Библиографическое описание:

Репина М. А., Мухина Т. К. Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1267-1269.

Вопросы становления детского коллектива, характерные особенности группы детского сада и межличностных отношений в ней, влияние дошкольной группы на формирование личности отдельных детей — все это представляет исключительный интерес. Поэтому и проблема межличностных отношений, которая возникла на стыке ряда наук — философии, социологии, социальной психологии, психологии личности и педагогики, — одна из важнейших проблем нашего времени. Эта проблема смыкается с проблемой «личность в системе коллективных отношений», столь важной для теории и практики воспитания подрастающего поколения. [6]

Межличностные отношения — субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности. Это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и прочих диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. [2]

Как известно, изучение дошкольных групп имеет свои традиции в психологии. Основываясь на принципиальных положениях во взаимоотношениях личности и коллектива, представленных в трудах А. С. Макаренко, психологические исследования групп детского сада начали в 30-х годах Е. А. Аркин и А. С. Заслужный. Начиная с 50-х годов, в советской психологии появилось много работ по проблеме межличностных отношений. Среди них были единичны исследования групп детского сада. На эту тему были написаны отдельные работы Я. Л. Коломинского, Л. В. Артемовой и др.

Несмотря на то, что дошкольной психологией и педагогикой немало сделано в этой области, многие вопросы все еще остаются недостаточно исследованными. У многих педагогов, воспитателей детских садов имеется дефицит знаний о развитии межличностных отношений в группах дошкольников. [1]

Рассматривая ребенка в ансамбле межличностных отношений, необходимо обратить внимание на решение вопросов, связанных с развитием ребенка в семье и в условиях ДОУ, где источником его развития выступает взрослый, которому малыш пытается подражать, старается быть на него похожим.

Ансамбль межличностных отношений, в которые вплетается ребенок, формируется в процессе совместной деятельности и общения ребенка в семье, где он занимает определенную позицию; и в группе сверстников, в коллективе, возглавляемом педагогом. Главный смысл совместной деятельности и общения ребенка со взрослыми и сверстниками состоит в познании ребенком окружающей действительности и овладении «детской субкультурой», в присвоении общественной сущности человека.

Следовательно, на личностное развитие ребенка и становление его взаимоотношений с другими людьми огромное влияние оказывает семья и сложившиеся в ней традиции, с одной стороны, и образовательное пространство, создаваемое педагогом — духовным наставником и проводником социокультурного опыта, с другой.

Анализ психологических исследований показывает, что в основе избирательных привязанностей детей могут быть самые разные качества: инициативность, успешность в деятельности (включая игровую), потребность в общении и признании сверстников, признание взрослого, способность удовлетворить коммуникативные потребности ровесников. Очевидно, что столь широкий перечень качеств не позволяет выявить главного условия детской популярности. Изучение генезиса групповой структуры показало некоторые тенденции, характеризующие возрастную динамику межличностных процессов. [4] От младших к подготовительным группам обнаружена стойкая, но не во всех случаях ярко выраженная возрастная тенденция увеличения «изолированности» и «звездности», взаимности отношений, удовлетворенности ими, устойчивости и дифференциации их в зависимости от пола сверстников. Интересная возрастная закономерность выявляется и в обосновании выборов: младшие дошкольники в пять раз чаще, чем дети подготовительных групп называли положительные качества сверстника, которые он проявлял по отношению к ним лично; старшие отмечали качества сверстника, в которых проявлялось отношение ко всем членам группы, кроме того, если дети первой половины дошкольного возраста чаще обосновывают свои выборы интересной совместной деятельностью, то дети второй половины возраста — дружескими отношениями. [3]

Таким образом, вначале ребенок вступает в общение со сверстником ради игры или деятельности, к чему его побуждают качества ровесника, необходимые для развития увлекательных действий. На протяжении дошкольного возраста развиваются познавательные интересы детей. Это создает повод для обращения к сверстнику, в котором ребенок находит слушателя, ценителя, и источник сведений. Личностные мотивы, которые остаются на протяжении всего дошкольного детства, делятся на сравнение себя со сверстником, с его возможностями и на желание быть оцененным сверстником. Ребенок демонстрирует свои умения, знания и личностные качества, побуждая других детей подтвердить их ценность. Мотивом общения становится его собственные качества в соответствии со свойством сверстника быть их ценителем. [5]

Проводимое исследование по изучению особенностей межличностных отношений у дошкольников проводилось в МБДОУ «Детский сад № 3» города Владимира. Испытуемые — группа детей детского сада. В исследовании принимали участие 24 ребенка возрастом 6–7 лет (старший дошкольный возраст).

Мы использовали метод социометрии, разработанный Дж. Морено. Целью методики «У кого больше?» было определить статусные категории детей в старших группах. С помощью неё можно выявить: социометрический статус ребенка в системе межличностных отношений; уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) и индекс изолированности (ИИ).

Анализируя результаты данной методики, мы можем судить о том, что в старшей группе дошкольников из 24 детей 5 детей имеют статус «звёзды», 17 человек — «предпочитаемые», 2 человека оказались «отвергаемыми», а «игнорируемые» дети были не выявлены. (Рис. 1) В группе имеются устойчивые микрогруппы, состоящие их 4–5 детей, которые могут объединяться и организовать совместную игру.

Рис. 1. Результаты социометрии

 

Следующий использованный метод — проблемных ситуаций. Используемая нами методика «Строители» имела целью выявление эмоционально-практического аспекта отношений детей (просоциальность действий, эмоциональная причастность к сверстнику).

Параметрами для диагностики выступают: наличие колебаний при выборе, вовлеченность в действия сверстника, реакция на замечания сверстнику взрослым и просоциальные действия.

Изучение эмоционально-практического аспекта данной методики показало, что в исследуемой группе высокое проявление просоциальности и вовлеченности в действия сверстника, а наличие колебаний наоборот имеет низкие показатели. Это может говорить, что в группе детей просоциальное поведение является преобладающим — они всегда уступают нужную сверстнику деталь, не расстраиваясь и не огорчаясь при этом. Это соответствует нормальной возрастной динамике развития межличностных отношений.

Последней используемой нами методикой стал рисуночный тест «Дом-дерево-человек» Дж. Бака. Целью методики является выявление проблем у ребенка, влияющих на отношения с другими детьми.

Данная методика позволит нам определить проблемные формы межличностных отношений, так как представленная в теоретической части динамика развития этих отношений далеко не всегда реализуется.

К проблемным формам межличностных отношений относятся: агрессивность, демонстративность, застенчивость, обидчивость. Выявление данных проблемных форм дает возможность понять некоторые причины «популярности» одних детей и «непопулярности» других детей в группе. Этот метод позволит нам дополнить данные предыдущих исследований. Мы определили, что у 3 детей присутствуют элементы демонстративного поведения, у 6 детей — агрессивности, у 5 детей — обидчивости и у 2 детей преобладают формы застенчивого повеения. (Рис. 2)

Рис. 2. Результаты рисуночного теста «Дом-дерево-человек» Дж. Бака

 

В проводимом нами эмпирическом исследовании целью было исследовать особенности межличностных отношений у дошкольников. Нам удалось выяснить, что больше половины дошкольников в исследуемой группе имеют проблемные формы поведения, что негативно сказывается на успешном построении межличностных отношений с коллективом.

 

Литература:

 

1.      Арушанова А. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы: сценарии// Дошкольное воспитание. — 1998. — № 8. — С. 96–107.

2.      Бодалев А. А. О взаимосвязи общения и отношения// Вопросы психологии. — 1994. — № 1. — С. 122–127.

3.      Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 72 с.

4.      Выгодский Л. С. Педагогическая психология. — М.: Просвещение, 1991.- 190 с.

5.      Ежова Н. Диагностика ценностных ориентаций детей старшего дошкольного возраста// Детский сад от А до Я. — 2006. — № 5. — С. 152–156.

6.      Исмагилова А. Г. Стиль педагогического общения воспитателя детского сада// Вопросы психологии. — 2000. — № 5. — С. 65–72.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle