Библиографическое описание:

Бебутова Н. Н., Раупова Н. Д. Организация и проведение самостоятельной работы студентов // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1029-1032.

В данной статье изложена форма работы под руководством и контролем преподавателя над развитием и формированием у студента навыков выполнения самостоятельной работы по предмету.

 

Основной целью самостоятельной работы студентов являются: -под руководством и контролем преподавателя развивать формировать у студента навыки знания выполнения самостоятельной работы по предмету; на основании развития научно-технического прогресса усовершенствовать профессиональной подготовки; обеспечения тесной связи науки и образования; повышения эффективности занятий; внедрение педагогической технологии; активизация учебно-воспитательного процесса. [1]

Самостоятельная работа является частью предмета согласно учебного плана, обеспечивается методически и информационными ресурсами и выполнение оценивается рейтинговой системой.

Основные задачи самостоятельной работы:

-          овладеть навыками самостоятельного освоения новых знаний:

-          определение освоение метода и средства изыскивать нужных сведений:

-          эффективное использование источников и место расположения нужной информации:

-          работа с традиционными учебными и научными литературами:

-          работа с электронными учебниками, использование материалов интернета.

-          обеспечение взаимосвязи предметов:

-          обеспечение единства учебного воспитательного процесса:

-          усовершенствовать мировоззрение студентов.

При организации самостоятельной работы студентов необходимо учитывать специфику предмета, также способность усвоения студентом материалы данного предмета. Для этого надо воспользоваться следующими формами организации самостоятельной работы:

-          самостоятельное изучение некоторые темы из учебников:

-          подготовить реферат по определенной тематике:

-          подготовка к практическим занятием и семинарам:

-          подготовка проведению к лабораторных работ:

Использование теоретических знаний на практике

-          изготовить образцы моделей или макетов по теме, самостоятельно найти из компьютера сведений по теме и подготовить реферат:

-          с использованием электронных учебников выполнить заданий. [3]

Форма, содержаний и объем самостоятельной работы отражается в учебной программе. При разработке самостоятельной работы по предмету прорабатываются вопросы, задания и формы организации:

Для выполнения самостоятельной работы по каждому предмету разрабатываются необходимые методические разработки и рекомендации. Устные самостоятельные задания:

-          изучение материалов, различных чертежей и схемы по учебнику и повторение, на основании изучения и анализа различные литературы, документов и материалов найти ответы на вопросы преподавателя, анализ деятельности производства.

Графические самостоятельные задания:

-          составление эстетичные схемы или чертежи, анализ компоновки отдельных механизмов, нарисовать общий вид отдельных механизмов, нарисовать общий вид отдельных деталей, дизайнерские работы, детальные изложение продуктов легкой промышленности и т. д.

Письменная самостоятельная работа:

-          выполнение заданий по расчету, обобщение ввод табличных данных:

-          разработка технологические карты, тесты, кластеры:

-          составление отчетов лабораторных и практических занятий.

Самостоятельная работа практического характера. По заданию преподавателя студенты изготовляют отдельные детали механизмов или изделий легкой промышленности, производят разборку и сборку сборочных единиц. При этом знакомятся приборами и инструментами разборки, сборки и ухода за изделиями, производят некоторые расчеты. Для выполнения самостоятельной работы студенту рекомендуются источники информации, необходимая литература (учебник, учебное пособие, методические разработки), банк сведений, научные публикации, сведения получаемые из интернета и т. д. [2]

Руководства самостоятельной работой по каждому предмету входит в учебную нагрузку преподавателя и отражается в плане учебной работы. Руководства самостоятельной работы студентов осуществляется на основании рекомендации составленное коллективом кафедры и утвержденное заведующей кафедрой. Консультация по самостоятельной работе студентов отмечается в журнале преподавателя, который ведет учебную нагрузку, руководит и контролирует самостоятельную работу студентов. Самостоятельная работа студентов оценивается по критериям оценки знания студентов по этому предмету. Рейтинг студента в баллах указывается в групповом журнале. Критерий оценки студентов по самостоятельной работе в начале учебного семестра объявляется. Выполнения (отчеты, рефераты, расчеты и т. д.) входящие в состав самостоятельной работы студентов регистрируется специально отведенное для этой в журнале и в течения года хранится на кафедре. Самостоятельные работы достойные наибольшего рейтинга поощряются. Участие в самостоятельной работы всего педагогического коллектива кафедры является обязательным. Домашние задания самостоятельной работы исходят из задачи:

1.                  Задания по изучения теоретического материала, пройденного на уроке, или по самостоятельному изучению тех или иных вопросов, подготовка к лабораторным работам.

2.                  Текущие домашние задачи.

3.                  Индивидуальные расчетно-графические работы.

Естественно, после каждого занятия студенты получают на дом задания по проработке теоретического материала по учебнику. В зависимости от характера конспекта, выполняемого студентом, или может быть предложено либо прочитать дома материал по учебнику, либо составить конспект, либо сделать дополнение к конспекту занятия. Не исключено, что некоторые вопросы целесообразно вовсе не излагать на занятия, а задать на дом для самостоятельного изучения по учебнику. [1]

Проверять выполненные работы необходимо в присутсвие студента. Метод проверки зависит от квалификации преподавателя, в частности от его умения быстро оценить правильность или ошибочность решения. Важно, чтобы студент не только правильно выполнил работу, но и защитил её, т. е. доказал самостоятельность ее выполнения, четкое понимание материала, умение решать аналогичные задачи. Применения метода проекта на занятиях самостоятельной работы. Метод проекта тесно связан с направляющим текстом. Отличительные стороны этих двух способов является следующие:

-          направляющий текст придает значение к самостоятельному изучению;

-          метод проекта способствует развитья профессиональной способности необходимое для усовершенствования и укрепления личности;

-          метод проекта применяется для работы и улучшения изучения проектов.

Проект в основном нужен как связывающие звено теории с практикой, должен быть связан с каким-нибудь производственным процессом, которых студент должен самостоятельно изучать и планировать самостоятельного решения. В системе высшего образования темой технического задания для проекта может быть приспособления или его часть. Для применения метода проекта в практической образовательной системе, проект должен быть следующим:

1.                  Четкое ограниченное задание, например, должен быть задан порядок от планирование работы до проверки ее качество.

2.                  С точки зрения студентов задание должен быть сложный, и для решения данного вопроса они используют все свои знания.

3.                  На основании полученных (имеющихся) знаний студенты самостоятельно и последовательно по плану решают поставленную задачу.

Преподаватель проверяет и руководить учебным процессом. Для контроля и сопоставления порядок работы проекта необходимы следующие документы:

-          проект (кинематическая схема, рабочие чертежи);

-          задание к проекту;

-          направляющие вопросы;

-          сведения о учебные цели;

-          порядок работы и указания по распределению задачи;

-          лист оценки;

-          протоколы контроля;

-          список приборов и приспособлений, измерительных средств и вспомогательных материалов.

Рассмотрим применения метода проекта.

1.                  Сбор материалов. По этому вопросу преподаватель должен подготовить следующие документы и материалы:

-          проект (схемы, технические рисунки);

-          задания к проекту;

-          направляющие вопросы;

-          сведения о учебной цели.

Студентом дается техническое задание, где имеются рисунки и схемы, определения. Преподаватель студентам рекомендует анализировать задание на основании направляющих вопросов. На основании учебников, учебные пособия и раздаточные материалы студент собирает сведений о проекте. Если студенту предлагается технический рисунок, то он оттуда должен выбирать ту часть схему, которую необходимо изучить. После студент составляет выполнения плана проекта по ступеням.

2.                  Планирование.При этом студент самостоятельно планирует последовательность технологии выполнения сбора матенриалов, необходимые приборы и приспособления, а также меры техники безопасности.

3.                  Принятие решения.Совместно с руководителем практического занятия студенты обсуждают запланированную работу по выполнению проекта. Различные варианты плана сопоставляется, правильный вариант принимается.

4.                  Выполнение проекта. Студенты самостоятельно выполняют проект, т. е. осуществляют принятое решения. Преподаватель практического занятия наблюдает и проверяет ход решения проекта, нужное время консультирует, результаты проверки отражает в журнале. Студент использует свои знания, их систематически развивает.

5.                  Проверка. Результаты полученные в период решения проекта проверяются самими студентами. Изучает критерий оценки правильности выполнения проекта.

6.                  Вывод или заключение. Студент и преподаватель совместно анализируют результаты проекта.

7.                  Предметные кружки. (семинары). Эффективной формой учебно-воспитательной работы со студентами следует считать различные предметные кружки. Работа может проводиться в следующих основных направлениях:

-          изучение дополнительных тем курса, подготовка докладов, решения задач, проработать материалы интернета по новым коллекциям готовых изделий;

-          проведения дополнительных лабораторных работ, изготовление специальных лабораторных установок, изучение новой технологии шитья изделий легкой промышленности;

-          изучение устройства и принципиальные отличия новых швейных машин от существующих и т. д.

Таким образом, первые направления является теоретическим, а следующие- экспериментальным. Какое из них принять или ориентироваться на оба, зависит от руководителя кружка, состава членов кружка, круга их интересов от возможностей для экспериментальных исследований и технического творчества студентов. Проведения на кружках обычных занятий по дополнительным темам предмета не стимулирует самостоятельности студента и не вызывает у них должного интереса. Несравнимо полезнее, когда новым материал излагается самими студентами, а потом подвергается обсуждению. Конечно, тематика докладов должна быть не слишком сложной, чтобы не только сам докладчик мог с ней справиться, но и его слушатели без особых затруднений могли понять содержание доклада и потом принять участие в его обсуждений.

 

Литература:

 

1.      Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. М.1989г.

2.      Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М 1995г.

3.      Батышев С. Я. Профессиональная педагогика. М. «Профессиональное образование». 1997г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle