Библиографическое описание:

Кривошеева В. А. Проблемы функционирования внебюджетных государственных фондов России на современном этапе // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 642-644.

Ввиду своего эволюционирования современное общество осознало потребность в необходимости социальной защиты населения. Для удовлетворения этой потребности создаются внебюджетные фонды. Источниками их финансирования выступают бюджетные средства, средства предприятий, а также средства населения.

В противовес традиционным бюджетам, внебюджетные фонды гарантируют строго целевое применений средств.

Априори внебюджетные фонды применяются для оказания поддержки социального незащищенным слоям общества (содержание нетрудоспособных и престарелых граждан, предоставление материальной помощи отдельным категориям граждан), а также финансирования учреждений образования и здравоохранения. Непосредственно, размер средств, выделяемых для нормального функционирования внебюджетных фондов, зависит от уровня экономического развития каждой конкретной страны.

Так, западные страны имеют колоссальный опыт создания внебюджетных фондов. Это касается именно экономических фондов. Первые фонды экономического пособничества возникли еще в 30-е годы XX века — в годы мирового экономического кризиса. Скажем, уже после окончания Второй мировой войны похожие фонды были созданы практически во всех развитых странах мира. К примеру, в США существует Фонд перестройки и развития экономики, во Франции — Фонд экономического и социального развития.

В России система внебюджетных фондов возникла в 90-е годы XX века. В этот период федеральный бюджет был дефицитным. В целях защиты средств, направляемых на социальные нужды от произвола чиновников, впервые были созданы государственные внебюджетные фонды.

Существует довольно внушительное разнообразие трактовок в отношении государственных внебюджетных фондов. К слову, согласно мнению профессора В. П. Петрова, по своей экономической природе государственные фонды денежных средств, представляют совокупность государственных доходов и расходов, непосредственно имеющих целевой характер. Другие ученые отмечают, что внебюджетные фонды — это обладающая целевым назначением совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федеральных и региональных органов власти. Отдифференцировать какое-либо одно определение из упомянутых достаточно сложно, ведь каждое из них по существу и по-своему верно характеризует сущность государственных внебюджетных фондов. Поэтому, на наш взгляд, наиболее лаконично привести определение, зафиксированное в Бюджетном кодексе РФ: «Государственный внебюджетный фонд — это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь».

Созданием государственных внебюджетных фондов удалось сконструировать ресурсную базу в целях социальной защиты населения и соопределить ее функционирование на независимой от бюджетов различных уровней основе. В число государственных внебюджетных фондов РФ входят: Пенсионный Фонд, Фонд Социального Страхования, Фонд Обязательного Медицинского Страхования.

Фундамент, заложенный в основу создания всех пенсионных фондов — принцип солидарности поколений, сформулированный еще Отто фон Бисмарком. Принцип «работает» как во времени, так и в пространстве.

Пенсионный фонд России был создан в декабре 1990 г. для государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ.

В настоящий момент состояние Пенсионного Фонда России оценивается как нестабильное. С начала своего старта пенсионная система накопила ряд определенных проблем. Одной из них является ведомственная разобщенность по причине, которой произошло оставление эффективного контроля за использованием федеральных средств. Другая причина нестабильности связана с нарастающим дефицитом ПФ РФ. Если первую причину можно решить путем укрепления законодательной базы, то над второй проблемой нужно поработать обстоятельней. Речь идет о том, чтобы компенсировать дефицит бюджета за счет человеческого фактора, т. е. повысить возрастной пенсионный порог. Еще один путь преодоления дефицита Пенсионного Фонда предложил М. Дмитриев — руководитель Центра стратегических разработок. Согласно его идее, главным ресурсом по преодолению дефицитного состояния должна стать государственная собственность. Иначе, государственные активы должны распределяться по накопительным счетам работников и пенсионеров, а доходы от их использования и продажи направляться на финансирования более высоких пенсий, как в ближайшей, так и в долгосрочной перспективе.

По аналогии с Пенсионным фондом осуществляет свою деятельность еще один государственный внебюджетный фонд — Фонд Социального Страхования. ФСС в России является вторым по объему накопленных средств государственным внебюджетным фондом после Пенсионного Фонда.

Социальное страхование в России существует на протяжении уже более чем ста лет. Фонд берет свое начало еще с 1903 года, когда в России был образован первый особый фонд в целях осуществления выплат при происхождении массовых несчастных случаев. Пройдя определенный виток своей истории, в современной России Фонд Социального Страхования был утвержден в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. ФСС РФ является специализированным кредитно-финансовым учреждением, сформированном при Правительстве России.

Осуществляющийся в нашей стране процесс реформирования, ориентированный на переход к рыночной системе хозяйствования, лишает систему социального обеспечения ее прежнего гаранта — стабильных ассигнований из государственного бюджета. В связи с чем, функционирование фонда сопровождается рядом проблем, порождающих общественную нестабильность. Их зерно заложено в сокращении бюджетных выплат, направляемых в социальную сферу, уменьшении возможности граждан в трудоустройстве, значительном снижении доходов социально незащищенных прослоек, в нарастании количества маргинальных групп.

Следствием, вытекающим из данного трактата, служит нахождение приоритетных направлений в отношении реформирования Фонда Социального Страхования. Среди ключевых приоритетов решения данных проблем, следует отметить:

-        разработку адекватной нормативно-правовой базы;

-        внедрение условий для разработки социальных институтов;

-        проведение реформ в комплексе с государственной социальной политикой;

-        обеспечение «прозрачности» в рациональном использовании средств.

В нашей стране функционирует еще один государственный внебюджетный фонд — Фонд Обязательного Медицинского Страхования. Государственная система экономического функционирования здравоохранения базируется на принципе прямого финансирования лечебно-профилактических учреждений и гарантирует бесплатную медицинскую помощь.

Систему медицинского страхования необходимо рассматривать в двух ключевых аспектах: обязательном и добровольном.

Обязательное медицинское страхование выступает составной частью государственной социальной поддержки населения. Оно реализуется согласно программам медицинского страхования.

В России Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования был создан 24 февраля 1993 г. Его основная цель заключается в предоставлении гарантий гражданам ввиду наступления страхового случая, и как следствие, получении бесплатной медицинской помощи за счет накопленных резервов. Финансовые средства ФОМСа находятся в государственной собственности и не включены в состав федерального и регионального бюджета.

Приоритетная функция ФОМСа связана с осуществлением выравнивания условий деятельности территориальных фондов по финансированию программ в отношении обязательного медицинского страхования через предоставление им субсидий.

ФОМС, не уступая вышеизложенным государственным внебюджетным фондам, также характеризуется перечнем своих типичных проблем. Наиболее острой из них является сокращение бюджетного финансирования отрасли здравоохранения. Во главу угла также ставится проблема управления, обеспечения и экспертизы качества медицинской помощи. Следующая острая проблема — это проблема достоверности информации в отношении поступления и расходования государственных средств системы обязательного медицинского страхования.

Для преодоления указанных проблем следует предпринять следующие меры:

-        безусловное исполнение законодательной базы органами исполнительной власти;

-        разработать систему подготовки медицинских кадров к работе в условиях медицинского страхования;

-        ужесточить систему контроля над работодателями в отношении перечисления средств в бюджет фонда.

Для России на сегодняшнем этапе основным ориентиром в рамках деятельности государственных внебюджетных фондов служит выявление новых направлений и перспектив их развития. Данная задача является весьма непростой, но вместе с тем необходимой. На основе прогнозной оценки концепции социально-экономического развития выявлены возможные варианты стратегии развития системы здравоохранения, реформирования демографической политики, а также совершенствования пенсионного обеспечения. Принципиально важная задача стоит в осуществлении обеспечения принципа гласности. Данный принцип предполагает опубликование в открытой печати всех новшеств, имеющих непосредственное отношение к государственным внебюджетным фондам.

 

Литература:

 

1.            Актуальные проблемы финансов. Марченко С. В., Дмитриева И. Е., Коломиец Л. Г., Голубина Ж. И. учебное пособие для студентов / под редакцией С. В. Марченко. Пятигорск, 2014.

2.            Государственные и муниципальные финансы: учебник / Белоножко М. Л., Скифская А. Л. — Спб: ИЦ «Интермедия», 2014.

3.            Финансы: Дмитриева И. Е. краткий курс лекций / Дмитриева И. Е., Биндасова Н. А.. Пятигорск, 2011.

4.            Финансы: учебник / Грязнова А. Г., Маркина Е. В. 2-е изд. перераб. и доп.- Москва, 2012.

5.            Финансы: учебник / Нешитой А. С., Воскобойников Я. М. — М.: «Дашков и Ко», 2012.

6.            Финансы в вопросах и ответах: учеб. пособие / С. А. Белозеров [и др.]; под. ред. В. В. Иванова, В. В. Ковалева. — Москва, 2011.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle