Библиографическое описание:

Абакумова Е. О. Дистанционное образование в условиях становления информационного общества // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1459-1463.

Статья посвящена рассмотрению дистанционного образования в контексте формирующегося сегодня информационного общества. В этой связи анализируются специфика и характерные особенности сегодняшнего общества и образования. Автор обосновывает положение о том, что современное дистанционное образование является объективным следствием и одним из механизмов реализации тех глубоких социальных изменений, которые сопровождают становление информационного общества.

Ключевые слова: информационное общество; постиндустриальное общество; информационные и коммуникационные технологии; информация; знания; образование; дистанционное образование.

 

Образование всегда, в той или иной мере, отвечает времени, отражает уровень и структуру общественного сознания и, — более, или менее адекватно, — воспроизводит его. С философской точки зрения такая взаимосвязь понятна, поскольку образование представляет собой часть общественного целого. Но, в то же время, образование должно быть ориентировано на будущее, ведь именно оно призвано создавать интеллектуальные предпосылки для социального развития, появления и развития новых сущностных сил человека.

За последние десятилетия дистанционное образование стало неотъемлемым явлением образовательной и информационной культуры многих стран мира, и с каждым годом оно все более активно влияет на классические формы образования, обогащая традиционное образование инновационными содержательными и организационными компонентами, тем самым меняя сам образ образования. Учитывая глобальный характер этих процессов, философское осмысление сущности феномена дистанционного образования с позиций сущих социальных практик становится все более важной мировоззренческой и методологической проблемой.

Исследовательский интерес к проблематике дистанционного образования в мире достаточно широк, что подтверждает анализ литературных источников. На этом направлении научного поиска следует отметить работы T. Андерсона (T. Anderson), А. Андреева, В. Быкова, Ч. Ведемейера (C. Wedemeyer), А. Густыря, К. Дида (C. Dede), В. Ивановой, Д. Кигана (D. Keegan), В. Кухаренко, С. Лобачева, Н. Морзе, М. Мура (M. Moore), В. Овсянникова, Е. Полат, В. Солдаткина, П. Стефаненко, В. Тихомирова, Б. Шуневича, В. Ярикова и других. Отдавая должное объему и качеству научного задела ученых и педагогов в этой области, необходимо отметить все еще весьма слабую социально-философскую разработанность проблемы: большинство исследований направлено в целом на удовлетворение потребностей непосредственных практик организации и внедрения дистанционного образования и не учитывают социокультурную сущность и предопределенность этого феномена, социально-философские основания и логику развития, рассматривая его вне контекста, отдельно от других факторов общественного развития. Поскольку практики внедрения и развития дистанционного образования связаны с жизнью страны и общества в целом, то возникает актуальная задача осмысления, с одной стороны, сегодняшнего общества, в котором возникли и объективно нарастают необходимость и возможности реализации, — внедрения, — современного дистанционного образования, а с другой, — самого дистанционного образования как явления, в котором находят отражение важнейшие стороны и закономерности общественного бытия современного мира.

Целью статьи является социально-философское осмысление специфики и характерных особенностей развития сегодняшнего общества как предпосылки для современного дистанционного образования.

Доминирующей тенденцией развития современного мира является бурное развитие и высокие темпы внедрения компьютерной техники, информационных и коммуникационных технологий во все сферы жизнедеятельности социума и человека, сопровождающееся качественными изменениями в области обработки, передачи и хранения информации. Сегодняшнее общество тесно взаимодействует с информационными факторами: изменение технологической базы социально-экономического развития общества приводит к изменениям общества в целом — на основе наукоемких, высокотехнологичных средств и технологий формируется новая социальная и технологическая реальность, новое коммуникативное пространство, «новый тип символического существования человека» [4, с. 8]. Особенности развития современного социума нашли, в частности, свое отражение в теоретической концепции «информационного общества», подчеркивающей центральную роль информации и знания для общественного прогресса.

Идея информационного общества впервые была сформулирована в 60-х годах ХХ века, когда стали очевидными черты изменения парадигмы эпохи. Введение в научный оборот термина «информационное общество» связывают с именем профессора Токийского технологического института Ю. Хаяши [1, с. 15]. Как концепция нового общественного порядка, теория информационного общества осмысливалась такими известными западными теоретиками как З. Бжезінський (Zb. Brzeziński), П. Друкер (P. Drucker), М. Кастельс (M. Castells), Р. Катц (R. Katz), М. Маклуэн (M. McLuhan), Й. Масуда (Y. Masuda), Ф. Махлуп (F. Мachlup), М. Порат (M. Porat), Т. Стоуньер (T. Stonier), Д. Тапскотт (D. Tapscott), Э. Тоффлер (A. Toffler), Т. Умесао (T. Umesao), Ф. Уэбстер (F. Webster) и другими.

С точки зрения большинства исследователей, изучающих проблематику современного общества, — и мы разделяем такую позицию, — свои истоки «информационная» концепция черпает в теоретических положениях доктрин постиндустриализма как новой исторической фазы возможного эволюционного развития цивилизации. По мнению сторонников такого подхода, темпы развития компьютерных, информационных и телекоммуникационных технологий переводят постиндустриальное общество в новое качественное состояние — информационное общество. Поэтому в современном научном дискурсе информационная концепция обычно рассматривается как составная часть постиндустриальной теории (Д. Белл), а конструкт «информационное общество» в определенной степени выступает конкретизацией более широкого понятия «постиндустриальное общество», которое включает в себя не только констатирующую, но и мощную прогнозирующую составляющую [3, с. 128].

В научной литературе можно встретить различные терминологические трактовки новой общественной формации, среди которых: «общество знаний» (Ф. Махлуп, П. Дрyкер, Т. Стоуньер), «сетевое общество» (М. Кастельс), «электронное общество» (М. Маклуэн), «цифровое общество» (Д. Тапскотт), «технотронное общество» (З. Бжезинский), «программируемое общество» (А. Турен), «телематическое общество» (Дж. Мартин) и др. В рамках этих концепций отражены различные подходы к оценке природы и направленности развития сегодняшнего социума, но, вместе с тем, все они описывают единую реальность, тесно связаны между собой и объединены четкой логикой социокультурных трансформаций под воздействием компьютерных, информационных и коммуникационных технологий.

Выделение характерных тенденций и процессов, — экономических, социокультурных, информационно-технологических, — сопровождающих становление информационного общества, позволяет выстроить определенную умозрительную аналитическую конструкцию, социальную схему новой реальности (а, возможно, и действительности), возникающей на наших глазах:

-          ускорение процессов обновления знаний, техники и технологий производства, обработки, хранения, передачи и использования информации;

-          рост объемов информации;

-          превращение информации в предмет массового потребления;

-          возрастание скорости коммуникационных процессов, обеспечивающееся наукоемкими, высокотехнологичными средствами и технологиями;

-          развитие глобальной информационной инфраструктуры;

-          формирование глобального информационного пространства и времени: инфохронотопа;

-          превращение информации и теоретического знания в важнейший ресурс и движущую силу социально-экономического, технологического и культурного развития общества;

-          сдвиг от производства материального продукта к продукту информационному, с вектором на преобладание информационного сектора экономики;

-          переход к сервисной экономике;

-          формирование рынка информации и знания как фактора производства, наравне с рынками природных ресурсов, труда и капитала;

-          переориентация экономики на инновационный, наукоемкий характер развития;

-          повышение роли человеческого капитала;

-          превращение образования в определяющий фактор общественного прогресса;

-          принципиальное изменение структуры занятости населения, характера профессиональной деятельности, общественной жизни и досуга людей, процесса обучения, приобретения навыков и знаний, способа взаимодействия между людьми;

-          формирования новой информационной культуры общества.

Как видно, и, даже — очевидно, информационные технологии выступают мощным источником сдвигов и инноваций, порождая новые возможности, противоречия, проблемы, вызовы, угрозы. Мир становится все более открытым, однако, и более взаимозависимым и технологически сложным. В этих условиях человеческая личность формируется, — «предстает», — на принципиально иной основе, чем в эпоху индустриализма, что обусловливает необходимость выработки качественно новой модели ее подготовки к жизни и деятельности в условиях глобализирующегося информационного пространства, формирование у нее совершенно новых, необходимых для этих условий и адекватных им личностных качеств. Знаний, умений и навыков. Очевидно, что, чем дальше будет продвигаться общество в своем развитии, тем большей социальной подготовки потребует человек для того, чтобы максимально адекватно включиться в общественную жизнь, адаптироваться к ней, быть ее субъектностью, т. е. целостной, самодеятельной личностью.

Образование является неотъемлемой составной частью общественного целого, оттого его нельзя рассматривать отдельно от глобальных процессов экономического, социального, культурного etc. развития. Радикальные изменения сказываются на современном образовании: они влияют на его сущность и основы его практической деятельности. Образование становится объектом новых, неустанно возрастающих требований со стороны личности, общества, государства. Время требует от него большей гибкости, открытости, креативности, способности оперативно реагировать на изменения во всех сферах жизнебытия каждого, многих и всех. Очевидно, что в XXI в. образование должно быть динамичным и непрерывным процессом, который будет продолжаться в течение всей жизни человека, иметь широкий, универсальный, а, вернее сказать: универсально-уникальный, т. е. диалектически безупречный характер, обеспечивая реализацию и осуществление образовательных потребностей как отдельных индивидов, так определенных социальных групп и общества в целом.

Однако, сегодня для подавляющего большинства теоретиков и практиков образования уже является очевидным, что устоявшиеся подходы и взгляды на образование в новых реалиях не срабатывают и не позволяют в полной мере выполнять возложенные на него задачи. Более того, одним из ощутимых социальных последствий названных выше стремительных технологических изменений, особенно сильно проявившихся в последние десятилетия, стал общий кризис налично сущих систем образования, охвативший сегодня почти все страны мирового сообщества. Сущность этого образовательного кризиса заключается, как отмечают специалисты ЮНЕСКО, в беспомощности и неэффективности современного образования перед лицом глобальных проблем человечества, т. е. перед лицом информационного общества.

В то же время, кардинальные изменения, происходящие в современном мире под влиянием информационной революции, рождают не только глобальные вызовы, но и новые возможности адекватного ответа на них. Именно поэтому образование должно развиваться адекватно измененным условиям существования человечества, реалиям научно-технического и социального развития.

Технический прогресс постоянно побуждает использовать возможности компьютеров, новых устройств и средств коммуникации в образовании, поэтому, нет сомнений, что развитие образования с нарастанием детерминируется новыми социокультурными реалиями. Среди основных тенденций, меняющих образ и облик образования, можно назвать следующие:

-          превращение образования, — как концентрированной формы социализации человека, — в общественный и личностный капитал в контексте роста значимости добытого знания и методологии познания как ресурса общественного развития;

-          появление принципиально новых коммуникативных возможностей, укорачивающих социальные дистанции, «сжимающих» социальный хронотоп: пространство и время;

-          информатизация образования — внедрение в образовательный процесс современных компьютерных технологий и мгновенных средств коммуникации и их использование в качестве нового педагогического инструмента;

-          перманентный пересмотр содержания и форм (ибо нет содержания неоформленного, равно, как и формы бессодержательной) образования на всех его уровнях, обусловленный стремительным процессом информатизации общества;

-          замена императива «Образование на всю жизнь» новым — «Образование всю жизнь»;

-          развитие открытого образования — новой формы реализации процессов образования и самообразования на основе свободного доступа к образовательным ресурсам;

-          глобализация образования — формирование мировой системы образования, единого мирового образовательного хронотопа: пространства — времени.

Образование должно в итоге стать таким социальным институтом, который был бы способен не только вооружать знаниями обучающегося, но и, вследствие постоянного и быстрого обновления знаний в нашу эпоху, формировать потребность в непрерывном самостоятельном освоении их, умении и навыках самообразования, а также самостоятельный и творческий подход к получению и использованию знаний в течение всей активной жизни человека.

По мнению многих ученых, педагогов, политиков ответом на принципиально новые запросы, возникающие в связи с изменением общественных реалий, в области образования можно, — и необходимо, поскольку актуально, — рассматривать развитие дистанционного образования, основанного на преимуществах современных информационных и коммуникационных технологий. Объективный процесс информатизации различных уровней образования и сегодняшнего общества в целом является существенной, в техническом смысле — определяющей, предпосылкой этого развития. Дистанционное образование становится распространенным и даже обязательным элементом традиционных образовательных систем как в развитых, так и в развивающихся странах (причем в последних — особенно). Эту тенденцию стимулирует возрастающее внимание педагогов к использованию новых, интернет-ориентированных и мультимедийных технологий, а также нарастающее понимание того, что для реализации неотъемлемого права каждого человека на получение образования традиционные методы и средства обучения сегодня остро нуждаются в инновационной поддержке [2, с. 3]. Вместе с тем, развитие дистанционного образования детерминируется ростом общественной и личностной потребности в организации процессов непрерывного повышения уровня знаний и совершенствования профессиональной подготовки, а также дальнейшим развитием информационных технологий, которые с каждым годом становятся все более доступными.

Дистанционное образование содержит в себе практически неисчерпаемые возможности компьютерных систем и телекоммуникационных сетей в сочетании с традиционными педагогическими методами, средствами и формами обучения, создавая условия социальной доступности качественного образования, что способствует решению проблемы образования и/или повышения квалификации для людей, которые по разным обстоятельствам не в состоянии воспользоваться услугами традиционного (очного) образования.

В то же время, широкое внедрение дистанционных технологий обладает огромным потенциалом с точки зрения создания новых педагогических подходов, новой организации, новых источников, форм, методов и технологий обучения, отвечающих потребностям современного общества. Это расширяет возможности учебных заведений относительно предоставления спектра образовательных услуг.

Содержание дистанционного образования ориентируется на опережение развития общества, профессиональной карьеры, личных навыков и качеств, и других сфер социальной практики. Помимо знаний, умений, навыков в содержание образования входит сам процесс, — техника, технология, методология, методики, процедуры и т. п., — их приобретения и практического применения. Значительно усиливается значимость самообразования и самообучения, личностного опыта как сущностного компонента содержания образования, что открывает широкие возможности для любого человека, желающего получить, — и получать, — образование.

Сегодня дистанционное образование, безусловно, является самым быстрым и универсальным способом распространения актуальных, — налично сущих, — знаний. Оно является отражением уровня развития информационных технологий, преодолевающих расстояние между учебным заведением и студентом: раньше студент шел в университет, теперь университет «приходит» к каждому, кто желает учиться, независимо от его географического местонахождения.

Подводя итоги, отметим, что формированию информационного общества сегодня нет альтернативы — это магистральное направление развития цивилизации в XXI веке, которым уже идут развитые страны мира и который выбрали для себя многие развивающиеся страны.

Современное дистанционное образование представляет собой объективное следствие и один из механизмов осуществления глубоких изменений, происходящих в жизни сегодняшнего социума. Оно отражает в себе характерные тенденции информационного развития человечества и, опираясь на современные компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии, открывает новые, воистину, поражающие наше воображение, перспективы для широкого распространения знаний, профессиональной и социальной мобильности личности, возможности получения доступа к образованию на протяжении всей жизни, которой можно воспользоваться в любое время и в любом месте.

По мнению автора, есть все основания с развитием дистанционного образования связывать надежды по решению весьма значительного круга социально-экономических проблем, стоящих перед системой образования в информационном обществе. А, опосредованно, поскольку образование является концентрированной формой социализации, и самым сложным из видов производства (вещей, идей, людей), то всей массы вопросов, проблем и практических задач, стоящих перед современным обществом, которое движется к своему информационному, а, в конечном смысле — гуманистическому, будущему. К действительному гуманизму, сущему в форме практической всеобщности.

 

Литература:

 

1.                  Иванова, В. В. Развитие дистанционного образования. Социально-философский анализ: дисс.... канд. филос. наук: 09.00.11 / В. В. Иванова. — Москва, 2005. — 163 с.

2.                  Открытое и дистанционное обучение: тенденции, политика и стратегии. — М.: Изд. ИНТ, 2004. — 139 с.

3.                  Триняк, М. В. Інтеркультурна комунікація: освітній вимір: монографія / М. В. Триняк. — Харків: ХНАДУ, 2010. — 248 с.

4.                  Штанько, В. И. Антропологические вызовы информационной цивилизации / В. И. Штанько // Вісн. Харк. нац. ун-ту ім. В. Н. Каразіна. — 2011. — № 980. — С. 6–15.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle