Библиографическое описание:

Гутарева Н. Ю., Виноградов Н. В. Проблема изучения массовой культуры и ее влияния на современное общество // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1276-1278.

Нельзя пренебрегать актуальностью культурной глобализации, а тем более глобализации в целом. Эти явления происходят в данный момент, и они касаются непосредственно будущего стран и целых народов. Цель данного исследования заключается в том, чтобы изучить вопрос, касающийся влияния процесса глобализации на современную культуру. Для достижения поставленной цели использованы общетеоретические методы. Результатом данного исследования является подтверждение факта, касающегося культурной глобализации. Выводами статьи могут послужить предложения по замедлению процесса глобализации культуры.

Ключевые слова:глобализация, культура, межкультурная коммуникация, массовая культура, цивилизационная миссия, культурный империализм, языки.

 

Цель работы — изучение явления массовой культуры, а именно как она влияет на жизнь и поступки людей. Сегодня каждый человек имеет доступ в Интернет, имеет возможность смотреть телевизор, слушать радио, читать газеты и так далее. Эти средства массовой информации оказывают огромное влияние на всех людей. Нередко это воздействие оказывается негативным для психики и поступков индивида [4].

Во-первых, влияние массовой культуры может очень пагубно сказываться на умственном развитии людей. Примером является роман американского писателя Джерома Сэлинджера “Над пропастью во ржи”. Существуют факты, что многие убийцы известных людей были серьезно увлечены этой книгой. Например, убийца Джона Леннона заявил, что на страницах этой книги нашел зашифрованный приказ убить музыканта.

Во-вторых, массовая культура оказывает влияние на духовную жизнь общества в целом. Сегодня это воздействие отрицательно, потому что культура является бизнесом, средством зарабатывания денег, например, организация музыкальных конкурсов на Евровидении. А о каком духовном развитии современного общества можно говорить, с точки зрения, таких “культурных” мероприятий? Необходимо отметить, что определенно воспитание молодежи тесно переплетено с привитием культурных ценностей и нравственных идеалов. И такие “культурные” мероприятия, как различные шоу и победы на них любой ценой не могут проходить бесследно для психики подрастающего поколения меломанов [3].

Любая информация может быть принята обществом или проигнорирована, а также оставляет глубокий след в нашем сознании. Она может получить как положительные, так и отрицательные отзывы. К сожалению, все это приводит к дезорганизации общества. Задачей массовой культуры является сведение на нет идейной вражды между священником и ученым, дворником и офисным рабочим, заставляя нас презирать, ненавидеть, верить и любить одно и то же. Телевизионные мелодрамы, комедии, детективы и боевики предлагают упрощенные модели поведения, проявляющиеся и в сюжете, и в репликах положительных героев. Массовая культура по-своему учит нас тому, что мы называем “вечные ценности” — гордиться родиной, любить родителей, уважать президента, создавать крепкую семью, вести правильный образ жизни. Искусственная “парализация” умственной деятельности, упрощение критического мышления, штампование образов и идеалов, культивирование безнравственности и без духовности общества, превращает нас в серых посредственностей, зависимых от манипуляторов и средств массовой информации, следовательно, происходит постепенное порабощение и уничтожение одних “сверх держав” остальных народов и культур в современном мире [2]. Нам преподносят все то, что будет составлять основу для жизни. Всю структуру “счастливой и успешной жизни” уже продумали за нас. Безликие и серые индивиды общества обречены, жить несчастными, забыв о том, что они сами творцы собственных судеб и благополучия.

Каждый человек должен задумываться над тем, что ему преподносит современная массовая культура. Современные писатели, режиссеры абсолютно не чувствуют ответственности перед потребителями, поэтому штампуют товары, не задумываясь об их содержании, с целью получить как можно больше денег.

А что же происходит языками в процессе глобализации: взаимообогащение или оскудение? Очевиден тот факт, что культурная глобализация ведет к понижению статуса национальных языков [1].

Сегодня английский язык является языком международного общения. Львиная доля статей выходит из печати на английском, на международных научных конференциях все доклады читаются на английском, современные информационные технологии базируются на английском. Английский язык стал языком номер один. Ни на одном языке прежде в истории человечества не говорили столь широко. К сожалению, международная роль русского, немецкого и французского падает. И причина тому — процесс глобализации.

Явный конкурент английскому на лидерство за звание мирового языка это китайский язык. На китайском языке разговаривает более 1,3 миллиарда человек. Но на данный момент на нем разговаривают лишь КНР, Тайвань и Сингапур, поэтому международным языком он не является. Но если сделать прогноз на ближайшее будущее, то можно смело заявить, что китайский язык с помощью процесса глобализации станет мировым языком.

На сегодняшний момент человечество владеет шестью тысячами языков. По прогнозам ученых к концу XXI века это число сократится в десять раз. Исчезновению подвергнутся языки коренных народов Африки, Азии, Америки.

В настоящее время насчитывается чуть больше 400 языков, которые считаются исчезающими. Согласно данным, представленным в интернет-энциклопедии “Википедия” примерами таких языков могут служить: вирангу (2 носителя языка), говору (15 носителей языка), барзанский язык (20 носителей языка), вампая (88 носителей языка), алеутский язык (300 носителей языка) [5].

В своей статье “Глобализация и лингвистика: вавилонское столпотворение или “язык-киллер” Людмила Цирлина пишет: “Мы имеем два возможных сценария развития: мир постепенно становится однородным, где культуры малых народов и их языки сметаются мощным цунами стандартизации, а накопленные за тысячелетия опыт и знания исчезают, оставляя мир более бедным местом в самом широком смысле этого слова; по другому сценарию меньшинства удерживают свою культурную самобытность и малые языки продолжают существовать наряду с доминирующими” [6].

Человечество уже в полной мере осознало необходимость защиты окружающей среды. Оно защищает чистоту атмосферы, гидросферы, почвы. Оно защищает редкие виды носорогов и китов. Оно спасает от исчезновения уссурийских тигров и бегемотов. Но о дальнейших судьбах многих языков люди почему-то не задумываются.

Язык — это философия мира. Каждый язык — это знания о мире, его понимание. Например, в языке жителей крайнего севера России в связи с суровым климатом существует более 40 наименований различных видов снега.

Гибель отдельного взятого языка — это невосполнимая потеря целых народов, части истории и культуры.

Можно ли остановить глобализацию? Можно ли остановить культурную глобализацию? Можно ли предотвратить потерю самобытности, культур и языков?

К сожалению, глобализация — это неизбежный процесс мирового развития. Ее нельзя предотвратить или избежать. Но можно провести определенные мероприятия, которые бы сделали процесс глобализации не столь пагубным для человечества.

Во-первых, люди должны создать “Красную книгу языков” с целью инвентаризации существующих на данный момент языков.

Во-вторых, люди должны создать Центры по изучению исчезающих языков и языков, находящихся под угрозой исчезновения. Данное мероприятие увеличило бы численность носителей редких языков.

В-третьих, следует больше внимания уделять молодежной политики. Мы должны вырастить новое поколение людей, которым будет привит вкус к изучению языков. Помощь в этом может осуществить создание транснационального телеканала “ЛингвоTV”, эфир которого будет посвящен различным языкам, культурам, и народностям.

Резюмируя вышеизложенное можно сделать вывод, что проблемы воспитания и развития культуры остаются без должного внимания в современном обществе и, это не может не иметь негативные последствия для него и для будущих поколений, всеобщая деградация охватила уже все сферы общества.

 

Литература:

 

1.                  Гутарева Н. Ю. Межкультурная коммуникация и способы ее развития. Сборник материалов международной научно-практической конференции “Современные научные исследования представителей филологических наук и их влияние на развитие языка и литературы”.– Украина. Львов, 2013. — с. 49–51.

2.                  Гутарева Н. Ю. Межкультурная коммуникация и способы ее развития. Сборник материалов международной научно-практической конференции “Современные научные исследования представителей филологических наук и их влияние на развитие языка и литературы”.– Украина. Львов, 2013. — с. 49–51.

3.                  Гутарева Н. Ю. Обучение английскому языку в социокультурной реальности. Современные исследования социальных проблем. Красноярск: Научно-инновационный центр, № 1(21), 2015. — 301 с. — С. 215–218.

4.                  Гутарева Н. Ю. English language training in the social and cultural reality. “Современные исследования социальных проблем”. № 1 Красноярск: НИЦ, 2015. — 196 с. — С. 215–218.

5.                  Цирлина Л. Глобализация и лингвистика: вавилонское столпотворение или “язык-киллер”? // http://www.prof.msu.ru/publ/book6/c62_04.htm [20.04.15].

6.                  Свободная общедоступная мультиязычная универсальная интернет-энциклопедия Википедия https://ru.wikipedia.org [20.04.15]

7.                  Пер. с англ. В. В. Зверевой. Массовая культура: современные западные исследования. — М.: Фонд научных исследований Прагматика культуры, 2005. — 339 с.

8.                  Ильин. А. Н. Субъект в массовой культуре современного общества потребления: Монография. — Омск: Амфора, 2010. — 376 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle