Библиографическое описание:

Байбаева М. Х., Анаркулова Г. М. Педагогическое управление и педмастерство // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1021-1023.

Если обучение и воспитание рассматривать как организованную форму социальных воздействий, то тогда они могут быть описаны с позиций теории управления. Выделяют такие этапы управления педагогическим процессом, как формирование целей, обучаемым сообразно психологическому складу его личности, его потребностям и мотивам. Так, студент может прервать обучение в вузе, если цели данного учебного заведения не соответствуют его мотивам и потребностям.

Информационную основу управления в педагогическом процессе составляет содержание обучения и воспитания. Оно согласуется с основными дидактическими принципами в педагогике. Так, дидактическому принципу целенаправленности соответствует требование включать в педагогический процесс только ту информацию, которая имеет отношение к целям обучения.

Таким образом, на формирование информационной основы управления цели обучения оказывают избирательное влияние. Информация необходима для формирования прогнозов. Педагогическое прогнозирование заключается в предсказании ближних и дальних психологических результатов обучения в определенных условиях его осуществления и становится регулятором текущего поведения учащихся. Наиболее существенным для прогнозирования является повторяемость событий или действий. Так, профессионалы, имеющие многократный опыт различных достижений в разных условиях, с большей вероятностью и точностью могут предсказывать свои результаты, чем молодые специалисты в том или ином виде деятельности. Прогнозирование в области обучения и воспитания позволяет решать многие теоретические и прикладные вопросы, связанные с повышением качества педагогического труда, учебной и воспитательной работы в учебных заведениях. Управление педагогическим процессом невозможно без решения конкретных задач. Основной результат решения педагогических задач состоит в том, чтобы выбрать такие способы действий, при которых создавалась бы проблемная ситуация для учащихся. Осознание учащимся созданной преподавателем любой проблемной ситуации принимает форму учебной задачи. С реализацией педагогических решений связана организация обучения. Наиболее широкое распространение в практике управления получила целевая организационная структура. Например, общей целью любого высшего учебного заведения, всех его структурных подразделений является подготовка специалистов высшей квалификации. Различия в профилях специальностей представляют собой множество подцелей, каждая из которых составляет специфику соответствующих факультетов. В рамках одной и той же специальности профиль подготовки также может быть различным и представлять собой подцели, осуществляемые уже кафедрами.

Основными структурными типами управления в вузах выступают преподаватель — студент, преподаватель — учебная группа, кафедра — учебная группа. В данной структуре студент всегда будет исполнителем. Сложившимися организационными формами обучения в высшей школе являются лекции, семинары, самостоятельная работа, которым соответствуют групповые или коллективные и индивидуальные формы обучения. Особое значение в практике обучения и воспитания придается коллективным формам учебной работы, поскольку они являются инструментом реализации принципа единства обучения и воспитания и призваны выполнять функцию формирования в учебном процессе человека как личности.

Взаимоотношения участников учебного процесса осуществляются через общение и коммуникации в обучении. Общение — это не только информационный процесс, но и процесс взаимодействия, в котором люди выступают друг относительно друга как объекты и субъекты воздействия. В ходе такого взаимодействия происходит формирование учащегося как личности. Поэтому общение в обучении становится также фактором воспитания, и главная задача педагога состоит в том, чтобы организовать общение и коллективные формы обучения.

Контроль предполагает оценку результатов обучения и воспитания в разные интервалы времени и выявляет отклонения фактических результатов от намеченных. Об эффективности обучения судят прежде всего по психологическим результатам. Для высшей школы психологическим результатом выступает все то, что определяет профессиональную компетентность и профессиональное мастерство выпускаемого ею специалиста. Общая и профессиональная компетентность, умственная самостоятельность, самоорганизация и другие качества являются критерием оценки обучения. Удобным инструментом оценки считаются отметки, получившие признание не только в школьной, но и в вузовской практике. Однако отметка имеет формирующее значение только в том случае, если преподаватель объясняет, почему именно она поставлена и что нужно предпринять для ее исправления.

С контролем тесно связана коррекция, под которой понимают процесс предупреждения и устранения возможных или фактических отклонений от заданных целей. Коррекция невозможна без выяснения причин, вызвавших отклонения в ожидаемых результатах. В сфере обучения коррекция означает устранение нежелательных отклонений и изменений в психике и поведении участников учебного процесса и прежде всего связана со стабилизацией, сохранением каких-либо исходных или заданных психических состояний и свойств и меньше — с их развитием.

Для каждого педагога мастерство — это определенная педагогическая вершина, к которой он стремится.

«Мастер» (в переводе с лат. — начальник, учитель) — это человек, достигший высокого уровня совершенства и творчества в своем деле. Мастерство (высший уровень профессионализма) — это комплекс качеств личности, обеспечивающих высокий уровень профессиональной педагогической деятельности. Мастерство в своей творческой деятельности глубоко индивидуально, однако можно выделить общие компоненты педагогического мастерства:

Личностные качества педагога: высокий моральный облик, ответственность, добросовестность, трудолюбие, педагогическая справедливость, любовь к детям, педагогические способности, терпение, выдержка, настойчивость, оптимизм, гуманистическая направленность, чувство юмора, педагогические способности в какой-либо области, профессиональная педагогическая направленность.

Профессиональные знания (знание преподаваемого предмета, его методики, педагогики, психологии, а также умение решать педагогические задачи): «Ученик должен видеть в учителе умного, знающего, думающего, влюбленного в знания человека. Чем глубже знания, чем шире кругозор, всесторонняя научная образованность учителя, тем в большей мере он не только преподаватель, но и воспитатель. Хороший учитель — это...человек, знающий психологию и педагогику, понимающий и чувствующий, что без знания науки о воспитании работать с детьми невозможно» (В. А. Сухомлинский).

Профессиональная педагогическая техника — совокупность умений, навыков, приемов, позволяющих управлять процессом воспитания. Компоненты педагогической техники:

1) умение педагога управлять своим поведением:

владение мимикой, пантомимой;

управление эмоциями, настроением;

социально-перцептивные способности (способности, позволяющие понимать субъекта педагогического воздействия на основе чувственного восприятия): внимание, наблюдательность, воображение;

техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи).

2) умение воздействовать на личность и коллектив.

Основой развития педагогического мастерства является сплав знаний и профессиональной направленности, условием успешности — педагогические способности, средством, придающим целостность профессиональной деятельности педагога, — умения в области педагогической техники.

Личностное развитие и профессиональный рост педагога возможны тогда, когда в процессе «врастания» в профессию (выбор профессии, профессиональное обучение, осуществление педагогической деятельности) происходит целенаправленное разрешение ряда противоречий. Прежде всего, это противоречие между эталоном личности профессионала и образом своего внутреннего «Я» Психолог С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что человека как личность характеризует не только то, кто он есть, но и то, кем он хочет стать, к чему он активно стремится. Педагогический идеал — это представление педагога о том, каким он должен быть, педагогическое кредо самого педагога, осознание им своей миссии. Один из основных путей совершенствования личности учителя — самовоспитание — формирование человеком своей личности в соответствии с сознательно поставленной целью. В человеке все может быть развито, улучшено, но для того, чтобы пробудить «дремлющие силы», необходима систематическая и постоянная работа над собой. Это важнейшая задача любого педагога, как начинающего, так и опытного.

 

Литература:

 

1.      И. А. Каримов. 2012 год станет годом поднятия на новый уровень развития нашей Родины. − Т.: “Узбекистон”, 2012. — 36.

2.      Учебное пособие по изучению доклада Президента Республики Узбекистан И. А. Каримова «2012 год станет годом поднятия на новый уровень развития нашей Родины», посвященного итогам социально-экономического развития страны 2011 года и важнейшим приоритетам на 2012 год. — “Ўқитувчи” НМИУ, 2012. − 282 с.

3.      И. А. Каримов. “Узбекистан на пороге независимости”.Ташкент: “Узбекистан”,2011.

4.      Каримов И. А. «Итоги социально-экономического развития республики в 2011 году и важнейшие приоритеты устойчивого развития экономики в 2012 году. Заседание Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 января.

5.      «О Государственной программе “Год семьи”» Постановление Президента Республики Узбекистан от 27.02. 2012 года, № ПП-1717

6.      Бодалев В. В. Профессиональная психология. Питер, 2011.

7.      Хьелл Л., Зиглер Д.Т еория личности. Питер,2010.

8.      Дружинин В. П. Психология. Учебник «Питер», 2008.

9.      Радугина А. Р. «Педагогика и психология». Учебник М.: «Прогресс»2009.

10.  Крылов Л. Д. Психология М.: ИНФРА, 2010.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle