Библиографическое описание:

Зайцева Е. А. Структура и особенности системы образования в Великобритании // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 609-612.

Образование — это процесс усвоения знаний, приобретения навыков и умений. В современном обществе, чем лучше у человека образование, тем больше у него шансов найти хорошую работу с достойной заработной платой и дальнейшими перспективами для создания карьеры. Но в каждом государстве система образования имеет свои особенности и характерные черты, достоинства и недостатки.

Для того, чтобы понять принципы функционирования образовательной системы Великобритании, необходимо сначала рассмотреть ее структуру (рис. 1).

Снимок экрана (125).png

Рис. 1. Структура системы образования Великобритании

Источник: составлено автором на основании данных [6].

 

Дошкольное образование начинается с 3 лет и является аналогом российского детского сада, где развиваются первоначальные навыки, проводится работа в группах. Продолжительность дошкольного обучения составляет 1 год. Равно как и в России, в Великобритании дошкольное образование не является обязательным. Процесс приема в учреждение дошкольного образования осуществляется согласно требованиям, установленным тем регионом, в котором оно находится [9].

Законодательством Великобритании установлено, что дети в возрасте от 5 до 16 лет обязаны получить среднее школьное образование. Но для его получения необходимо сначала освоить программу начальной школы [3, с. 11]. Начальное образование в Великобритании (Primary Education) дети начинают получать с 4-х лет, то есть намного раньше, чем в России. При этом, система начального образования условно подразделяется на этапы (табл. 1).

В отдельных регионах Великобритании встречается, что программы данных этапов преподаются детям в разных зданиях.

Таблица 1.

Этапы начального образования в Великобритании

Этап

Возраст

Классы

1

4–6 лет

Подготовительный, 1, 2

2

7–11 лет

3, 4, 5, 6

Источник: составлено автором на основании данных [9].

 

Необходимо также отметить, что частные и государственные школы Великобритании имеют определенные различия в реализации данных этапов обучения и поступлением в учреждения начального образования.

Так, в государственных школах первый этап образовательного процесса осуществляется в «детской школе», а второй — в «младшей школе», обычно располагающейся неподалеку от «детской». Но, существуют и современные начальные школы, в которых дети получают образование сразу с 4 до 11 лет. Прием в государственную школу осуществляется на основании заявления, поданного родителями в течение 6 месяцев до начала семестра. Аналогами «детской» и «младшей» школ в секторе независимого образования, то есть в системе образования частных школ Великобритании, являются соответственно «доподготовительная» и «подготовительная» школы. Правила приема в частные школы могут существенно различаться в зависимости от региона. Так, в одни учебные заведения детей принимают на основании заявления родителей, а в другие — по результатам вступительных экзаменов, проводимых внутри данных школ [9].

По окончании начальной школы дети в 11–12 лет поступают в среднюю школу (Secondary Education). Получить среднее образование также можно, как в государственной, так и в частной школе. Государственные школы подразделяются на несколько видов, способы поступления в которые существенно различаются (табл. 2).

Таблица 2

Виды государственных школ и порядок поступления

Вид государственной школы

Способ поступления

Общеобразовательная

По заявлению родителей

Частично селективная общеобразовательная

Процент учеников принимается по результатам тестирования по музыке, спортивной подготовке или рисованию, остальные ученики — по заявлению родителей

Гимназия

По результатам тестирования по математике и логике (иногда требуется еще и эссе)

Церковная

Ребенок должен быть верующим, кроме того, в течение нескольких лет до зачисления вместе с родителями он должен участвовать в мессах

Школа-интернат

Критерии поступления зависят от требований, устанавливаемых самим учреждением

Источник: составлено автором на основании данных [9].

 

Поступление в частную среднюю школу Великобритании осуществляется по результатам экзаменов. Они проводятся в обязательном порядке по естественным наукам, математике, английскому языку. Кроме того, некоторые частные школы устанавливают в качестве требования при поступлении сдачу экзаменов по географии, истории, религиоведению и иностранному языку.

Период от 14 до 16 лет для подростка в средней школе является периодом подготовки к GCSE (General Certificate of Secondary Education). Это академический квалификационный уровень, получаемый по ряду школьных дисциплин учениками средних школ. Данный экзамен является обязательным. Как правило, количество сдаваемых школьных предметов не ограничено, оно может варьироваться от 3 до 10. По тому или иному предмету экзамен можно сдавать раньше или позже положенного срока. По результатам экзаменов ученикам выставляются баллы от A до G, где A–высший балл.

В государственных школах подготовка к GCSE осуществляется по всем предметам, которые считаются основными. Это математика, английский язык, естественные науки и физическая культура. В то же время, частные школы не обязаны соблюдать стандарты, установленные для всех государственных школ, и поэтому определяют свой список дисциплин, по которым осуществляется подготовка к экзаменам. Как правило, в данный список входят такие предметы, как английский язык и литература, математика, биология, химия, физика, иностранный язык, а также предметы на выбор учащегося [9].

Так как GCSE является свидетельством о получении среднего образования, осуществим сравнительный анализ с Единым государственным экзаменом, проводимым в Российской Федерации (табл. 3).

Таблица 3

Сходства и различия GCSEи ЕГЭ

 

GCSE

ЕГЭ

Сходства

·                     Проводится по отдельным предметам

·                     Является обязательным экзаменом

·                     Можно сдавать раньше или позже установленного срока

Различия

Не дает права на получение высшего образования

Дает право на получение высшего образования

Проводится на английском языке (исключение — иностранные дисциплины, экзамен по которым проводится на сдаваемом языке)

Проводится на русском языке (исключение — иностранные дисциплины, экзамен по которым проводится на сдаваемом языке)

Минимальное количество сдаваемых предметов — 3: английский язык, математика, естествознание

Минимальное количество сдаваемых предметов — 2: русский язык, математика

Оценка результатов осуществляется в баллах: A-G

Оценка результатов осуществляется в баллах: 1–100

Источник: составлено автором на основании данных [9].

 

Так как в Великобритании сертификат об окончании средней школы (в отличие от России) не дает права на получение высшего образования, для поступления в университет учащемуся необходимо получить двухгодичное подготовительное образование. Подросток может получить его либо в своей школе, либо перейти в другую школу или поступить в колледж-лицей [3, с. 11].

Стоит отметить, что ученик имеет право поступить на данные курсы только в случае, если он сдаст на наивысшие баллы минимум три экзамена из пяти. Далее, подготовка на данном этапе осуществляется по выбранным учеником дисциплинам, необходимым ему для поступления в тот или иной университет [2, с. 70–71].

По окончании данных курсов в 18 лет подростки сдают экзамены Advance levels (Экзамены продвинутого уровня), как правило, по 2–4 предметам. После успешной сдачи экзаменов они получают свидетельство о среднем образовании продвинутого уровня (General Certificate of Education A-levels). При поступлении в высшее учебное заведение необходимо сдать минимум 2–3 экзамена на высшие баллы [8].

Что касается высшего образования в Великобритании (Higher Education), то данная система представлена 3 видами учебных заведений:

-          Колледжи высшего образования (Colleges of Higher Education). В них можно получить степень бакалавриата по академическим или же профессионально-ориентированным дисциплинам. Они отличаются тем, что дают прикладное образование, однако, постдипломного образования в них получить нельзя, в отличие от университетов.

-          Технические институты (Institutesof Technology). Их различие с университетами с каждым годом становится все меньше. Разница заключается лишь в том, что, в зависимости от выбранной абитуриентом профессии, ему не обязательно поступать в университет, а можно выбрать специализированный институт.

-          Университеты (Universities). Университеты Великобритании широко известны по всему миру как одни из самых престижных высших учебных заведений. Учебные планы в них чрезвычайно гибкие. То есть, первые два года студент обучается общим дисциплинам, а следующие два года — дисциплинам непосредственно связанными с выбранной профессией. Кроме того, студенты вправе самостоятельно выбирать дисциплины, даже преподаваемые на разных факультетах. Вследствие этого, выпускникам могут присваиваться двойные степени, такие как, например, бакалавр бухгалтерского учета и экономики. В университетах Великобритании можно получить как степень бакалавра, так и степени магистра и доктора философии [7]. Высшее образование Великобритании высоко ценится по всему миру.

Анализируя данные международной сети университетов Universitas 21 [6], следует сказать, что Великобритания по качеству высшего образования в 2012–2013 гг. устойчиво занимала10 позицию рейтинга, а в 2014 году поднялась на 2 позиции — 8 место. Исходя из этого, можно сделать выводы об улучшении системы образования в высших учебных заведениях и о повышении уровня знаний у студентов.

Таким образом, в результате проведенного исследования, следует сделать вывод о том, что система образования Великобритании имеет достаточно сложную структуру. На протяжении всего образовательного процесса происходит достаточно «жесткий отбор» тех, кто действительно хочет учиться и получать знания. Поступить в высшее учебное заведение также является сложной задачей. Именно поэтому, в Великобритании дети с начальной школы уже задумываются над тем, продолжать обучение до конца или же пойти работать по окончании средней школы.

 

Литература:

 

1.         Балынин И. В. Финансовое обеспечение образования в Российской Федерации в 2008–2020 гг. //Аудит и финансовый анализ. 2014. № 6. С. 271–276.

2.         Вяземский Е. Е. Современная система образования в Великобритании//Проблемы современного образования. 2010. № 6. С. 68–84.

3.         Судоргина Л. В. Образовательная система современной школы (взгляд из России и Великобритании)//Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2014. № 2 (18). С. 7–16.

4.         Балынин И. В. Образование как приоритетное направление расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации//Человек в ХХI веке Материалы VIII Международной научно-практической конференции преподавателей и студентов. 2013. С. 75–76.

5.         Балынин И. В. Финансовое обеспечение социальной сферы на федеральном и региональном уровнях: планы на 2014–2016 годы // Облік, економіка, менеджмент: наукові нотатки Міжнародний збірник наукових праць. Луцьк, 2014. С. 48–55.

6.         U21 Ranking of National Higher Education Systems. URL: http://www.universitas21.com/.

7.         Начальное и среднее образование Великобритании. URL:http://www.activegroup.kg/system/128.html.

8.         Образование в Великобритании. URL: http://www.studinter.ru/text_obrazovanie_gb.html.

9.         Система школьного образования в Великобритании. URL: http://www.edemvlondon.ru/school-system-in-england.html.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle