Библиографическое описание:

Дяк К. А. Особенности межличностных отношений младших школьников с нарушениями зрения // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1242-1244.

Общая динамика развития ребёнка с ОВЗ подчинена тем же закономерностям, что и при нормальном развитии. Но особенности детей, связанные с нарушением зрения, ограничивают получение информации из окружающего мира, приводят к нарушению средств общения, изменяют способы коммуникации, обедняют социальный опыт и создают трудности социальной адаптации. Поэтому коррекционно-педагогическая помощь в развитии навыков общения рассматривается многими учеными как необходимое условие реализации специального образования и социокультурной адаптации младшего школьника с нарушением зрения. Цель проведенного нами исследования: произвести изучение и анализ межличностных отношений в группе младших школьников с нарушением зрения и описать их особенности по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками.

Для выяснения характера взаимодействий детей, обучающихся в начальной школе, специального (коррекционного) учреждения школы интерната для детей с нарушением зрения, нами в течение нескольких месяцев было проведено наблюдение за общением учеников 1 класса. Наблюдение проводилось на уроках и переменах, в ситуациях свободного общения и эксперимента. Состав класса — 11 человек (8 девочек и 3 мальчика), имеющих нарушение зрения разной степени выраженности (слабовидящие, незрячие, дети с косоглазием и амблиопией) и различия в уровне интеллектуального развития (норма, задержка психического развития, умственная отсталость легкой степени).

Елена: в процессе исследования проявила тревожность, неуверенность. Контакт устанавливает, но недостаточно продуктивный. Оценивать свою работу и справлять свои ошибки самостоятельно не может. В ходе выполнения заданий заинтересованность не проявляет. Быстро утомляется внимание неустойчиво и истощаемое. Развитие речи и запас знаний не соответствует возрасту. Не понимает юмористических рассказов, смеется со всеми, подражая. В отношениях со сверстниками проявляет эгоизм. Злопамятна. Часто портит незрячим детям игры, ломает построенные из конструктора объекты, говоря, что случайно, грубит и проявляет агрессию в сторону сверстников. В коллективной игровой деятельности не всегда понимает правила игры и сюжет. Не удерживает условия игры.

Матвей:в процессе исследования устанавливал продуктивный контакт, реакции адекватные данной ситуации. Работоспособность достаточная. При выполнении задания в помощи не нуждается. Уровень развития речи и интеллектуальной развитости соответствует возрасту. Признаки утомления не наблюдаются. При взаимодействии со сверстниками устанавливает поверхностные не глубокие взаимоотношения. Агрессию в сторону одноклассников не проявляет, защищает девочек, общителен и разговорчив.

Варвара:устанавливает продуктивный контакт, ситуации воспринимаются адекватно. Обучается по программе 8 вида. При выполнении задания требуется помощь и стимуляция. Отвлекается, интереса к заданиям не проявляет. В отношении со сверстниками доброжелательна, отзывчива на похвалу, эмоционально открыта. Часто пропускает школу.

Ангелина:в процессе исследования проявляла тревожность, неуверенность, устанавливает контакт но не продуктивный, нуждается в помощи и педагогической поддержки. Оценивать свою работу не может. Понимает только простые инструкции. Интеллектуальное и речевое развитие не соответствует норме. В отношениях со сверстниками доброжелательна, стремиться участвовать в коллективных играх, но понимает только простые правила игры. Девочка тотально слепая.

Дарья:в процессе исследования проявляла неуверенность. Контакт устанавливает продуктивный, реакции не всегда уместные ситуации. Проявляет заинтересованность в выполнении задания, помощь принимает. Интеллектуальное и речевое развитие соответствует норме. Оценивает сою работу, может исправлять ошибки, юмористические тексты понимает. В отношении со сверстниками дружелюбна, устанавливает поверхностные не глубокие отношения, заторможена.

Алиса:в процессе исследования контакт устанавливала продуктивный, реакции соответствующие ситуации. Девочка всесторонне развита. Проявляет интерес к заданиям, мотивирована на учебную деятельность, нуждается в похвале. Самооценка завышена. В отношениях со сверстниками дружелюбна, не агрессивна, отзывчива на просьбы учителя и одноклассников, старается общаться со всеми хорошо. Участвует в коллективной деятельности, правила игры запоминает и следует им.

Вероника: на контакт пошла с осторожностью, контакт продуктивен. Инструкции понимает, проявляет интерес к заданиям при выполнении одного задания просит еще одно. Девочка застенчива, проявляет неуверенность и тревожность, плаксива. Уровень речевого и интеллектуального развития соответствует норме. В отношении со сверстниками доброжелательна, агрессию не проявляет, но общается не со всеми, когда дети играют может сидеть одна за партой и играть со своей куклой.

Валерий:в процессе исследования контакт устанавливает не продуктивный, отвлекается на уроках, быстро утомляемый, расторможенный. При выполнении задания требуется помощь, помощь принимает. Уровень речевого и интеллектуального развития несколько снижен от нормы. Отзывчив на просьбы учителя, но не на просьбы одноклассников. При взаимодействии со сверстниками стремиться помешать игре, сломать то что построили его одноклассники, но делает он это без проявления агрессии, как бы шутя.

Егор:в процессе исследования контакт устанавливает, не всегда продуктивный, реакции так же не всегда соответствуют данной ситуации. На уроках отвлекается, не может сконцентрироваться на выполнении задания. Найти и исправить свои ошибки не может. Уровень интеллектуального и речевого развития не соответствует норме. В отношении со сверстниками плохо устанавливает дружеские связи. Общается и стремиться быть рядом со своей одноклассницей, в силу того что они живут в одном населенном пункте и ездят вместе в школу. Когда это девочки нет, в коллективе теряется, это отражается на учебной деятельности.

Лариса:в процессе исследования устанавливает продуктивный контакт, реакции соответствуют ситуации. Заинтересована и активна при выполнении задания, инструкции понимает. Нуждается в поддержке и похвале со стороны учителя. Переменчивое эмоциональное состояние, при выполнении задания может спокойно выполнять его, но потом резко отказаться от выполнения, и заплакать. Часто плачет без причины. При общении со сверстниками проявляет агрессию, кричит, стремиться все игрушки забрать себе. Говорит, что ее в классе все обижают, кроме одного мальчика который ее защищает.

Сабина:в процессе обследования устанавливает продуктивный контакт. Мотивированна в учебной деятельности, проявляет интерес к заданию, внимание устойчиво, речевое и интеллектуально развитие соответствует норме. На уроках внимательна, отзывчива на просьбы как учителя так и свои одноклассников. В общении со сверстниками вежлива и общительна, устанавливает поверхностные отношения со всеми одноклассниками. Агрессию не проявляет.

В целом все дети устанавливают связи между своими одноклассниками, но поверхностно и не далее школы. Дети, проживающие в интернате выстраивают более широкий круг общения, дружат с воспитанниками из других классов. Дети, проживающие дома характеризуются меньшим кругом общения (только одноклассники) и более узкой сферой контактов (преимущественно темы учебы). Степень выраженности зрительной патологии также оказывает влияние: дети слабовидящие активнее взаимодействуют друг с другом, общение одноклассников с тотально слепой девочкой сводиться только к помощи в ориентации в пространстве.

Для реализации цели (выявление особенностей отношений внутри класса) нами был подобран специальный комплекс исследовательских методов и методик. Этот комплекс включает в себя: беседу, социометрический тест, графический тест. Для детей с нарушением зрительной функции графическую методику мы адаптировали. Детям предлагались в качестве стимульного материала одинаковые фигурки человечков, отличающиеся по половому признаку (мальчики и девочки). Число соответствует числу учеников в классе. Эти фигурки располагались на плоскости стола. Исследование проводилось индивидуально.

Инструкция ребенку: представь пожалуйста? что это твои одноклассники, придумай какую ни будь ситуацию, и расставь их так как они по твоему мнению должны стоять. Расскажи: Кто тут стоит? Где они находятся? Что делают? Им весело или скучно? Что они ощущают? Выделяемы признаки: количество изображенных одноклассников; расстояние между одноклассниками; степень проявления положительных эмоций (от 1 до 3); степень проявления отрицательных эмоций (от 1 до 3). При выполнении учитывается и оценивается наличие или отсутствие совместных действий. Важно обратить внимание на случаи когда изображается большая или меньшая часть класса.

В результате социометрического исследования нами были выявлены особенности социометрической структуры группы детей младшего школьного возраста с нарушением зрения (основная группа) и их нормально развивающихся сверстников (группа сравнения). Так, у детей основной группы выявлено: большое расстояние между изображениями одноклассников, изображали не всех сверстников рядом с собой, предпочтение одинокой позиции, степень проявления эмоций преобладали негативные эмоции (дети говорили? что в классе их обижают, не хотят дружить, мешают друг другу играть, ломают построенные из игрушек конструкции, дерутся и обзываются). Наблюдаемые проявления: низкая степень активности, скованность движений, неуклюжесть, несдержанность, свои эмоции передают мимикой, словами и жестами, негативное взаимодействия в играх. Уровень развития классного коллектива — «Песчаная россыпь» — группа существует формально, не принося радости и удовлетворения участникам группы. Каждый ребенок как песчинка все вроде бы вместе, и в то же время каждый сам по себе. Нет общих дел, интересов.

В классе детей группы сравнения более благоприятные условия, дети выстраивают близкие взаимоотношения, преобладают положительные эмоции, дети защищают друг друга и идут на помощь. Уровень развития классного коллектива — «Мерцающий маяк» — формируется коллектив. Преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, проводить время вместе. Но ребятам еще трудно находить общий язык, и подчинятся требованиям коллектива.

Проведенный анализ состояния взаимодействия детей в группе слабовидящих младших школьников указывает на необходимость коррекции выявленных проблем: формирование позитивно окрашенных представлений о своих сверстниках-одноклассниках, развитие навыков межличностной коммуникации, расширение репертуара поведенческих паттернов. Перед учителем-дефектологом стоит задача найти такие приемы работы, которые давали бы детям возможность получать нужные знания, формировать и закреплять практические навыки.

 

Литература:

 

1.      Выготский Л. С. Основы дефектологии. — СПб.: Лань, 2003. — 654 с.

2.      Кочеткова Т. Н. Агрессия детей в контексте поведения их родителей // Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики: коллективная монография. Уфа: Аэтерна, 2014. С. 124–135.

3.      Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих. — СПб.: Изд-во РГПУ, 1998. — 271 с.

4.      Солнцева Л. И. Тифлопсихология детства. — М.: Полиграф сервис 2000. — 126 с.

5.      Чебарыкова С. В. Феноменология типов личности, развивающейся в условиях дизонтогенеза, с позиции ее адаптивности: Дис.... канд. психол. наук: 19.00.10. — Москва, 2005. — 223 c.

6.      Чебарыкова С. В., Ким К. А. Диагностика лиц с нарушением зрения: к вопросу об использовании звукового теста // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике: материалы III Междунар.науч-практ.конф. (Чебоксары, 29 янв. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015.

7.      Чебарыкова С. В. Внутренняя картина дефекта лиц с врожденной патологией психофизического развития как аналог внутренней картины болезни // Вопросы клинической психологии: Всероссийская научная интернет-конференция с международным участием: материалы кон. (Казань, 30 октября 2014 г.) / Сервис виртуальных конференций Pax Grid; сост. Синяев Д. Н. — Казань: ИП Синяев Д. Н., 2014.-100 с.

8.      Чебарыкова С. В., Степанов К. В. Готовность учреждений различного типа к реализации инклюзивного подхода в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. — 2015. — № 5 (85). — С. 551–554.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle