все жизненные основания женщины, обуславливающей глубокие изменения самосознания, отношения к себе, другому, миру [3].

Меняется внешний облик женщины, ощущения, поступаемые от тела, ритмы его функционирования. Изменяется социальная позиция женщины как макро- так и в микро-сообществе. Она уже не активный член социума, уже не ребенок своих родителей, но и еще не мать, в ее отношениях с отцом ребенка требуются новые формы и роли, ей предписываются новые виды отношений с врачами и работниками социальных служб. Ее захлестывают сильные эмоциональные переживания, иногда болезненные и пугающие, осложняющие как отношения с другими, так и процесс вынашивания ребенка (различные патологии беременности), течение родов и дальнейшие детско-родительские отношения, делая их патологичными и деструктивными [4].

Изменяется и позиция к миру, женщина чувствует себя причастной к акту творения, выходит на уровень надличностных переживаний, становится Матерью [1].

Все эти разнородные процессы находят свое единое выражение в изменении структуры и содержания значимых отношений женщины. Именно данный психологический конструкт изменяется наиболее динамично.

Одним из первых в отечественной психологии обратился к понятию «отношение» А.Ф. Лазурский. В его понимание отношение представляет собой некую интенцию, «склонность», «интерес» личности к той или иной стороне жизни, к другому человеку и к самой себе. У Б.Ф. Ломова термин «отношения» подразумевает не только и не столько связь личности с ее окружением, но прежде всего ее субъективную позицию в этом окружении. В.С. Ивашкина и В.В. Онуфриева отмечают, что отношения — это переживания, презентующие индивиду его готовность к определенному способу завершения исполнительной фазы действия [6].

В.Н. Мясищев, основоположник отечественной концепции отношений личности, определяет отношение как сознательную, избирательную, основанную на опыте психологическую связь с различными сторонами объективной действительности, выражающуюся в действиях, реакциях, переживаниях. Отношения личности образуют систему, которая включает в себя отношение к предметам и явлениям внешнего мира (субъект — объектные отношения), отношение к другим людям (субъект — субъектные, межличностные отношения) и отношение к себе (самоотношение) [5].

Изучению системы отношений беременной женщины посвящены исследования Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добрякова, И.М. Никольской [2, 7]. В качестве значимых отношений беременной женщины Э.Г. Эйдемиллер выделил следующие отношения [7, с. 130]:

1.      Отношение к себе (и в частности, как очень важный аспект самоотношения, отношение к собственному телу).

2.      Отношение к отцу ребенка.

3.      Отношение к вынашиваемому ребенку.

Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская выделяют типы женщин в зависимости от особенностей системы отношений беременной женщины к себе, к мужу, к будущему ребенку [2, 7]. Именно эти три типа отношений более всего влияют на протекание беременности, родов, эмоциональное состояние женщины, благополучие ребенка. Благоприятность психоэмоционального состояния беременной женщины во многом определяет успешность вынашивания ребенка и качество ранних взаимоотношений с ребенком. У женщин, на протяжении всей беременности которых сохраняется позитивное отношение к выделенным субъектам и высокая их оценка, беременность и роды протекают без осложнений, не наблюдается послеродовой депрессии, в послеродовой период эти женщины довольно легко принимают на себя роль заботливой, любящей матери. В тех случаях, когда наблюдается отрицательная динамика этих видов отношений течение беременности и родов осложняется, в послеродовой период наблюдаются трудности в установлении контакта с ребенком и низкая мотивация самой заботиться о нем [2, c. 63].

На основе учения А.А. Ухтомского о доминанте И.А. Аршавским было предложено понятие «гестационной доминанты» (от лат. gestatio — беременность, dominant — господствующий). Оно наиболее удачно отражает особенности протекания физиологических и нервно-психических процессов в организме беременной женщины. Гестационная доминанта обеспечивает направленность всех реакций организма на создание оптимальных условий для развития эмбриона, а затем плода [7, с. 107].

Различают физиологический и психологический компоненты гестационной доминанты, которые, соответственно, определяются биологическими или психическими изменениями, происходящими в организме женщины, направленными на вынашивание, рождение и выхаживание ребенка. Психологический компонент гестационной доминанты (ПКГД) вызывает особый интерес перинатальных психологов и психотерапевтов. Он представляет собой совокупность механизмов психической саморегуляции, включающихся у женщины при возникновении беременности, направленных на сохранение гестации и создание условий для развития будущего ребенка, формирующих отношение женщины к своей беременности, ее поведенческие стереотипы [7, с. 107].

В результате исследований (Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольский) было выделено пять типов ПКГД: оптимальный, гипогестогнозический (безразличие, незначимость беременности), эйфорический, тревожный и депрессивный [7].

Определение типа ПКГД может существенно помочь разобраться в ситуации, при которой вынашивался и родился ребенок, понять, как складывались отношения в семье в связи с его рождением, каким образом формировался стиль семейного воспитания.

Тип ПКГД отражает, прежде всего, личностные изменения и реакции женщины, то есть изменения в системе ее отношений. О типе психологического компонента гестационной доминанты можно судить, основываясь на результатах исследования значимых отношений беременной.

Таким образом, система отношений становится основой формирования психологической готовности женщины к беременности, родам и воспитанию ребенка. Отношение беременной женщины к себе, к мужу, к будущему ребенку влияет на ее психоэмоциональное состояние во время беременности и психологическую готовность к родам.

Становится понятным, что время беременности является, с одной стороны наиболее продуктивным для личностного роста и развития сложившихся отношений, с другой стороны, наиболее опасным для развертывания негативных жизненных сценариев и деструктивных отношений, как у матери, так и у ребенка.

Можно утверждать, что беременность является первым этапом материнства, на протяжении которого вызревает не только плод в утробе матери, но и вызревает сама мать, та часть личности женщины, которая в последующем будет выполнять материнские функции.

Для подготовки к роли матери и успешного прохождения беременности и родов необходима современная психологическая подготовка беременных женщин, психокоррекция системы значимых отношений и психоэмоционального состояния.

 

Литература:

 

1.      Баженова, О.В. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка / О.В. Баженова. — М.: Знание, 2003. — 324 с.

2.      Добряков, И.В. Ранняя диагностика и профилактика послеродовых депрессий / И.В. Добряков. — М.: РОП, 2000. — 315 с.

3.      Захаров, А.И. Влияние эмоционального стресса матери на течение беременности и родов / А.И. Захаров. — СПб.: Питер, 1997. — 256 с.

4.      Коваленко, Н.П. Психологические особенности и коррекция эмоционального состояния женщины в период беременности и родов / Н.П. Коваленко. — СПб.: Питер, 1998. — 366 с.

5.      Мясищев, В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев. — М.: МПСИ, 2004. — 400 с.

6.      Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. В.А. Лабунской. — М.: Гардарики, 1999. — 397 с.

7.      Эйдемиллер, Э.Г., Добряков, И.В., Никольский, И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов / Э.Г. Эйдемиллер. — СПб.: Речь, 2003. — 336 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle