Библиографическое описание:

Маматов О. В. Свобода и отчуждение в социальном развитии // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1472-1474.

Свобода труда тесно связана с общественным развитием. Социальное развитие постепенно превращает труд в творческий, сознательный процесс. Если труд не производится в сознательной форме на основе воли и желания, от него незачем ждать удовлетворения и производительности. Значит, труд не произведенный на сознательной основе нельзя назвать в полной мере трудом. Действия человека, не получающего удовлетворения и радости от результата своих трудов оценивается не как труд, а как работа. Конечно же, не удовлетворенность от своего труда проявляется в качестве чуждости к личности. В этом месте отчужденность мы используем именно в этом смысле. Отчужденность личности, производится в качестве неудовлетворенности от своего труда, не получение духовного и эстетического наслаждения. «Бесконечные права субъекта заключаются в том, что он сам находит удовлетворение в своей деятельности, в своем труде» [1, С. 22].

Если брать во внимание то, что отчужденность проявляется в умственной и в интеллектуальной сфере, то можно наблюдать не только его непродуктивность, но и приведение его к вредным последствиям. Это особенно быстро развивается в условиях бюрократии. Если руководитель будет, показывать себя вышестоящему руководству, что он усиленно работает и усиленно придается бумажной волоките, требует заполнения ненужных бумаг, в этом случае и руководитель и его подчиненные останавливаются от свободной деятельности. Такой руководитель не должен ожидать от своих подчиненных плодотворных результатов.

Поэтому нельзя допускать таких проявлений. Особенно нужно усилить внимание людям умственного труда и творческим служащим, так как, именно они создают духовное богатство, поэтому забота о них, создание всех необходимых духовных и материальных условий является обязанностью и долгом каждого руководителя этой отрасли.

Как видно, свобода не является результатом материальных факторов, но и показывает преобладание значимости духовного фактора. Отчужденность личности происходит не только по причине душевной усталости, оно может возникнуть также по причине нравственной и духовной низости. Значит, на отчужденность нужно смотреть не как на мир с нарушением определенных нравственных и духовных критериев, пути от человечности к животному, а в качестве результата духовной и нравственной извращенности.

Труд в первую очередь, выходя на арену в качестве потребности, в развитом обществе проявляется в качестве права и свободы личности. Каждый человек должен иметь право на труд, на свободу выбора профессии, работу в справедливых трудовых условиях и защиту от безработицы. Нельзя допускать принуждение к труду.

Как видно из этого, право и свобода в осуществлении труда должны закрепляться законом, как это делается в развитых странах. То есть, государство гарантирует свободу в трудовой деятельности, но существуют и другие стороны этого вопроса которые показывают сложность данного процесса.

Значит, поиск свободы осуществляется только в политических и правовых сферах, хотя они являются необходимым, могут привести к односторонности и не смогут полностью раскрыть сути свободы труда.

По моему мнению, недостаточно взгляда на свободу в качестве политической и правовой категории. Свобода в основном должна рассматриваться в качестве душевного и духовного совершенства. Духовно совершенный человек в любых положениях и условиях сможет вести себя свободно, сможет понять сути деятельности и быть удовлетворенным от своей деятельности. С этой точки зрения рассмотрения свободы в качестве духовного фактора может привести его к признанию в качестве свойства совершенной личности и совершенного развитого общества.

Если демократию отделить от духовности — это может привести к духовному извращению и анархии, поэтому надо подходить к личности не только как к разумному и познающему, но и как к духовному существу. Современное общество нуждается в духовном и нравственном управлении. По этой причине существует необходимость глубокого анализа сущности понятия свободы. Эта необходимость появляется по причине не полного понимания сути и меры политических и правовых свобод.

Нарушение меры свободы приводит к отступлению от человечности и гуманизма в политических и правовых отношениях. С этой точки зрения, любая свобода только в условиях гармоничности духовных, культурных и нравственных критериев может называться свободой в прямом смысле этого слова.

Для понимания свободы необходим подход в качестве исторической категории. Свобода рождается, растет и в конечном итоге умирает так же, как и человек. Общество на ранних этапах его развития было слепо перед силами природы и являлось его рабом. Причиной этого является низкий уровень социализации ранних людей.

Свобода и социализация развивались в параллельном порядке. В этом случае свобода и социализация имеют большую значимость не только относительно человеку, но и в первую очередь относительно обществу. Если же общество не социализируется, то не приобретается человеческий облик, то и о свободе не может быть и речи, так как человек осознает себя только в обществе. «… Личность и общество должны быть представлены растущими из одного корня. Таким корнем может быть только живой человеческий дух, который дает жизнь и соединениям людей в союз» [2, С. 105].

Так как развитие свободы связано с социальным прогрессом, можно сказать, то общество, которым считается развитым, то это общество будет оценивать свободу как развитую.

Связывая свободу с социализацией, нет возможности подойти к нему без системного подхода, то есть, если нравственные, политические, экономические и другие стороны дают понимание о «развитии социализации», то в этом обществе свобода также будет развиваться. В таких обществах уровень свободы человека связано с осознанием вышеуказанных процессов, так как свобода связана с развитием общества, так и социализация связана с осознанием человека самого себя.

С философской точки зрения в современных развитых обществах свобода и социализация приходят к гибели. В этих обществах происходят процессы отчужденности и превращения в раба нечеловеческих склонностей, это приводит к возвращению человека к первобытному стаду. Это стадо теперь не является первобытным, оно оценивается, как стадо с высокоразвитыми научно-техническими достижениями, с гаснущими человеческими чувствами и теряющимися духовными взаимоотношениями.

Если на раннем этапе развития в обществе преобладал каннибализм, то теперь возникает торговля людьми и его органами. Социализация съедает сама себя. Абстракция и романтизм, присущие человеку исчезают. Сегодня такие понятия как, права человека, правовое государство истолковываются неправильно и теряют свои нравственные и духовные основы, так как «… фундаментально-основополагающим качеством человека является его духовность» [3, С. 460].

Право также отчуждается. Эта отчужденность приводит к его механизации, то есть приводит к чисто формальным логическим механизмам, оторванной от содержания. Экспорт Западной демократии в страны Азии приводит к кризису семьи, и семейным отношениям, духовным и нравственным критериям во взаимоотношениях членов семьи, мужчины и женщины, государственных деятелей и простых граждан.

Это в свою очередь приводит к исчезновению такого священного чувства, как гордость. Человек и общество без гордости находятся в положении рабства. То, что мы называем «свободой», которая не имеет никаких отношений ни к духовности ни к нравственности знающего себя в молодом возрасте на самом деле стоит перед гибелью. Оно приводит себя и общество к гибели.

Исходя, из всего этого можно понять, что существуют строго установленные критерии таких понятий, как свобода и социализация. Разрушение этих критериев приводят к различным последствиям в обществе.

 

Литература:

 

1.      Гегель Г. Соч. Т.8.

2.      Новгородцев Д. И. Об общественном идеале — М. 1991.

3.      Барулин В. С. Социальная философия. — М., ФАИР-ПРЕСС.1999.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle