Библиографическое описание:

Лаптев Р. А., Малюхова А. Ю. Особенности функционирования системы управления рисками в таможенных органах Российской Федерации // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 651-653.

В статье рассмотрена сущность системы управления рисками (СУР), описан план мероприятий по совершенствованию СУР в таможенных органах. Отмечены проблемы СУР на отдельных направлениях.

Ключевые слова: система управления рисками (СУР), таможенные органы, профили рисков.

 

При осуществлении таможенного контроля, таможенный орган зачастую руководствуется принципом выборочности, ограничиваясь только совершением тех форм таможенного контроля, которые необходимы для соблюдения таможенного законодательства. При этом широко используется система управления рисками, целью которой является минимизация совершения неправомерных действий участниками ВЭД, которые могут нанести существенный ущерб торговым интересам государства [1].

Таможенные органы применяют систему управления рисками для определения товаров, транспортных средств международной перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, транспортным средствам международной перевозки, документам и лицам, а также степени проведения таможенного контроля [1, 2].

Система управления рисками (СУР) играет важную роль в обеспечении полноты поступления таможенных платежей, соблюдении запретов и ограничений, противодействии преступлениям и административным правонарушениям в области таможенного дела.

За 2013 г. — первый квартал 2014 г. по результатам применения СУР таможенными органами Российской Федерации дополнительно начислено таможенных платежей и наложено штрафов на сумму 20 млрд. 839 млн. рублей, возбуждено 748 уголовных дел, при декларировании товаров в 17 364 случаях принималось решение об отказе в выпуске, в отношении 1 627 партий товаров было принято решение о запрете их ввоза/вывоза на (с) таможенной территории ТС.

В настоящее время СУР контролирует области рисков по всем таможенным операциям и особенностям перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза.

Количество утвержденных профилей рисков ежегодно увеличивается примерно на 15–20 %. Таможенными органами проводится регулярный мониторинг и анализ эффективности профилей рисков, что позволяет при снижении общего количества партий товаров с выявленными рисками достигать большей результативности применения СУР. Существенная модернизация программных средств, обеспечивающих разработку профилей рисков и выявление рисков при различных таможенных операциях, создание новых видов динамичных индикаторов риска, значительно повысила степень автоматизации СУР.

В 2014 году при декларировании с подачей деклараций на товары (ДТ) были применены меры по минимизации рисков в рамках профилей рисков по 21051 ДТ, по результатам которых возбуждены 34 дела об АП: 32 — в отношении ввозимых товаров, 2 — вывозимых, довзысканы таможенные платежи и штрафы на сумму 151307,46 тыс. рублей (в 2013 году при применении профилей рисков при основном таможенном декларировании в отношении 18859 товарных партий было возбуждено 25 дел об АП и 1 уголовное дело, довзыскано 138093,66 тыс. рублей) [3].

Несмотря на все вышеперечисленное, в практике применения СУР имеется ряд нерешенных проблем, связанных с низкой результативностью СУР на отдельных направлениях, а также с недостаточным уровнем автоматизации процесса управления рисками.

Курской таможней было утверждено 13 зональных профилей рисков (из которых: 8 по направлению контроля достоверности заявленных сведений о наименовании, количестве, характеристиках товаров; 2 — контроля правильности классификации по ТН ВЭД ТС; 2 — контроля таможенной стоимости; 1 — контроля за перемещением товаров физическими лицами для личного пользования); в 2013 году таможней было разработано и направлено на рассмотрение в ЦТУ три проекта зональных профилей рисков.

По результатам применения региональных и зональных профилей рисков при основном таможенном декларировании в 2014 г. в отношении 1732 товарных партий были возбуждены 3 дела об АП, сумма довзысканных таможенных платежей составила 46200,89 тыс. руб. (в 2013 г. сумма довзысканных таможенных платежей составила 2655,58 тыс. рублей при применении региональных и зональных профилей рисков в отношении 89 товарных партий).

В результате применения целевых профилей рисков в 2014 г. при декларировании 113 товарных партий были возбуждены 13 дел об АП, довзыскано таможенных платежей на общую сумму 13 349,11 тыс. руб. (в 2013 г. — при применении целевых профилей рисков в отношении 36 товарных партий возбуждены 4 дела об АП, довзысканы таможенные платежи в сумме 2384,79 тыс. руб.).

СУР недостаточно эффективно обеспечивает минимизацию рисков уклонения от уплаты таможенных платежей в полном объеме, в первую очередь, связанных с неправомерным предоставлением тарифных преференций, занижением таможенной стоимости, заявлением недостоверных сведений о классификационном коде товаров по ТН ВЭД ТС.

В 2014 г. таможенными органами утверждено лишь 40 профилей рисков, в которых выбор форм и объектов таможенного контроля после выпуска товаров основан на факте выявления рисков до выпуска товаров.

Практически полностью отсутствуют автоматизированные технологии выявления рисков при совершении таможенных операций, отличных от декларирования товаров, при перемещении физическими лицами.

В связи с вышеуказанными причинами, Коллегия ФТС России считает, что совершенствование и развитие СУР в 2014–2015 гг. должно осуществляться по следующим направлениям:

-          повышение уровня автоматизации СУР, снижение количества неавтоматизированных профилей риска;

-          повышение эффективности процесса управления рисками при противодействии уклонению от уплаты таможенных платежей в полном объеме;

-          полноценная интеграция компонентов СУР в деятельность правоохранительных подразделений таможенных органов и подразделений таможенного контроля после выпуска товаров [3, 4];

-          внедрение субъектно-ориентированной модели СУР на базе научно обоснованной методики определения уровня риска участника ВЭД;

-          совершенствование механизмов взаимодействия при реализации СУР между различными подразделениями на всех уровнях системы таможенных органов;

-          широкое применение информационных технологий, обеспечивающих эффективный анализ данных в целях повышения качества работы по оценке рисков, а также, разработке и использованию новых инструментов СУР.

Таким образом, требуется проведение комплекса мероприятий по созданию автоматизированного сегмента СУР в целях выявления, предупреждения и пресечения преступлений в области таможенного дела. Также требуется совершенствование критериев и методики определения уровня риска участника ВЭД в целях минимизации влияния результатов категорирования на снижение эффективности таможенного контроля.

 

Литература:

 

1.                  Минакова И. В. Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств (учебное пособие) [Текст] / И. В. Минакова, М. Е. Тихомиров, В. В. Коварда // Международный журнал экспериментального образования. — 2013. — № 5. — С. 124–125.

2.                  Тихомиров М. Е. Проблемы законодательного обеспечения задержания товаров и документов на них в рамках таможенного контроля [Текст] / М.Е. Тихомиров, В. В. Коварда, О. И. Кузнецова // Известия Юго-Западного государственного университета. — 2012. — № 5–1 (44). — С. 127–129.

3.                  ФТС России, Приказ от 18 июля 2014 г. № 1385 О решении коллегии ФТС России от 29 мая 2014 года «О современном состоянии и перспективах развития системы управления рисками в таможенных органах Российской Федерации».

4.                  Басарева К. В., Коварда В. В., Минакова И. В., Цуканова Н. Е. Таможенный контроль после выпуска товаров (учебное пособие). — СПб.: ООО «Издательский центр «Интермедия» (Санкт-Петербург), 2014. — 124 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle