Библиографическое описание:

Бережнова К. И., Хо Т. Х. Государственное регулирование рыночной экономики и право // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 821-823.

1)      Регулирование предпринимательской деятельности как функция государства.

Одной из главных функций государства является необходимость создания и развития устойчивых экономических отношений. В условиях рыночной экономики такие отношения могут достигаться, при поддержании стабильности конечных экономических показателей и предельных показателей экономического роста на заданном уровне. Наиболее актуальной проблемой рыночной экономики является ограниченность производства общественных товаров. Создание правовой базы, как регулятора производства товаров и услуг, будет наиболее эффективным особенно в настоящее время, когда российская экономика только переходит к рыночному типу.

Рыночная экономика является непостоянной и иногда непредсказуемой и поэтому очень важно, государству распределить обязанности и взять на себя часть обязательств по регулированию рынка, ведь не только государство влияет на экономику, но и экономика влияет на государство. Государство должно выступать инициатором создания благоприятных условий функционирования предпринимательской деятельности, в первую очередь обеспечивать рынок необходимой информацией, создавать условия для развития свободной конкуренции, а также перераспределять материальные блага и устранять негативные последствия деятельности отдельных предпринимателей.

Выделяют несколько видов государственного регулирования. В зависимости от степени воздействия государственных структур на сегменты рынка и отношения в различных отраслях народного хозяйства можно выделить три уровня влияния государства: минимальный, средний, максимальный. В зависимости от территории применения средств воздействия можно выделить такие уровни как: федеральный, уровень субъекта Федерации, уровень автономной области и уровень автономных округов.

В реалиях настоящего времени можно заявить, что в РФ отсутствует надлежащая правовая основа государственного регулирования экономики. Как показывает практика, законы в основном направлены на регулирование отдельных сфер хозяйственной деятельности, а чтобы грамотно осуществлять экономическую деятельность, необходимо также не в последнюю очередь обращать внимание на такие понятия как ценообразование и планирование. Чтобы привести механизм в действие нужно, прежде всего, разработать основной законодательный акт, в котором заключить определяющие основы государственного регулирования.

Власть должна осуществляться целостно по всем направлениям, путем правового взаимодействия трех ветвей власти, обеспечивая тем самым согласованный контроль экономической деятельности.

Особое внимание следует уделить государственному сектору экономики, с помощью которого возможно активное воздействие на рынок. Необходимо учитывать неоднородность структуры государственного сектора и отражать это в правовой основе.

1)      Средства, формы и методы государственного регулирования предпринимательства.

В ст. 8, 34 Конституции РФ заложены принципы государственного правового регулирования предпринимательской деятельности.

Хотелось бы начать с методов государственного регулирования, поскольку именно они будут определять в дальнейшем средства и формы. Итак, методы государственного регулирования бывают двух видов: прямые и косвенные. Прямой метод государственного регулирования заключается в непосредственном применении властного воздействия на регулируемые отношения и на поведение субъектов. Косвенный метод, наоборот, основан на опосредованном воздействии на регулируемые отношения и осуществляется путем создания условий, влияющих на мотивацию создания должного поведения.

 По характеру воздействия на процесс экономического развития можно выделить три основные формы государственного регулирования экономики: краткосрочное антициклическое регулирование (конъюнктурная политика), а также среднесрочное и долгосрочное целевое регулирование (оно включает структурную политику и политику общего стимулирования экономического роста на определенную перспективу).

Одними из средств государственного регулирования предпринимательской деятельности являются прогнозирование и планирование.

Данные средства регулирования предпринимательской деятельности относятся к межотраслевым и тесно связаны как с административным, так и с налоговым и бюджетным регулированием. Согласно ст. 1 Федерального закона «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ» государственное прогнозирование представляет собой систему научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития РФ, основанных на законах рыночного хозяйства.

Прогнозирование является предпосылкой для планирования. Плановость в проведении регулирования предпринимательской деятельности со стороны государства означает мероприятия по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными программами развития экономики.

3.      Система требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности.

Требования отражают социально значимые интересы общества и государства, таким образом, мы можем классифицировать требования в зависимости от интересов, отражаемых в них.

Выделяют требования, которые касаются адресата:

-        обязательные для всех субъектов предпринимательской деятельности;

-        обязательные только для юридических лиц;

-        обязательные только для определенной категории юридических лиц;

-        обязательные для субъектов, занимающихся определенными видами деятельности;

В зависимости от субъекта, предъявляющего требования выделяют требования:

-        установленные государством(РФ, субъектами РФ)

-        органами местного самоуправления

Требования различают по характеру предъявляемых интересов:

-        социальные

-        финансовые

-        производственные

-        экологические

-        противопожарные

-        санитарно-эпидемиологические

-        ветеринарные

-        антимонопольные

В зависимости от развития предпринимательской деятельности и стадии её становления можно выделить такие требования как

1)        Требования легитимации лиц в качестве предпринимателей, легитимации соответствующих видов деятельности.

2)        Требования, предъявляемые на этапе подготовки к ведению предпринимательской деятельности, т. е. сразу же после регистрации, получения лицензии.

3)        Требования, предъявляемые в процессе дальнейшего осуществления, расширения предпринимательской деятельности.

4)        Право и обеспечение интересов государства, общества и граждан в условиях рыночной экономики.

Государство должно охранять публичные и частные интересы граждан. В зависимости от этих интересов выстраивать грамотную экономическую стратегию, осуществляя экономическую функцию по таким приоритетным направлениям как:

-        формирование государственного бюджета;

-        обеспечение безопасности и обороны страны;

-        защита окружающей среды;

-        устранение безработицы;

-        защита от монополизма;

-        соблюдение правопорядка во внешнеэкономической деятельности предпринимателей и иностранном инвестировании.

Далеко не все направления помимо этого списка вошли в юридическую литературу, нам кажется целесообразным подойти к проблеме с научной точки зрения и определить критерии для классификации при формировании основных направлений государственного регулирования, чтобы исключить ущемление интересов и учесть все особенности российской экономической жизни.

5)        Государственный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности.

Несмотря на все положительные черты рыночной экономики, она все-таки не способна в полной мере регулировать все социально-экономические процессы и действовать в интересах всего общества или конкретного гражданина. Частный бизнес вкладывает деньги в основном только в отрасли и проекты, приносящие высокую прибыль, но существуют также и другие жизненно-необходимые отрасли для государства и граждан, которые просто игнорируются предпринимателями.

Чтобы избежать социальной напряженности, спада производства, а также инфляции государство своевременно должно выполнять функции, которые на него возлагаются, ключевыми из которых являются:

1)      Создание правовой основы.

2)      Обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности.

3)      Стабилизация экономики.

4)      Обеспечение социальной защиты и социальных гарантий.

5)      Защита конкуренции.

6)      Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства.

Подводя итог, следует сделать вывод, что проблема создания эффективного механизма государственного контроля в сфере предпринимательской̆ деятельности представляет собой важную задачу государства, поскольку своевременное грамотное вмешательство государства в экономику и качественное исполнение надлежащих функций может существенно сказаться на благосостоянии нации.

 

Литература:

 

1.         Бурмистрова Т. В., Мартыненко Г. И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: антимонопольная практика // Право и экономика, 2003, № 7–8.

2.         Лебедева Е. И. Предпринимательское право: Учебник. — М.: Высшая школа, 2004.

3.         Мартыненко Г., Мартыненко И. Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности // Государство и экономика, 2004, № 9.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle