Библиографическое описание:

Настюшина А. О. Как предотвратить профессиональное выгорание // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1263-1266.

В современном мире полно стрессов и негативных эмоций. Каждый день мы с вами испытываем стресс: в метро, в кругу семьи, в магазине, на работе. Со временем это копиться, и превращается в большой ком, который в итоге истощает запас наших нервов и выливается в духовное и физическое истощение. Особенно подвержены стрессу, люди работа которых тесно связанна с коммуникацией. Основной причиной профессионального выгорания является необходимость сотрудника проявлять чувство заботы — врачу о больном, преподавателю об ученике, консультанту о клиенте. То есть в первую очередь, проблема профессионального выгорания касается профессий типа «человек-человек». [5, с.68]

Проявлять заботу к чужому человеку изо дня в день ведет к стрессу. По определению Н. Е. Водопьяновой, это долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. Ее можно рассматривать в аспекте личностной деформации, происходящей под влиянием профессиональных стрессов. [2, с.67]

В профессиях врача, медсестры, учителя профессиональное выгорание неизбежно. Вопрос в том, когда оно наступает.

Здесь все зависит от множества факторов:

-        интенсивности труда

-        условий труда

-        личных психологических факторов.

Считается, например, что средний период профессионального выгорания педагога составляет около 5 лет.

По данным социально-демографических исследований, труд педагога относится к числу наиболее напряженных в эмоциональном плане видов труда. Несомненно, существует большое количество заболеваний, связанных с нарушением психического здоровья педагогов, но меня больше всего заинтересовало достаточно распространенное явление — синдром эмоционального выгорания. [1, с.91] Психическое выгорание характеризуется рядом признаков: это изменения в поведении (специалист утрачивает творческие подходы к решению проблемы, часто смотрит на часы, опаздывает на работу, уединяется и избегает коллег), в чувствах (плохое настроение, отстраненность, «уход в себя», повышенная раздражительность чувство вины), в мышлении (неспособность концентрировать внимание, сомнения в правильности принятия решений, безразличие к результатам), нарушенное здоровье (плохой сон, головные боли, усталость). [8, с.11]

Выгорание — динамический процесс, возникающий поэтапно, в соответствии с механизмом развития стресса. [5, с.75] Ученые выделяют три стадии его развития:

-        нервное (тревожное) напряжение (легкая форма), которое создают психоэмоциональная атмосфера, повышенная ответственность, проблемный контингент;

-        резистенция, т. е. сопротивление (затяжная форма), когда человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений;

-        истощение (хроническая форма) т. е. снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным (Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова). [9, с.98]

Так, у человека, подверженного выгоранию первой степени, признаки процесса умеренны, недолги и случайны. Он может испытывать недовольство собой, занимаемой должностью, конкретными обязанностями.

На второй стадии выгорания симптомы более регулярны, носят затяжной характер и труднее поддаются коррекции. Человек может чувствовать себя истощенным после хорошего сна и даже после выходных. Первый признак перехода синдрома во вторую фазу развития — потеря способности улавливать разницу между принципиально различающимися явлениями: экономичное проявление эмоций (легкая улыбка, мягкий, спокойный тон речи, отсутствие категоричности, грубости) и неадекватное эмоциональное реагирование (эмоциональная черствость, равнодушие, холодность). [4, с.51]

Признаки и симптомы третьей стадии выгорания носят хронический характер. Попытки заботиться о себе, как правило, не приносят результата, сомнению подвергается ценность работы, выбор профессии. Наблюдается хроническая усталость, нарушения памяти и внимания, нарушения сна с трудностями засыпания, личностные изменения. Возможно развитие тревожности, депрессии, зависимости от психоактивных веществ.

На психологическом уровне профессиональное выгорание педагога проявляется в эмоциональной и личностной отстраненности, приходит ощущение, что уже нет возможности взаимодействовать с детьми. [3, с.43] Постепенно симптом усиливается — все реже проявляются положительные эмоции и все чаще отрицательные: грубость, раздражительность, обиды. Даже мысль о профессиональной деятельности вызывает плохое настроение, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца.

Я хочу помочь вам распознать в себе зачатки профессионального выгорания и научиться бороться с ним. Это пригодиться каждому, не только педагогу. Предпринимать действия для того, чтобы избавиться от причины профессионального выгорания, а значит — восстановить эмоционально-психологический баланс.

Риск выгорания смягчают стабильная и привлекательная работа, представляющая возможности для творчества, профессионального и личностного роста; удовлетворенность качеством жизни в различных ее аспектах; наличие разнообразных интересов, перспективные жизненные планы. [2, с.23]

Реже «выгорают» оптимистические и жизнерадостные люди, умеющие успешно преодолевать жизненные невзгоды и возрастные кризисы. Те, кто занимает активную жизненную позицию, и обращается к творческому поиску решения при столкновении с трудными обстоятельствами, владеет средствами психической саморегуляции, заботится о восполнении своих психоэнергетических и социально-психологических ресурсов. [4, с. 57]

Снижают риск выгорания сильная социальная, профессиональная поддержка, круг надежных друзей и поддержка со стороны семьи.

В работе по профилактике эмоционального выгорания первостепенная роль должна отводиться развитию и укреплению жизнерадостности, вере в людей, неизменной уверенности в успехе дела, за которое взялся. [7, с.20]

Жизненный успех не дается без труда. Но не следует считать трудности непоправимыми катастрофами. То, что можно, следует исправить. А на нет — и суда нет, как говорят в народе. Большая мудрость содержится в изречениях: «Жизнь на 10 % состоит из того, что вы в ней делаете, а на 90 % — из того, как вы ее воспринимаете», «Если не можете изменить ситуацию, измените свое отношение к ней». [1, с. 2]

Комплекс физических профилактических упражнений.

Упражнения для снятия напряжения (стресса):

1.      Упражнения для глаз “Очки”: сотрясающими движениями указательного пальца, двигаясь по глазнице (в форме “лежачей 8”), делать точечный массаж.

Зажмуриться и открыть глаза.

2.      Упражнение “Лежачая 8”: рисовать большим пальцем руки в воздухе (прямой палец направлен вверх) лежачую восьмерку. При этом голова — неподвижна, глаза следят за пальцем (начинать с направления влево, одной рукой, потом другой).

3.      Упражнение для снятия напряжения в области живота:

На вдох резко втянуть живот, выдох — исходное положение.

4.      Упражнение “Черепаха”: втянуть “все” в себя, напрягая тело, затем расслабиться.

5.      Упражнение для снятия напряжения в области плечевого пояса:

6.      Упражнение “Сова”: повернув голову влево, правой рукой захватить плечевую мышцу и сжимать ее на выдохе “УХ!”, затем то же повторить вправо.

7.      Упражнения для снятия общего напряжения:

“Поднимать” себя вместе с креслом (стулом). Расходуется адреналин.

Прижаться спиной к стене — “сдвигать стену”.

8.      Упражнение “Высокая энергия”

Зрительная техника. В течение 3-х минут необходимо представить яркое ночное небо. Выберите визуально самую яркую звезду. А теперь… проглотите ее… Она взрывается в вас, наполняя весь организм энергией. Энергия проникает во все клетки вашего организма, наполняя его жаждой что-то сделать, изменить, поправить. Смелее, не ждите, действуйте!

Дыхательная гимнастика

1.      Упражнение “Полное дыхание”. Попробуйте дышать через нос так, чтобы сначала заполнялась нижняя часть легких. Этого можно достичь, надувая брюшную стенку (если вы втягиваете живот во время вдоха, тогда заполняется только верхняя часть легких). Губы приоткрыты. Затем заполните среднюю часть легких, расширяя нижнюю часть области ребер и грудную клетку.

Затем заполните воздухом верхнюю часть легких, слегка приподнимая плечи и оттягивая живот.

Выполнив плавный глубокий вдох в три этапа, задержите дыхание на несколько секунд. Затем медленно выдохните через рот, постепенно втягивая живот.

Повторите упражнение несколько раз. Оно способствует быстрому обогащению кислородом всех клеток организма.

2.      Упражнение “Ритмичное дыхание”. Примите “Позу кучера”. Положите руку на запястье и считайте пульс: 1, 2, 3, 4, 5 и т. д., пока не почувствуете ритм биения вашего сердца.

Затем начните выполнять упражнение “Полное дыхание”.

Медленно сделайте полный вдох на шесть ударов пульса. Задержите дыхание на три удара пульса, и на шесть ударов сделайте полный выдох.

Отдохните перед вторым вдохом в течении трех ударов пульса.

Сделайте несколько раз полный вдох и полный выдох в ритме биения вашего сердца. Не доводите себя до изнеможения, выполняя это упражнение Если сразу оно не получилось, потренируйтесь — со временем у вас все будет прекрасно получаться.

Это упражнение хорошо помогает в те моменты, когда вы чувствуете тревогу, волнение или вам просто не по себе.

Эффективные упражнения по преодолению выгорания

Кроме техник позитивного мышления полезно выполнять несложные психотехнические упражнения, направленные на устранение негативных эмоций.

Упражнение 1. «СОЗЕРЦАТЕЛЬ»

Научитесь относиться ко всему, что с вами происходит, как убеленный сединами восточный мудрец, созерцательно, то есть, прежде, чем реагировать на слова или поступки близких, коллег, просто окружающих вас людей, спросите себя: «А как бы поступил на моем месте мудрый человек? Что бы он сказал и сделал?»

Принимайте решение и действуйте лишь после нескольких минут такого спокойного созерцательного размышления.

Упражнение 2. «ПОЛНЫЙ ПОКОЙ ДУШИ»

Когда вы не уверены в себе или чего-то боитесь, вспомните приятное событие, те ощущения, которые вы испытывали. Настройтесь на состояние «полного покоя души и постарайтесь находиться в этом состоянии как можно дольше. Если у вас это получилось хотя бы один раз, запомните это состояние, чтобы в следующий раз, когда вы начнете испытывать робость, неуверенность в себе, вспомнить изведанные ощущения и войти в них снова.

Упражнение 3. «МОИ ДОСТОИНСТВА»

На большом листе бумаги составьте список «Мои достоинства» и поместите его на видном месте. Регулярно (сначала один раз в день, затем реже) дополняйте перечень своих достоинств. Для этого нужно очень тщательно изучать себя, свои особенности, пытливо всматриваться в свои привычки, поступки.

Если сами не можете найти у себя очередное достоинство, обратитесь сначала к самым близким людям, тем, кому вы особенно доверяете и чье мнение для вас значимо, а через какое-то время — к самым разным людям. Они вам помогут найти ваши достоинства. Все — то доброе и хорошее, что они о вас будут говорить, включайте в список «Мои достоинства».

Вот несколько примеров простых конструктивных утверждений:

— День ото дня я становлюсь опытнее, сильнее, энергичнее — как в интеллектуальном, так и физическом плане.

— Я становлюсь спокойнее и меньше переживаю из-за жизненных неурядиц.

— Я легче справляюсь со стрессом.

Упражнение 4. «ВСТРЕЧНЫЙ ЮМОР»

Вам доставляют много неприятных минут насмешки над вами, шутки коллег и других людей. Как вы на них реагируете? Смущаетесь, расстраиваетесь, уходите в себя?

С этого дня попробуйте на насмешки и шутки отвечать тем же, но только не надо это делать зло, постарайтесь быть более добродушным. А для того чтобы у вас под рукой всегда было наготове несколько достойных шуток, займитесь сбором веселых рассказов, историй, анекдотов.

Итак, необходимо научиться управлять своим эмоциональным состоянием, мыслить конструктивным образом, чтобы не «застревать» на негативных переживаниях и не препятствовать своему творческому росту и поиску новых альтернативных путей преодоления профессиональных проблем. [8, с.32]Умение позитивно мыслить, владеть своим поведением — ваш индивидуальный ресурс, который может поддерживать вас в любых сложных и эмоционально напряженных ситуациях. Это — тот ресурс, который не позволит вам стать жертвой выгорания. [9, с.74] Так у каждого человека есть выбор: опустить руки, позволить себе «сгореть на работе» или, наоборот, приложить все усилия, чтобы исключить возможность возникновения синдрома. Важно помнить, что наша жизнь — это наше здоровье, наше здоровье — это наша жизнь.

 

Литература:

 

1.      Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения / Авт.-сост. О. И. Бабич. — Волгоград: Учитель, 2009.

2.      Психология здоровья: учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. — СПб.: Питер, 2009.

3.      Федоренко Л. Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения. — СПб., КАРО, 2010.

4.      Шепель В. М. Как жить долго и радостно. — М.: АНТИКВА, 2006.

5.      Эффективный учитель / Авт.-сост. О. М. Ольшевская. — Минск: Красико-Принт, 2010.

6.      Каменюкин А., Ковпак Д. Антистресс — тренинг.- СПб., 2004.

7.      Абабков В. А., Перре М. Адаптация к стрессу.- СПб., 2004.

8.      Митева И. Ю. Курс управления стрессом.- М., 2005.

9.      Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика.- СПб., 2005.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle