Библиографическое описание:

Галкин В. А. Роль преподавателя физической культуры в образовательном пространстве университета // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 796-798.

В «Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы» одно из приоритетных задач выступает модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития, включающая в том числе и профессиональное образование. Высшее профессиональное образование занимает ведущее место в системе подготовки кадров.

По мнению российских исследователей (Царькова Е. А., Демидова Т. Н., 2011; Пономарев А. В., 2012 и др.) сегодня становление индивидуального и профессионального развития специалиста невозможно без постоянного обновления и приобретения новых, актуальных, востребованных инновационной экономикой, значимых для социума компетенций, которые становятся основным средством адаптации работников в профессиональной среде, гарантом их защищенности на рынке труда.

Реформирование современного образования предполагает модернизацию инженерного образования, которая обусловлена прежде всего тем, что во первой половине XXI в. инженерная деятельность претерпевает существенные трансформации.

Наряду с «узкими» специалистами в социуме появилась необходимость в инженерах организаторах и координаторах производства; инженерах — исследователях, занимающихся научной разработкой сложных информационно — технических систем; инженерах — менеджерах, знание и квалификация которых обращены к решению управленческих задач, соответствующих социальной и социокультурной направленности инженерной деятельности.

Значительное расширение сферы инженерной деятельности придает профессиональной подготовке особое значение, так как изменяются требования к современным инженерам — железнодорожного транспорта, которые должны быть высококвалифицированными, готовыми теоретически и практически решать профессиональные задачи, уметь создавать, применять и корректировать систему профессиональной деятельности.

Одна из главных целей образования состоит в том, чтобы посредством физической культуры обучения и воспитания подготовить студента к плодотворному творческому участию в жизни общества и достичь мирового уровня качества подготовки выпускников вузов.

Ежегодно железнодорожные вузы выпускают 25 тысяч специалистов, а отрасль требует порядка 40 тысяч специалистов различного профиля. Сегодня многие компании, столкнувшиеся с кадровыми проблемами, все больше обращают внимание на рейтинги железнодорожных вузов, на их направленность и обучающие программы.

Летом 2014 г. в России сразу трудоустроились 48 % выпускников железнодорожных вузов — это очень высокий показатель, говорящий о том, что устроились все, кто хорошо учился и желал работать по специальности. Потребность в специалистах будет увеличиваться и в ближайшем будущем кадровая проблема станет острой.

Усиление роли инженерного образования связано с повышением статуса профессии инженера железнодорожного транспорта в современном мире. Преподавание социально-гуманитарных дисциплин, которые определяют направленность развития содержания образования, должно быть адаптировано к современной инженерии. Наша задача как преподавателей заключается в том, чтобы формировать у студентов мотивацию творческого использования средств физической культуры для укрепления здоровья, повышение уровня работоспособности и обеспечения профессиональной психофизической готовности.

Физическая культура направлена на развитие целостной личности, ее способности и готовности реализовать свои сущностные силы в здоровом стиле жизни, профессиональной деятельности, в построении социокультурной комфортной среды, являющейся неотъемлемым элементом образовательного пространства вуза. Она обеспечивает ориентацию на гуманитарно-духовное развитие, создание предпосылок физического и психического благополучия.

В учебной дисциплине «Физическая культура» наряду с традиционными формами учебной, воспитательной и физкультурно-спортивной деятельности (ФСД) со студентами следует шире использовать индивидуальные самостоятельные занятия, в которых они развивают способность активно и результативно осуществлять ФСД, направленную на их конкурентоспособность.

Основным фактором практической реализации физического воспитания служит активная двигательная деятельность, которая обеспечивает формирование рациональных способов выполнения двигательных действий и других педагогических задач.

В физическом воспитании роль преподавателя, место и функции воспитываемых студентов, их совместная деятельность, которая направлена на реализацию задач образовательного и воспитательного характера, особенно важна. Вообще все в нашей жизни начинается с учителя, преподавателя, педагога.

В настоящее время давно назрела необходимость обновления поколения преподавателей («потеряно» три поколения), привлечение молодежи, которая ближе новому поколению студентов по взглядам на жизнь и направлена на личностно — ориентированный подход, владеет современными здоровье сберегающими технологиями, способна успешно вести научно — методическую работу, совершенствовать учебный процесс, находится в отличной спортивной форме и т. п.

Следовательно, насущные проблемы развития системы высшего образования является проблема педагогических кадров.

Направленность преподавателя физической культуры на свою работу выражается в его увлеченности. Она становится смыслом его жизни любовь к своему делу заставляет постоянно совершенствовать свое мастерство, т. е. быть активным творческим работником. Если студенты чувствуют это, то отвечают взаимностью.

У преподавателей — мастеров своего дела отмечается удовлетворенность своей профессией, а иногда возникающая неудовлетворенность служит стимулом для постоянного самосовершенствования.

Кадровый потенциал является одним из ключевых факторов успешного развития любой области. Для развития здоровье сберегающего образовательного пространства необходимо повышение профессиональной компетентности работающих преподавателей. Преподаватель должен систематически и эффективно развиваться, повышать образование и профессиональное мастерство, владеть технологиями инновационной деятельности в области физической культуры и спорта.

В идеале современный преподаватель должен быть высококвалифицированным специалистом, педагогом, воспитателем и способным вести научно — методическую работу. Уровень соответствия этим требованиям влияет на систему психофизической подготовки выпускников высших учебных заведений.

Здоровье сберегающая педагогическая деятельность преподавателя физической культуры — практические действия на передачу социокультурного опыта на основе создания адекватным студентам, их индивидуальным особенностям условий, требований, методов, методик обучения и воспитания, формирование здорового образа жизни, здоровье сберегающего поведения, личного опыта быть здоровым.

Готовность к здоровье сбережению характеризуется определенным уровнем теоретических знаний, практических умений и навыков, мотивационных ценностей, рефлексивных способностей, приобретенных в результате обучения и интегрированных в педагогическую деятельность преподавателя.

Профессиональные человеческие ресурсы — это готовность преподавателя выйти на новые компетенции, участие в формировании и развитии здоровье сберегающей среды. В связи с этим, возникает необходимость в организации эффективной системы повышения квалификации научно-педагогических кадров высшей школы.

Здоровье сберегающая среда включает образовательные, материальные, медицинские, психологические, социальные, управленческие, информационные ресурсы физической культуры и спорта (ежегодное медобслуживание, мониторинг за все время обучения физической культуре, знания о здоровом образе жизни, практические, методические и самостоятельные занятия студентов с личностно — ориентированным подходом), участие в различных оздоровительных и физкультурно-массовых мероприятиях, соревнованиях.

 

Литература:

 

1.                Авраменко С. Н. Актуальность социокультурного развития личности в условиях модернизации профессионального образования. Материалы IX международной конференции «Теоретические и методологические проблемы современного образования. Москва: Спецкнига, 2012.

2.                Боброва Л. В., Смирнова Н. А. К вопросу о подготовке специалистов для строительных предприятий. Материалы IX международной конференции «Теоретические и методологические проблемы современного образования. Москва: Спецкнига, 2012.

3.                Матронина Л. Ф., Широкова Н. А. Социально-гуманитарные науки в инженерном образовании // Вестник российского философского общества. М., 2012, № 1.

4.                 Рогов Е. И. Профессиональные представления в содержании вузовского образования. Материалы IX международной конференции «Теоретические и методологические проблемы современного образования. Москва: Спецкнига, 2012.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle