Библиографическое описание:

Бебутова Н. Н., Раупова Н. Д. Применение педагогических технологий с целью улучшения учебного процесса // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1027-1029.

В данной статье изложены способы улучшения учебного процесса с помощью педагогических технологий, повышения эффективности образовательного процесса и достижения учебного результата.

 

В настоящее время с целью улучшения учебного процесса в системе образования применяются педагогические технологии. Внедрение педагогических технологий в учебной процесс — требование времени. Основным требованием применения педагогической технологии является повышение эффективности образовательного процесса, достижение учебного результата студентами за установленный срок. [1]

В вузах по направлениям бакалавриата студенты изучают общеинженерские, технические и специальные предметы. Введение этих предметов является важным, так как здесь излагается цели и задачи предмета что значительно помогает в усвоение всего материала. Изложение материала сопровождается новыми схемами, терминами и определениями. С целью экономии времени в учебном процессе необходимо использовать учебные фильмы, макеты или модели. Кратко можно привести материалы истории развития этой науки.

В педагогических источниках приводится различные варианты принципы на основание которого определяется классификация занятий. Одним из таких принципов является содержание предмета. Принципы классификаций занятий это методы их проведения. При этом понимается целенаправленная деятельность преподавателя выраженных в организационных и других моментах методики проведения занятия. С этой целью существуют следующие виды занятий: лекция, беседа, экскурсия, видео, самостоятельная работа студентов, лабораторные занятия, практические занятия, внеаудиторные занятия, и т. д.

Во многих случаях занятий классифицируют по дидактической цели, где основной упор делают на занятие в период учебного процесса. Согласно этого принципа существуют следующие виды занятий: изложение нового материала, упрочнение занятия, повторение и обобщение, проверка знаний студентов.

Планирование занятий. Основным документом, определяющим содержание занятий, является календарно-тематический план преподавателя, составленным на основе учебного плана данной специальности и в соответствии с учебной программой курса. При составлении плана преподаватель должен продумать, какое количество часов должно быть отведено на каждую тему, сколько расчетно-графические работы будут выполнены, какие наглядные пособия предлагается использовать в процессе изучения курса.

Если занятия параллельно проводят несколько преподавателей, работающих по одной и той же программе, то их календарные планы должны быть взаимно согласованны. Учитывая особенности учебных групп, преподаватели могут выделить не совсем одинаковые число часов на изучение отдельных тем. Но в отношении домашних расчетно-графических заданий должны быть совершенно идентичны. Не имеет смысла переписывать в календарный план целые куски программы. Все это должно найти отражение в поурочных планах.

В настоящее время на каждое занятие составляется технологическая карта и технология обучения темы, согласно календарному плану, где излагается последовательность изложения темы, техническая средства обучения, домашние задания и вопросы самопроверки.

Система подготовки к занятиям. Основное условие высокого качества занятий хорошее знание преподавателем предмета, умение или способность преподнести темы студентам. Многие преподаватели, изучив какой-либо один учебник, ведут по нему преподавания, не давая себе труда познакомиться не только с другой литературой для вузов. [2]

Преподаватели, имеющие определенный опыт работы также должны изучить литературу, если ранее она не была изучена. При этом нет подобности в составлении полного конспекта, а достаточны отдельные выписки или дополнения к старым конспектам. Для начинающих преподавателей рекомендуем изучить курс с конспектированием всего материала по конспекту лекции, составленные преподавателями кафедры, а потом обратиться к учебнику и сделать дополнения к составленному конспекту. Преподаватель должен приобрести навыки решения задач. В первые годы преподавания надо решать много задач, чтобы развить навыки быстрого решения. Опытным преподавателям решать дома задачу следует лишь в том случае, если заранее известно, что в аудитории будет недостаточно времени для полного решения и целесообразно иметь готовые числовые результаты, чтобы на занятие не тратить времени на арифметику. Готовясь к занятиям, преподаватель должен составить план урока (технологические карты и технология обучения темы), в котором наметить содержание нового материала в виде слайда, анимация процесса или видеофильм. Вопрос необходимости конспекта занятия должен решить сам преподаватель в зависимости от степени своей подготовленности. Ясно одно: есть ли конспект или его нет, на уроке он не должен появляться; совершенно недопустимо, когда преподаватель ведет занятия, имея пред собой на столе конспект. Для объяснения темы необходимо использовать кинопроекторы со слайдами. Четкое и глубокое знание курса позволяет преподавателю грамотно сформулировать любое определения. При подготовке к занятиям надо уделять внимание вопросам истории развития и методика преподавания предмета и при изложении нового материала сообщать студентам краткие исторические данные.

Методика изложения нового материала. Целесообразная форма изложения нового материала это лекция. Начинающий преподаватель излагает материалы следуя учебнику. Для преподавателей сложилась собственная система изложения. Очень большое значение имеет качество чертежей, выполненных на доске. Конечно хорошие рисунки на доске и плакаты, слайды повышают наглядность обучения, но желательно широко использовать модели, учебные кинофильмы. Новый материал, излагаемый преподавателем, студенты должны кратко самостоятельно конспектировать. На первых парах изучения предмета преподаватель вынужден кое-что диктовать, постепенно преподаватель интонационно подчеркивает, что именно нужно записать. Во время изложения материала у студентов на столе не должен быть открыт учебник, а студент проверяет мысли преподавателя. Лекция преподавателя должен быть хорош не только по содержанию, но и по форме. Преподаватель обязан овладеть терминологией предмета и всегда безупречно правильно употреблять встречающие термины. Надо, чтобы студенты видели и ощущали определенный творческий процесс, особенно при выводах формул. Вывод должен возникать как результат логического мышления, участниками которого студенты должны себя чувствовать. Преподаватель, прекрасно знающий вывод, где-то задумается, начнет рассуждать вслух и в ходе этих рассуждений «найдем» правильное продолжение, иногда можно обратиться за советом к аудитории, вслух проанализирует сделанные предложения, а затем укажет верный путь.

Проведение практических занятий. Эффективность использования времени практических занятий определяется целесообразным подбором задач, рациональной методикой их решения и, безусловно, хорошей теоретической подготовкой.

Сформулированные, цели практических занятий, ниже в равной мере относятся к решению задач. [3]

1.                  Развить способности и самостоятельному мышлению и анализу, к самостоятельной творческой работе, развить понимание физических явлений.

2.                  Развить умение и навыки применения теоретических знаний к решению практических вопросов.

3.                  Закрепить и углубить знания по изучаемому предмету.

4.                  Развить технику вычислений.

5.                  Развить навыки работы со справочной и специальной литературой.

6.                  Приобрести навыки оформления технических расчетов.

7.                  Развить смелость в подходе к техническим вопросам и настойчивость в их решения. Смелость и настойчивость развиваются тогда, когда на пути решения задачи стоят достаточно серьезные трудности, когда студенту приходиться вдумчиво подойти к условиям задачи, самому составить схему или чертеж, и пробовать ряд путем решения, прежде чем буден найден правильный.

 

Литература:

 

1.      Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. М.1989г.

2.      Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М 1995г.

3.      Батышев С. Я. Профессиональная педагогика. М. «Профессиональное образование». 1997г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle