Библиографическое описание:

Фадеева К. А. Особенности советской студенческой смеховой культуры // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1306-1308.

Встатье анализируется феномен студенческой смеховой культуры и особенности его проявления в советской культуре, выделяются типичные темы советской студенческой смеховой культуры.

Ключевые слова: смех, смеховая культура, студенчество, студенческая смеховая культура, анекдот.

 

Смех — это понятие, к которому уже не единожды обращались исследователи. Л. В. Карасев пишет о том, что «никому еще не удалось добавить чего-либо по-настоящему существенного к определению Аристотеля из сохранившейся первой части «Поэтики», где он говорит, что смешное — есть некоторая ошибка и безобразие, никому не причиняющее страдание и ни для кого не пагубное» [3, с. 13]. Возможно, Аристотель поднял одну из самых интересных и сложных проблем в гуманитарных науках — изучение смеховой культуры.

Многие исследователи обращались к изучению смешного, существует множество определений смеха и смеховой культуры. Мы считаем, что смеховая культура — это способ производства, трансляции и потребления смешного как реакции на разоблачение нелепостей, стереотипов, иллюзий, жизненных явлений и ситуаций. Тогда студенческая смеховая культура — это способ производства, трансляции и потребления смешного как реакции на разоблачение нелепостей, стереотипов, иллюзий, жизненных явлений и ситуаций, возникающих в процессе жизнедеятельности студентов внутри пространства университета с существующими там отношениями (студент — студент, студент — преподаватель и т. д.) и внутри культурной группы студенчества. Это часть студенческой культуры, она корпоративна по своему характеру, существует внутри социального института «университет» с его устоявшимися моделями образовательного, бытового и досугового поведения, является особой духовной деятельностью студенчества по постижению явлений окружающего мира и их комической оценке.

Студенческая смеховая культура является важной частью жизни студентов, т. к. студенты еще со времен зарождения университетов славились своим чувством юмора, шутками, розыгрышами и т. д. Находясь на пике эмоционального, физического, интеллектуального развития, студенты склонны воспринимать действительность комически, способны остроумно шутить и воспринимать шутки. Без призмы смеховой культуры понимание студенчества, как особой культурной группы, будет неполным.

О студенческой смеховой культуре СССР крупных исследований нет. Однако существует достаточно много литературы про советское студенчество. Это работы В. Т. Лисовского, Л. Я. Рубиной, Л. В. Силиной, Ю. Н. Колесникова, А. В. Дмитриева и др., где тема смеховой студенческой культуры затрагивается в той или иной степени.

Прежде всего, следует отметить, что советская смеховая культура крайне неоднородна. Существовало как минимум два пласта: официальная смеховая культура, представленная фильмами, литературой, телевизионными программами, журналами, и неофициальная (или бытовая), представленная в основном устными короткими формами: анекдотами, частушками, а также смеховыми песнями, стихами. Кроме того, можно различать советскую смеховую культуру 1920–50-х гг. и 1960–1990-х гг.

Сама культура советского времени была неоднородной по составу, сложно организованной. Она представляла собой единство официальной и неофициальной культур. Официальная культура функционировала на основе заданных идеологических параметров, напрямую зависела от власти, регулировалась государством и находилась под прямой государственной опекой. Т. А. Круглова в своих работах использует концепт «конформизм», который раскрывает то, как человек взаимодействовал с данной культурой. «Конформизм есть форма приспособления к социальной жизни, имеющая результатом достижение успеха» [6], «…конформист — личность, нашедшая способ соответствия норме; способ — сделка/обмен с инстанцией власти, источником нормирования; цель — конструирование непротиворечивой идентичности» [6]. Среди качеств, свойственных официальной культуре советского периода, можно выделить следующие: «наличие объединяющего начала (марксистско-ленинская идеология), идеологизированность, политизированность, сравнительная цельность, искусственность формирования, воспроизводства и распространения, утилитарность целей, пропаганда государственной идеологии, воспитание человека нового типа, публичность локализации и репрезентации» [См. 7].

В свою очередь, неофициальная культура — «сфера культуры, не находящаяся в прямой зависимости от власти, лишенная объединяющего идеологического центра, не монолитная, включающая все оставшееся за рамками официальной культуры (по определённым причинам отторгнутое официальной культурой), располагающаяся преимущественно в пространстве повседневности, зародившаяся и развивающаяся «естественно», без контроля, управления и плана. Неофициальная культура являлась альтернативной по отношению к официальной, а в некотором смысле — оппозиционной, поскольку отдельные ее сегменты (например, искусство андеграунда, правозащитное движение) имели явно выраженную оппозиционную настроенность» [2, с. 38].

Итак, какое же отражение этих качеств советской культуры испытала на себе смеховая культура советского студенчества? Во-первых, студенческая смеховая культура советского периода политизирована, эту черту она приобрела от официального слоя культуры. Во-вторых, студенческая смеховая культура советского периода преимущественно рождается и затрагивает темы повседневности, быта студентов. Эта черта получена от неофициальной культуры.

Одним из первых ярких явлений студенческой смеховой культуры в СССР стала поэма Г. И. Копылова «Евгений Стромынкин», написанная о жизни студентов-физиков. Как отмечают исследователи, при чтении этой поэмы «мы живо ощущаем время и удушливую морально-идеологическую атмосферу» [4]. Потому во многом советская студенческая смеховая культура своим появлением обязана неофициальной культуре, где преобладали настроения противоположные официальной «веселости». П. В. Вайль и А. А. Генис характеризовали ее так: «В то время, как сталинские годы постулировали: жить стало лучше, жить стало веселей, — 60-е делали упор на предстоящих радостях» [1].

Стоит отметить и тот факт, что смеховое произведение не было анонимным, что не исключает других анонимных произведений, не дошедших до нас в силу политической обстановки, отличной от современной. И если сегодня подобное творчество не запрещается, то в советские годы оно было под негласным запретом.

Сама поэма, как довольно объемное произведение, затрагивает массу тем, над которыми смеялись студенты того времени. Так, в тексте неоднократно высмеивается быт в общежитии. Стоит заметить, что в СССР высшее образование преимущественно было бесплатным, а студенты в основном жили в общежитиях. Потому такой бытовой юмор — одна из главных тем студенческой смеховой культуры в СССР.

«А то обидно, в прежни лета

Была воспета колбаса,

Картошка тоже уж воспета,

А ты, стромынская краса

И гордость, кипяток отменный,

Студента спутник неизменный,

Отрада долгих вечеров,

Ты, нежная моя любовь,

Давно нуждаешься в рекламе,

И восхищенными стихами

Пора воспеть тебя давно,

Рассматриваемая нами

В момент кипенья H2О» [5].

Не только в поэме можно увидеть тему бытового юмора, но и в советских студенческих анекдотах.

Студенты в общежитие лежат на кроватях. Один: «Товарищи, есть хочется... Давайте свинью заведем! Будет у нас колбаса, свинина». Второй: «Не... Грязи слишком много!». Третий (обводя взглядом бардак в комнате): «Ничего! Привыкнет!».

Тема отношений преподавателя и студента является одной из основных тем для студенческой смеховой культуры.

Студент врывается в общежитие и говорит товарищам: «Если преподаватель не заберет свои слова назад — я уйду из университета!» Товарищи: «А что он тебе сказал?». Студент: «Сказал — «Вон из университета!».

К темам, характерным для советской студенческой смеховой культуры можно отнести: взаимоотношения студент — преподаватель, студент — студент, тема употребления алкоголя, тема глупых девушек-студенток, тема сдачи сессии, написания курсовых и диплома, спор гуманитариев и представителей технических наук.

Стоит заметить, что студенческая смеховая культура в СССР была политизирована, это можно увидеть, например, в анекдотах.

Профессор читает лекцию в институте, и говорит, что коммунизм уже на горизонте. Один студент спрашивает его: «А что такое горизонт?». Профессор отвечает: «Горизонт, это воображаемая линия, в которой небо соединяется с землей, и которая удаляется от нас, когда мы приближаемся к ней».

Если говорить о формах, типичных для советской студенческой смеховой культуры, то характерными были малые речевые жанры: анекдот, шутка, забавная история.

Имеются также данные о таких формах, как записки, передаваемые на лекциях по аудитории, где студенты коллективно создавали целые смеховые поэмы, песни, стихи. Вообще коллективность студенческой смеховой культуры — одна из характерных черт советского студенчества. Очень популярной была самодеятельность, участие в КВН, где создавались описанные выше смеховые формы. Также к таким формам можно отнести плакаты, газеты и журналы. В СССР сатирические периодические издание вообще были популярными.

В целом, изучение советской студенческой смеховой культуры является интересным и перспективным направлением современной культурологии. Смех часто недооценивается, но при этом он обладает большой властью над людьми. Начиная с того, что все любят посмеяться, и, заканчивая тем, что осмеяние чего-либо может это уничтожить. При помощи изучения смеховой культуры того или иного периода можно более глубоко понять сущность и смыслы культуры исторического отрезка и настроения людей.

 

Литература:

 

1.      Вайль П. В., Генис А. А. 60-е. Мир советского человека [Электронный ресурс] / А. А. Генис, П. В. Вайль. — Режим доступа: http://www.e-reading.ws/chapter.php/1023930/18/Vayl_-_60-e._Mir_sovetskogo_cheloveka.html (дата обращения 08.06.14).

2.      Воробьева М. В. Оппозиционная составляющая советского анекдота // М. В. Воробьёва. — Человек в мире культуры: сб. науч. и науч.-метод. материалов. Екатеринбург — Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2009. С. 38–45.

3.      Карасёв Л. В. Философия смеха / Л. В. Карасёв. — М.: Изд-во УРГГУ, 1996. 224 с.

4.      Кессених А. В. Поэма и жизни молодого советского физика 40–50-х гг. [Электронный ресурс] // Вопросы истории естествознания и техники. — 1998. Вып. № 2. — Режим доступа: http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/BONMOTS/STROMCOM.HTM (дата обращения 08.06.14).

5.      Копылов Г. И. Евгений Стромынкин [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/BONMOTS/STROM.HTM (дата обращения 15.01.14).

6.      Круглова Т. А. Соблазны соцреализма, попытки «зависти», упоение причастностью: о советском художественном конформизме [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nz/2014/96/14k-pr.html (дата обращения 07.04.15).

7.      Медведев А. В., Выгузова Е. В., Кемерова Т. А. Культурология: учебное пособие / А. В. Медведев, Е. В. Выгузова, Т. А. Кемерова. — Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2007. 118 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle