Прокуратура Российской Федерации и состояние законности в стране | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №9 (89) май-1 2015 г.

Дата публикации: 28.04.2015

Статья просмотрена: 535 раз

Библиографическое описание:

Яхьяева, М. У. Прокуратура Российской Федерации и состояние законности в стране / М. У. Яхьяева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 908-911. — URL: https://moluch.ru/archive/89/18082/ (дата обращения: 19.04.2024).

С учетом исторических особенностей развития в России сложился своеобразный механизм обеспечения прав человека, который и по сей день в значительной мере популярен у населения. Многие из ущемленных в правах граждан ищут защиты прежде всего на досудебной стадии, в органах прокуратуры, и в большинстве случаев там ее находят. Правозащитное направление надзора стало для прокуратуры приоритетным. Сейчас прокуратура — едва ли не единственный государственный орган, осуществляющий бесплатное правовое обеспечение населения. Не случайно число лиц, обращающихся в прокуратуру за защитой своих прав, неуклонно возрастает.

Вместе с тем анализ статистических и иных данных свидетельствует, что страна с трудом преодолевает многолетнюю полосу правового нигилизма. Несомненное обретение последних лет в правовой сфере — позитивные тенденции, связанные с укреплением федеральных отношений, активизацией деятельности государственных структур по охране правопорядка, совершенствованием законодательной базы реформируемого общества. Однако эти процессы еще не стали необратимыми. Государству и российскому обществу не удалось в полной мере преодолеть последствия экономического, социально-политического и духовно-нравственного кризиса, поразившего страну на начальном этапе радикальных преобразований. По-прежнему острой остается криминогенная ситуация. Немало нарушений допускается в сфере экономики и предпринимательства. Медленно устраняются факты местничества и отступлений от требований Конституции России и федеральных законов региональными и муниципальными структурами. Не везде соблюдаются социальные и конституционные гарантии граждан [1].

Надзор за исполнением законов является одним из ведущих направлений в деятельности прокуратуры Российской Федерации. Данная отрасль прокурорского надзора непосредственно связана не только с укреплением законности в деятельности федеральных органов исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, но и с утверждением действенной вертикали власти. Она в конечной степени выражается в реальной защите и обеспечении прав и свобод человека и гражданина.

В надзоре за исполнением законов реализуется значительная часть профилактического потенциала прокурорской системы, поскольку именно с помощью надзора достигается не только надлежащее исполнение законов, но и выявление правонарушений на ранних стадиях их формирования.

Осуществляя от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации; за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; за исполнением законов судебными приставами, администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; участвуя в рассмотрении дел судами или принимая участие в правотворческой деятельности, органы прокуратуры преследуют при этом главную цель — всемерную защиту прав и свобод человека и гражданина.

Важное значение в правозащитной деятельности прокурора придается его участию в рассмотрении дел судами. Президент России В. В. Путин справедливо отметил, что «судебная реформа не может быть эффективной без активного участия прокуратуры в судебном процессе» [2]. Одним из весомых аргументов в пользу этого утверждения является огромное количество обращений граждан, поступающих ежегодно в органы прокуратуры, за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав.

Необходимость повышения качества судебных решений обусловливает целесообразность обеспечения большего взаимодействия между судами и прокуратурой, в том числе по обязательствам, вытекающим из положений Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Главной целью при этом является создание подлинных гарантий для обеспечения законности и правопорядка, а также осуществление эффективной защиты прав и свобод человека и формирующегося гражданского общества.

Выступая как единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением и исполнением законов, прокуратура проводит в жизнь воплощенный в законах курс по переустройству общества, выводу страны из кризиса. При этом она способствует взаимодействию законодательной, исполнительной, судебной властей, их согласованному функционированию как единой государственной власти, заинтересованной в неукоснительном соблюдении законов.

Недооценка роли прокуроров в защите конституционных прав граждан является одной из причин противодействия активному участию прокуроров в рассмотрении соответствующих дел. Авторы, выступающие за ограничение правозащитной деятельности прокуратуры, обосновывают свои предложения следующими соображениями: защитой прав и свобод человека и гражданина должны заниматься суды, роль которых в жизни нашего общества все более возрастает.

Несомненно, суды играют и должны играть в этом решающую роль. Однако следует отдавать себе отчет в том, что суд не единственное средство такой защиты. Эту задачу решают различные органы и должностные лица. Примечательно, что число обращений в органы прокуратуры, как и раньше, ежегодно превышает в несколько раз число заявлений о защите прав и свобод, направляемых в суд. Такое положение объясняется в немалой степени усложненным порядком и длительностью сроков рассмотрения дел в судах, а также неисполнением во многих случаях судебных решений. Для многих сотен тысяч и даже миллионов граждан судебное разбирательство просто недоступно из-за значительной дороговизны. Таким образом, сегодня прокуратура просто-напросто исправляет некоторые изъяны судебной формы защиты в ходе своей внесудебной деятельности.

С нашей точки зрения, совершенно неправы те, кто считает, что правозащитная деятельность прокуратуры «подменяет право граждан на судью». В демократическом обществе должна быть «многоканальная» система охраны и защиты прав человека. Обращение в суд нельзя признать единственной формой защиты прав и свобод человека и гражданина. Это осознали и во многих европейских странах, где существуют параллельные институты по обеспечению законности и защите прав человека. Отказ от «общего» надзора со стороны прокуратуры в условиях становления новой российской судебной системы (которое завершится не сегодня и не завтра) был бы недальновидным шагом. Скорее уж надо ставить вопрос об упрочении данной функции как одной из форм защиты прав человека и гражданина. Ведь человек может даже не обратиться за защитой своих прав сам, но прокурорские проверки выявят нарушения, и справедливость будет восстановлена.

Нельзя признать обоснованной и попытку ограничить правозащитную деятельность прокуратуры в силу того, что, как отмечают ряд авторов, защита прав граждан в настоящее время возложена на Уполномоченного по правам человека, который и должен заниматься этой проблемой. При этом напрочь забывается то, что Уполномоченный по правам человека не имеет соответствующего аппарата и структур на местах и просто физически не в состоянии решить эту задачу.

Накопленный опыт свидетельствует, что решить многообразные задачи органы российской прокуратуры будут способны, только проведя последовательную работу с кадрами и опираясь на достижения науки.

Что касается работы с кадрами, то не вызывает никакого сомнения, что реализация целей и задач органов прокуратуры по укреплению законности в современных условиях возможна только при наличии кадрового потенциала профессионально подготовленных прокуроров и следователей, обладающих высоким уровнем юридической квалификации, опытом работы, правовой и нравственной культурой.

В последние годы идет процесс стабилизации и обновления кадров органов прокуратуры, предполагающий сочетание опытных и молодых работников.

 

Литература:

 

1.                  Учимов В. Ю. Законность победит коррупцию — иного не дано //Парламентская газета. 2012. 16 мая.

2.                  Выступление Президента РФ В. В. Путина на Всероссийском совещании прокуроров // Российская газета. 2011. 13 янв.

Основные термины (генерируются автоматически): защита, свобода человека, гражданин, орган прокуратуры, правозащитная деятельность прокуратуры, суд, обеспечение законности, орган, Российская Федерация, укрепление законности.


Похожие статьи

К вопросу о правозащитной функции прокуратуры Российской...

Ключевые слова: Российская Федерация, прокуратура, правозащитная функция, защита, функции.

Вопрос о функциях, которые выполняют органы прокуратуры Российской Федерации, неоднократно поднимался в научной литературе.

Прокурорский надзор в сфере соблюдения прав и свобод...

в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» является обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Прокуратура в условиях становления правового государства

Несомненно, Российскую Федерацию пока сложно назвать состоявшимся правовым государством, эталоном законности и правопорядка.

Рассматривая регламентацию правозащитной деятельности прокуратуры в послереволюционный, советский периоды...

Место прокуратуры Российской Федерации...

В соответствии с вышеназванным законом «О прокуратуре РФ»,в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина...

Принцип законности в осуществлении правоохранительной...

Российская Федерация, законность, орган, принцип законности, правоохранительная деятельность, мера наказания, свобода граждан, соблюдение законности, сфера управления, территория государства.

Защита прокурором прав и законных интересов...

В этих условиях для прокуратуры как органа, осуществляющего надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, защита прав несовершеннолетних является приоритетным направлением правозащитной деятельности [2].

Актуальные проблемы правозащитной политики в РФ

правозащитная политика, правозащитная система, укрепление законности, Россия, правоохранительная политика, правовая политика, государственная власть, Российская Федерация, полная мера, правовое регулирование.

Роль прокуратуры в механизме государственной власти...

В наше время деятельность органов прокуратуры регламентирует Федеральный закон «О прокуратуре» от 17 января 1992 г., согласно которому, прокуратура

Но необходимо отметить, что конституционную законность обеспечивают только суд и прокуратура.

К вопросу о правовом положении прокуратуры в Российской...

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, государственная служба, прокуратура РФ, государственная власть, прокуратура, орган, орган прокуратуры, исполнительная

К вопросу о правозащитной функции прокуратуры Российской Федерации.

Похожие статьи

К вопросу о правозащитной функции прокуратуры Российской...

Ключевые слова: Российская Федерация, прокуратура, правозащитная функция, защита, функции.

Вопрос о функциях, которые выполняют органы прокуратуры Российской Федерации, неоднократно поднимался в научной литературе.

Прокурорский надзор в сфере соблюдения прав и свобод...

в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» является обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Прокуратура в условиях становления правового государства

Несомненно, Российскую Федерацию пока сложно назвать состоявшимся правовым государством, эталоном законности и правопорядка.

Рассматривая регламентацию правозащитной деятельности прокуратуры в послереволюционный, советский периоды...

Место прокуратуры Российской Федерации...

В соответствии с вышеназванным законом «О прокуратуре РФ»,в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина...

Принцип законности в осуществлении правоохранительной...

Российская Федерация, законность, орган, принцип законности, правоохранительная деятельность, мера наказания, свобода граждан, соблюдение законности, сфера управления, территория государства.

Защита прокурором прав и законных интересов...

В этих условиях для прокуратуры как органа, осуществляющего надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, защита прав несовершеннолетних является приоритетным направлением правозащитной деятельности [2].

Актуальные проблемы правозащитной политики в РФ

правозащитная политика, правозащитная система, укрепление законности, Россия, правоохранительная политика, правовая политика, государственная власть, Российская Федерация, полная мера, правовое регулирование.

Роль прокуратуры в механизме государственной власти...

В наше время деятельность органов прокуратуры регламентирует Федеральный закон «О прокуратуре» от 17 января 1992 г., согласно которому, прокуратура

Но необходимо отметить, что конституционную законность обеспечивают только суд и прокуратура.

К вопросу о правовом положении прокуратуры в Российской...

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, государственная служба, прокуратура РФ, государственная власть, прокуратура, орган, орган прокуратуры, исполнительная

К вопросу о правозащитной функции прокуратуры Российской Федерации.

Задать вопрос