Библиографическое описание:

Замараева А. С. Экологическая политика руководства КНР в конце XX в. — начале XXI в. // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 457-460.

В настоящее время проблемы, связанные с экологией приняли глобальный характер. Особенно они затронули Китай, который в силу особенности истории своего экономического развития, а также демографической ситуации, столкнулся с довольно серьезной проблемой разрушения и загрязнения важных для жизни природных ресурсов.

Во многом негативное воздействие на природу оказало экономическое развитие страны в период 1958–1960 гг., когда относительно экономики был взят курс на развитие тяжелой индустрии [1]. В данный период был также задан курс на «Большой скачок», шло направление на большую выплавку стали, чтобы повысить производительность страны, в связи с чем создавались фабрики и заводы, масштабно вырубались леса, чтобы обеспечить топливом печи. Именно поэтому уже в это время произошел резкий рост загрязнения окружающей среды углем и вредными веществами [2, с. 9].

Более того, в 1980-е — нач. 1990-х гг. главенствующие позиции в экономике КНР все еще занимал тип преимущественно экстенсивного развития. Бурный экономический рост происходил во многом за счёт поселково-волостных предприятий, что также привело к непомерно возросшей нагрузке на окружающую среду.

В связи с явным неблагоприятным положением в экологической сфере, в 1983 г. на второй национальной конференции по вопросам охраны окружающей среды при Госсовете КНР, было решено объявить охрану окружающей среды составной частью государственной политики, а также провозгласить ее одной из фундаментальных политических установок КНР. До этого времени об экологической ситуации в стране лишь говорилось, а экологической сфере уделялось мало внимания [3].

После включения экологической сферы в составную часть политики государства, в КНР было введено значительное количество нормативных актов в области охраны окружающей среды.

Одним из первых законов в области экологии является «Закон об охране окружающей среды», который был принят в 1989 г. В нем провозглашаются положения о контроле над экологической обстановкой в стране, охране окружающей среды и предотвращения ее загрязнения. Более того, данный закон содержит в себе положения касательно юридической ответственности [4].

Помимо этого, в конце XX в. также был принят «Закон КНР об охране окружающей среды морей и океанов». Этот документ является основным законодательным актом по охране морской среды в стране. В нем регламентированы положения по предотвращению загрязнения морской среды, связанного с инженерным строительством на берегах, разведкой и добычей морской нефти и др. [5]

В «Лесном кодексе», принятом в 1979 г. прописаны положения об охране лесов, посадке деревьев, а также содержится пункт о правовой ответственности [6]. Относительно ответственности за правонарушения в области экологии в Китае существует «Закон об административных штрафах за нанесение ущерба окружающей среде», принятый еще в 1999 г. и др.

Что касается экологических проблем, то наибольшему негативному воздействию в стране подверглись атмосфера, водные ресурсы и почва. Загрязнение воздуха является одной из наиболее важных экологических проблем, так как оно вызывает различные респираторные заболевания, которые могут привести к смертности населения и живых организмов.

Огромный ущерб окружающей среде и здоровью общества наносит широкое распространение угля в качестве источника энергии и для бытовых нужд. Из-за выбросов тепловых электростанций в Пекине, Харбине и других городах образуется смог. Концентрация подобных выбросов в четыре десятка раз превысила нормы, установленные ВОЗ (нормальный уровень 20–25 мкг/м³, по факту выявили от 500 до 900.) [7]. Данная проблема также влияет на экономику страны, а именно на сокращение туристического наплыва.

Китайский эколог Ма Цзюнь, директор Института по общественным и экологическим вопросам, подчеркивает, что именно из-за сжигания угля — человеческой деятельности, ухудшается окружающая среда и повышается уровень атмосферного загрязнения. В связи с этим происходят изменения в климате, которые ощущаются весьма остро [8].

Другой же причиной загрязнения атмосферы выделяются неблагоприятные погодные условия (к примеру, большой поток ветра), которые не позволяют своевременно рассеиваться загрязняющим веществам. Также воздух загрязняют предприятия химической промышленности и фабрики. Кислотные дожди тоже занимают в этой проблеме особое место.

Что касается улучшения атмосферы, то в октябре 2014 г. Государственная комиссия по развитию и реформам КНР заявила о введении ограничений на автомобильные выхлопы в целях ужесточения борьбы с загрязнением воздуха. Старые автомобили, которые не соответствуют нормам по выбросам вредных веществ, будут выведены из эксплуатации в таких районах, как дельта Янцзы, дельта Чжуцзян и регион Пекин-Тяньцзинь-Хэбэй к концу 2015 года, а к концу 2017 года и по всему Китаю [9].

Также для борьбы со смогом Китай стал активно использовать беспилотные летательные аппараты для обнаружения загрязнения воздушной среды в Пекине. Их применение планируется в большей степени использовать над портами и аэропортами. Помимо очистки от смога, аппараты будут производить аэрофотосъёмку и оказывать информационное содействие во время стихийных бедствий [10].

5 марта 2015 г. на открывшейся 3-й сессии ВСНП 12-го созыва, премьер Госсовета КНР Ли Кэцян выступил с докладом о работе правительства. В своем выступлении он также затронул тему экологической ситуации в стране. Он отметил необходимость развертывания курса касательно сокращения вредных выбросов и улучшения окружающей среды, а также то, что нужно продвигать реконструкцию угольных электростанций с целью уменьшения их выбросов. Также планируется распространять автомобили, работающие на новых энергоносителях, постепенно сокращать автомобильные выхлопы [11].

Что же касается загрязнения водной среды, то выброс вредных веществ в нее очень высок в Китае. Кроме этого, к примеру, сточные воды от электростанции в Шицзуйшань стекают в Хуанхэ, тем самым подвергая ее воду загрязнению. В районе Бэйчэнь городе Тяньцзинь находятся предприятия по разработке химической промышленности, вследствие чего в нее сливается большое количество отходов в воду, загрязняя и реку Фэнчань. В мае 2013 г. в Нинцян перевернулся топливный танкер, из-за чего около 2 тонн дизельного топлива вылилось в реку Юйдай в Ханьчжун провинции Шэньси в центральной части Китая [2, с. 44].

Для решения данной проблемы правительство считает, что приоритет должен быть отдан проектам снабжения чистой питьевой водой всех жителей страны. Китайское руководство планирует, что к 2020 году проблема в основном должна быть решена: для обеспечения чистой водой сельских жителей должны быть созданы, к примеру, искусственные водоемы. И в самом городе также предпринимается комплекс мер по экономному использованию воды. К примеру, ложе искусственного озера в парке Юаньминюань площадью 133 га ежегодно покрывают специальной пленкой. Она в разы сокращает объем воды, которая уходит в систему подпочвенных вод [12].

Ли Кэцян также отметил в своем выступлении и насчет того, что осуществляя программу действий по предотвращению и устранению загрязнения воды, следует усиливать борьбу с загрязнением водной среды в бассейнах рек, озер и морей. Данное также означает концентрирование внимания правительства на проблеме, связанной с водными ресурсами [11].

Для КНР по-прежнему остается актуальной проблемой эрозия почв, которая распространена на 43 % пахотных земель. Из-за овражной и поверхностной эрозии почвы ежегодно теряется значительная часть пашни, особенно это заметно в районах среднего течения реки Хуанхэ и Лессового плато, которые являются традиционными земледельческими районами. От различной степени деградации страдают около 90 % пастбищ, находящиеся на грани исчезновения [13, с.188].

Относительно решения данной проблемы в последние годы активно ведутся работы по строительству «Великой зеленой стены» — полос лесопосадок, призванных защитить земли от опустынивания. Проект сооружения защитной лесополосы стал осуществляться еще в 1978 г. в северо-восточных, северных и северо-западных регионах Китая, и планируется продолжаться вплоть до 2050 года. За последние 8–10 лет, лесной покров был восстановлен на территории более чем на 24,3 млн. га, в том числе и на 9,3 млн. га на бывших пахотных угодьях [14]. В целях предотвращения эрозии почв также практикуется строительство ровных террас на пологих склонах.

Более того, в Китае существует важный для озеленения страны праздник — День посадки деревьев, приходящийся на 12 марта. Каждый год этого числа люди отправляются сажать деревья. Данное мероприятие берет начало еще с 1981 г., когда на сессии Пятого национального съезда ВСНП был разработан проект «Резолюции по проведению общенациональной добровольной кампании по посадке деревьев», который осветил основные моменты в этом направлении. В резолюции отмечается, что каждый дееспособный гражданин страны должен посадить и вырастить хотя бы одно дерево. Если же, по каким-то причинам посадить дерево невозможно, то человек может принять участие в уходе за зелеными насаждениями — посадка цветов, подрезание ветвей и стеблей, прополка сорняков [15].

Особую роль в улучшении экологической сферы страны играет общество. По всему Китаю широко распространены различные волонтерские и общественные ассоциации: «Ассоциация по охране окружающей среды провинции Фуцзянь», «Экологическая ассоциация Сучжоу», «Пекинская экологическая волонтерская ассоциация», «Даляньская волонтерская ассоциация по защите окружающей среды» и т. д. Все данные организации, так или иначе, призваны содействовать продвижению охраны окружающей среды, а также способствовать гармоничному взаимодействию между человеком и природой, укреплению экологической осведомленности и участию общества посредством пропаганды.

Таким образом, руководство КНР укрепляет нормативно-правовую базу в области экологии, разрабатывает программы, резолюции, вводит дополнительные законы, вносит поправки в уже существующие, реализует планы, по которым экологическое положение государства приводится в порядок. Более того, на современном этапе появляются такие новые «инструменты» для улучшения экологической сферы страны, как создание экологических судов, использование беспилотников в борьбе со смогом. Общество и различные организации экологического направления на сегодняшний день также принимают активное участие в улучшении экологического положения страны.

 

Литература:

 

1.         Экономика Китая. [Электронный ресурс — Время Востока]. Режим доступа: http://www.easttime.ru/countries/topics/?id=60&r=3&c=8 — Загл. с экрана.

2.         Ушаков И. В. Экологический лабиринт. Социально-экономические аспекты природопользования в Китае. М.: Форум, 2011. — 176 с.

3.         第二次全国环境保护会议(1983年12月31日至1984年1月7日) (Общая информация о проведении второй конференции по охране окружающей среды (с 31.12.1983 по 07.01.1984) [Электронный ресурс — официальный сайт Министерства охраны окружающей среды КНР]. Режим доступа: http://www.mep.gov.cn/ztbd/gzhy/diqicihbdh/ljhbdh/201112/t20111221_221579.htm — Загл. с экрана.

4.         中华人民共和国环境保护法 («Закон об охране окружающей среды КНР» с поправками от 2014 г.). [Электронный ресурс — официальный сайт ВСНП КНР]. Режим доступа: http://www.npc.gov.cn/npc/xinwen/2014–04/25/content_1861279.htm – Загл. с экрана.

5.         《中华人民共和国海洋环境保护法》(«Закон КНР об охране окружающей среды морей и океанов»). [Электронный ресурс — официальный сайт Государственной администрации национальных океанов Китая]. Режим доступа: http://www.soa.gov.cn/zwgk/fwjgwywj/shfl/201211/t20121105_5202.html Загл. с экрана

6.         中华人民共和国森林法 (Лесной кодекс КНР) [Электронный ресурс — официальный сайт ВСНП КНР]. Режим доступа: http://www.npc.gov.cn/wxzl/wxzl/2000–12/06/content_4371.htm — Загл. с экрана.

7.         Рекомендации ВОЗ по качеству воздуха, касающиеся твердых частиц, озона, двуокиси азота и двуокиси серы (Краткое изложение оценки риска). // Всемирная организация здравоохранения, 2006. — С. 9.

8.         Jun Ma: China needs to do its bit to combat climate change. [Электронный ресурс — ежедневная газета «Theguardian»]. Режим доступа: http://www.theguardian.com/environment/chinas-choice/2013/oct/07/ma-jun-china-combat-climate-change — Загл. с экрана.

9.         Китай ужесточает меры по борьбе с загрязнением окружающей среды. [Электронный ресурс — Все о бизнесе в Китае]. Режим доступа: http://vchae.com/kitay-uzhestochaet-meryi-po-borbe-s-zagryazneniem-okruzhayushhey-sredyi/ — Загл. с экрана.

10.     Китай использует спутники и беспилотные летательные аппараты для борьбы с загрязнением воздуха. [Электронный ресурс — Новости о космосе и астрономии на русском]. Режим доступа: http://kosmo-apparaty.ru/novosti/140414bespilotniki.htm — Загл. с экрана.

11.     Доклад о работе правительства. [Электронный ресурс — Информационное агентство «Синьхуа»]. Режим доступа: http://russian.news.cn/china/2015–03/16/c_134071542.htm — Загл. с экрана.

12.     Фу Ань Сберечь в чистоте. [Электронный ресурс — «Российская Газета»]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/03/31/voda.html — Загл. с экрана.

13.     Кузык Б., Титаренко М. Китай-Россия 2050. Стратегия соразвития. М.: Институт экономических стратегий, 2006. — 656 с.

14.     «Зеленая великая китайская стена» уже протянулась с востока на запад на 4480 км. [Электронный ресурс — газета «Жэньминь жибао» он-лайн]. Режим доступа: http://russian.people.com.cn/31521/4576054.html — Загл. с экрана.

15.     关于开展全民义务植树运动的决议 (Проект «Резолюции по проведению общенациональной добровольной кампании по посадке деревьев»). [Электронный ресурс — официальный сайт ВСНП КНР]. Режим доступа: http://www.npc.gov.cn/wxzl/gongbao/2000–12/26/content_5001281.htm — Загл. с экрана.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle