Библиографическое описание:

Маркова Н. А. К вопросу о создании объективной системы оценки качества образования в вузе // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1123-1126.

В статье представлен анализ системы оценки результатов обучения в вузе. Раскрываются положения эффективности системы оценивания.

Ключевые слова: уровень и оценка образовательных достижений, тестирование, тестовые задания.

 

Несомненно, повысить качество образования в вузе, возможно, если четкие образовательные цели установлены, и стандарты их достижения определены, а значит, достоверно представлен конечный результат обучения. Под конечным или прямым результатом обучения в вузе мы понимаем совокупность знаний, умений и опыта, которыми должен владеть обучающийся, завершивший изучение какой-либо дисциплины. Эту совокупность можно признать образовательными достижениями.

Сложившаяся в мире ситуация в области оценки образовательных достижений, значимые и существенные изменения, происходящие в данной области в настоящее время, требуют разработки стратегии организации системы контроля за результатами обучения, учитывающей основные мировые тенденции. Организация учебного процесса в рамках Болонского соглашения предполагает унификацию учебных планов для одноименных дисциплин, которые преподаются в разных учебных заведениях. Это выдвигает требования объективизации процесса оценивания знаний студентов, что невозможно без использования методов тестирования знаний, которые являются основой теории педагогических измерений.

Таким образом, первоочередной становится задача проанализировать механизмы обеспечения объективности оценки и, как следствие, совершенствование системы получения объективной информации о результатах и качестве обучения в соответствии с образовательными стандартами в вузе. При оценке достижений образовательных стандартов используются различные подходы, в зависимости от того, что понимается под стандартами: достижение определенных целей образования, освоение определенного содержания учебного предмета или достижение определенных уровней подготовки [1]. Нужно заметить, в связи с тем, что ни один из методов оценки не является универсальным, необходимость структурирования содержания учебного материала для совершенствования системы контроля определяет потребность преподавателя в анализе нормативных и методических документов (например, рабочей программы дисциплины или направления), которые раскрывают состав знаний, умений и навыков студента. Личные усилия и способности, отношение к изучаемому предмету, интерес и уровень мотивации студентов детерминируют их уровень знаний, но именно правильная организация учебного процесса, опыт и мастерство преподавателя, объективность контроля обусловливают и заметно улучшают структуру знаний студента.

Содержательная структура учебной дисциплины должна наглядно отображать связь содержания дисциплины с составом разрабатываемых контрольных заданий и их основными показателями — назначением, конструктивными формами, уровнем трудности и др.

В национальном исследовательском Томском политехническом университете оценка индивидуальных образовательных достижений студентов бакалавриата осуществляется в процессе текущего и итогового контролей. Диагностика достижений уровня результатов обучения по содержанию учебной дисциплины «Иностранный язык» в институте Кибернетики также подразумевает текущий и итоговый контроли. Цель итогового промежуточного контроля в 4 семестре обучения в форме экзамена определить уровень знаний студентов по иностранному языку, используя задания в тестовой форме, представленные в виде теста достижений.

Задание в тестовой форме — это задания заданной трудности, имеющие одинаковую для всех испытуемых состав и структуру (инструкцию и правильность расположения элементов, четко определенное место фиксации ответов), одинаковые правила оценивания и интерпретации результатов [2].

В узком значении тест достижения (achievement test) — это инструмент, измеряющий у учащихся уровень их овладения знаниями и умениями в результате обучения. Тест — в более широком смысле — это стандартизированная процедура, совокупность методик для получения определенных характеристик (количественных) о достигнутом уровне знаний, умений и навыков испытуемого [2].

Таким образом, оценка образовательных достижений студента, т. е. уровня усвоения учебного предмета, выявляется и определяется при анализе ответов каждого студента на все задания теста. Чем больше правильных ответов, тем выше индивидуальный тестовый балл студента, а значит и «уровень знаний». Но, согласно различным моделям педагогических измерений, один и тот же уровень знаний может быть получен за счет ответов на различные задания. Характер и применение тестовых технологий в нашей системе обучения и контроле знаний значительно влияют на саму образовательную технологию. Такое, например, преимущество тестов, как технологичность определяет характерные особенности организации образовательного процесса преподавателем (умение преподавателя правильно выстроить программу обучения, доступно ее изложить, использовать приемы индивидуализации обучения).

В связи с этим, подтверждается актуальность вопроса об основных характеристиках системы оценки результатов обучения, а именно основных подходах к разработке инструментария, характеристик проверочных работ, процедуры проведения, представление результатов. Наш практический опыт свидетельствует о том, что разработка программы обучения дисциплине «Иностранный язык» подразумевает создание эффективных тестовых заданий, которые действительно помогут добиться высокой объективности процесса измерения и интерпретации результатов обучения. Очевидно, значительные затраты времени на разработку и подготовку методических и самих тестовых материалов объясняют нежелание многих преподавателей становиться разработчиками тестовых заданий по дисциплине и обусловливают их обращение к банку тестовых заданий, ограничиваясь процессом подготовки студентов к решению тестовых заданий [3].

Особую прагматическую значимость в последнее время в тестологии имеют следующие основные подходы в оценке образовательных достижений обучающихся:

-          критериально-ориентированный;

-          нормативно-ориентированный.

При критериально-ориентированном подходе проверяется, соответствует ли уровень достижений студента требованиям образовательного стандарта (освоен или не освоен проверяемый материал и каков процент освоения). Нормативно-ориентированный подход определяет уровень образовательных достижений по всей совокупности студентов относительно нормы образовательного стандарта (средний уровень подготовки студентов) [4]. Тенденция объединения этих двух подходов при оценке образовательных достижений и использования в тесте характеристик как тестов, ориентированных на норму, так и тестов, ориентированных на критерии, расширяет возможности преподавателей-разработчиков тестовых заданий. В соответствии с классическими представлениями тестовые задания для промежуточного итогового контроля по дисциплине «Иностранный язык» в институте Кибернетики мы разрабатываем в рамках нормативно-ориентированного подхода. Однак, согласно критериально-ориентированному подходу разработанные нами итоговые тесты, позволяют оценивать достижение студентами определенного стандарта обучения. Такая интерпретация результатов обучения дает возможность говорить о содержательно-ориентированном подходе. В разработанных нами тестах задания объединены в определенные группы, выполнение которых позволяет описать достижения учащихся по отношению к определенным целям или темам (критериям) обучения. В тест отбираются задания, которые проверяют овладение этими темами. Проходной балл, стандарт достижения показывает, что студенты, получившие балл выше проходного, овладели необходимыми умениями, т. е. необходимым уровнем компетентности.

На наш взгляд, анализ тестовых заданий прошлых лет и системы их оценивания обеспечивает качество оценки достижений, что позволяет говорить об установлении преемственности системы оценивания по различным годам. Анализ результатов тестирования позволяет выявить проблемные области и принять решения по их устранению. Можно отметить, что процесс тестирования частично стандартизируется согласно последним достижениям современной теории тестов (проводится проверка надежности, отбраковка некачественных тестовых заданий, совершенствование структуры и состава теста). В основе технологии разработки тестов должна быть спецификация, понятно сформулированная и доступная для всех заинтересованных лиц, в которой подробно описываются структура теста и все проверяемые умения. Очевидно, для увеличения точности измерения относительной трудности тестов одного года по отношению к трудности теста другого года необходимо для каждого задания оценить его трудность по отношению к другим заданиям теста, в сравнении с тестами предыдущих лет. Актуальным представляется обеспечение валидности и надежности тестовых заданий.

В настоящее время, исходя из наших ресурсных возможностей, разработанные для итогового и текущего контролей тестовые задания предъявляются в виде тетрадного тестирования, которое проводится одновременно для всех групп студентов. Полагаем, автоматизация процесса проверки результатов, а также непосредственно составления тестовых заданий неизбежна из-за активного использования информационно-коммуникационных технологий, которые, внедряются в образовательный процесс благодаря научно-техническому прогрессу [5].

Полноценная система оценки достижения стандартов должна обеспечить получение полной информации обо всех знаниях и умениях, которые должны достичь студенты и поэтому, система должна предусматривать использование различных методов оценки. Простой подсчет баллов (за правильно выполненные тестовые задания), на основе которого выставляется отметка за экзамен, ставит по сомнение оценку эффективности обучения только на основе сырых баллов, полученных за выполнение тестов. На успешность работы над тестом на экзамене влияет мотивация, эмоциональное состояние студента, условия проведения экзамена и многие другие факторы. Систематически собираемые данные о результатах обучения, согласно рейтинговой системе, на наш взгляд эффективнее, т. к. оценка становится интегральной составляющей образовательного процесса. Многоуровневый анализ результатов представляет собой сложный индикатор роста качества обучения. Многоплановая оценка образовательных достижений студентов увеличивает педагогическую эффективность образовательного процесса. Улучшение уровня подготовки студентов по дисциплине становится основной целью оценки результатов их обучения. Для этого преподаватели должны овладеть механизмами обеспечения качества разработки тестовых заданий, системой их оценки, понять ее цели и процедуру.

Важно помнить о том, чтобы качество полученных из тестовых заданий данных, их справедливость и объективность, научность и достоверность, связь с учебным процессом, всесторонность обеспечивается на каждом этапе разработки тестовых заданий, проведения тестирования, обработки и представления результатов. Необходимо стремиться к совершенствованию преподавания и процесса обучения, уметь планировать учебный процесс на достижение поставленных в стандартах целей и адекватно оценивать эти достижения. Для этого преподаватели должны быть вовлечены в процесс разработки и реализации системы оценки, проведения тестовых работ и их проверки.

Процесс контроля над образовательными достижениями предполагает организацию системы повышения квалификации, которая будет информировать, и обучать педагогов корректному использованию тестовых заданий и тестирования в практике работы, а также корректному использованию результатов тестирования.

 

Литература:

 

1.                  Михайлова Н. С. Методика создания заданий в тестовой форме. Учебное пособие. — Томск: Изд-во ТПУ, 2007. — 215 с.

2.                  Аванесов В. С. Теория педагогических измерений. URL: http://www.testolog.narod.ru

3.                  Маркова Н. А. About principles of language-competence evaluation in higher education/ Н. А. Маркова // Молодой ученый. — 2015. — № 7. — С. 824.

4.                  Майоров А. Н. Тесты школьных достижений: конструирование, проведение, использование. Издание второе — СПб.: Образование и культура, 1997. –304 с.

5.                  Краснова Т. И. Возможности электронного обучения в непрерывном образовании/ Т. И. Краснова // Молодой ученый. — 2015. — № 6. — С. 634–635.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle