Библиографическое описание:

Юмаев Е. А. Рейтинговая оценка социально-экономического развития муниципальных образований региона // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 763-765.

Проведение рейтинговой оценки по уровню социально-экономического развития муниципальных образований является важным и необходимым этапом в разработке и реализации программ развития регионального и субрегионального уровня. Объективность полученных результатов прямо влияет на качество принимаемых органами власти управленческих решений.

Ключевые слова:муниципальное образование, регион, рейтинг, социально-экономическое развитие

 

Проблемы разработки и внедрения методов оценки социально-экономического развития и конкурентоспособности территорий в последнее время вызывают все больший интерес у практиков и исследователей различных аспектов государственного и муниципального управления. Это объяснимо расширением государственного и муниципального стратегического планирования, которое направленно на формирование конкурентного и устойчивого развития России и ее территорий, что требует оценки текущего социально-экономического состояния исследуемых территорий [1, C. 96].

Существующая на данный момент система исследований макроэкономических процессов дает возможность анализировать и прогнозировать производство и распределение валового внутреннего продукта, государственные расходы и доходы, финансы домохозяйств и реального сектора экономики, курс национальной валюты, инфляцию, инвестиции, инновационную деятельность и иные важные характеристики. Однако развивающееся государство нуждается в более точной системе наблюдения, анализа и прогнозирования процессов и явлений экономической, политической и социальной деятельности, совершающихся в стране и ее территориях [5, С. 26].

Мониторинг представляет собой информационно-аналитическую систему, функционирующую во взаимосвязи структурных элементов, а именно: непрерывное наблюдение, контроль, анализ, моделирование и оценка, прогнозирование; имеющую цель отслеживать конкретные явления и процессы в самых различных сферах деятельности, выявлять причинные и следственные связи и закономерности развития.

К числу важнейших целей мониторинга развития в региональном управлении относят следующие: «рейтингование» муниципальных образований, оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления, прогнозирование развития территорий. Мониторинг дает возможность установить существующие тенденции, выявить угрозы и точки роста, является средством обобщения информации, необходимой для принятия в системе государственного и муниципального управления управленческих решений [5, С. 26].

Наблюдение позволяет благодаря использованию статистической и другой информации подготовить базу исходных данных, которая в дальнейшем обрабатывается в соответствии с соответствующими технологиями с целью анализа, контроля, экономико-математического моделирования для формирования рейтинга, сравнительной оценки, прогнозирования развития исследуемых объектов

Контроль исследуемых объектов за определенный период осуществляется с точки зрения соответствия выявленного состояния необходимому, определяемому нормативно-правовыми актами, планами и прогнозами, а также программами, проектами, соглашениями. В муниципальной экономике сформировался принцип сопоставления установленных данных с прогнозными оценками в скользящем режиме (на смену отчетному приходит следующий период) [5, С. 26].

Для стран и регионов рейтинговая оценка проводится повсеместно, для муниципальных образований это относительно новое направление. Для оценки развития территорий имеются различные методические подходы, основанные на применении индикаторов социально-экономического развития [6, С. 139]. В отражении множества характеристик уровня социально-экономического развития регионов многие специалисты опираются на мнение А. Г. Гранберга, который указывает на существование трех основных подходов: сравнение по одному индикатору, выделенному в качестве главного; сравнение по нескольким индикаторам, выделенным как приоритетные; построение системы сводных социально-экономических индикаторов [3, С. 36].

Чтобы оценить уровень социально-экономического развития муниципальных образований, необходимо оперировать специальной методики, дающей возможность сопоставить муниципалитеты региона на основе функции оценивания со множеством критериев. Рейтинговая оценка развития муниципальных образований требуется для анализа асимметрии их развития, осложняющей формирование эффективной региональной социально-экономической политики [7].

Рейтинг — это оценка важности исследуемого объекта среди идентичной группы, характеризующаяся номером занимаемой позиции или другим числовым показателем [7].

Основная часть методик оценки уровня развития территорий, имеющихся к настоящему времени и касающихся прежде всего государств и регионов, базируется на результативном подходе, определяемом как «отдача используемых ресурсов» [2, С. 38]. Методики подразделяются на две группы: А) оценка на основе сводного индекса развития территории с использованием частных показателей и Б) собственно рейтинговая оценка. Оценка на основе сводного индекса основана на относительных показателях, отражающих эффективность использования ресурсов, уровня жизни, привлекательности для инвесторов. В рейтинговой оценке индексы устанавливаются при сравнении показателя территории с наибольшим по позитивным показателям и наименьшим по негативным значениям показателей среди сравниваемых объектов.

Рейтинговую оценку определяют на основе взвешенной суммы показателей, которая отражает конкурентоспособность, эффективность действий органов власти, привлекательность для инвесторов [1, С. 97].

Указанная методика проста и по этой причине нередко критикуется исследователями, поскольку «вес» каждого критерия часто назначается экспертом на основе интуитивного предположения о значении каждого из них.

Распределение мест по числу сравниваемых объектов или условным отклонениям скрывает количественные различия по тем или иным показателям, которые в реальной экономике весьма существенны [8, С. 6].

Вместе с тем, исследование имеющихся подходов к «рейтингованию» позволяет сделать вывод о целесообразности расчета совокупных рейтинговых характеристик с учетом значения изучаемых показателей. Экспертные оценки сопряжены с субъективизмом, расчеты же коэффициентов весомости показателей на основе матаппарата объективно обусловлены.

В муниципальной экономике анализ проводится на основании специально выбранных относительных и абсолютных показателей посредством различных способов исследования (например, индексного, монографического, сравнительного, графического и др.) [5, С. 26].

Фундаментом проведения объективных оценок, прогнозирования и планирования является экономико-математическое моделирование с использованием эмпирических данных, осуществляемое в динамике по конкретным муниципальным образованиям или в статике (чаще за последний отчетный период) по всем муниципалитетам региона.

Посредством наблюдения, анализа, контроля, экономико-математического моделирования реализуется обеспечение мониторинга социально-экономического состояния муниципалитетов, в результате чего составляется рейтинг, оценка эффективности, прогноз развития с дальнейшим сопоставлением прогнозных оценок с отчетными [5, С. 26].

Мониторинг развития муниципалитетов может быть реализован по итогам отчетного года, а также в динамике. Во втором случае показатели последнего периода сравниваются с показателями предыдущих лет и соответствующими прогнозными оценками.

Периоды сбора информации при осуществлении мониторинга состояния и развития муниципалитетов имеют важное значение, т. к. в зависимости от них назначается большее или меньшее количество показателей, поскольку некоторые могут появляться позднее.

Муниципальные образования с позиции региональной экономики представляют собой институциональную социальную систему в форме объединения, отличительными особенностями которого являются совместная деятельность граждан с целью достижения конкретного результата, совокупность действий, производство различных благ [5, С. 26].

Воспроизводство экономического потенциала и результаты деятельности муниципалитетов находят отражение в совокупности показателей, среди которых могут быть выделены социальные, экономические, финансовые, отраслевые и др. Оценки эффективности муниципальных образований и их рейтинги могут осуществляться в зависимости от поставленных задач вместе или отдельно. Указанное различие обусловлено фактом, в соответствии с которым в конкретных случаях используются различные исходные данные. Как правило прогнозируются абсолютные показатели (например, численность работников, объем инвестиций, затраты, выручка, оборот основных отраслей и др.). Прогнозные относительные показатели (например, окупаемость затрат, производительность труда и др.) устанавливаются расчетным путем и базируются на соответствующих абсолютных характеристиках.

В то же время рейтинговая оценка опирается на относительные характеристики, поскольку сравнение абсолютных данных, например, административного центра региона с небольшим муниципальным образованием некорректно из-за значительных различий масштабов деятельности.

По муниципальным образованиям валовая добавленная стоимость не определяется, а прибыль соотносится только с предприятиями и организациями, причем без учета индивидуальных предпринимателей, фермерских хозяйств и пр. Неправильно использовать информацию об уровне муниципального бюджета в связи с тем, что в нем имеется большая, нередко и вовсе преобладающая доля дотаций. Поэтому в данном случае целесообразно оперировать такими показателями, как, например, «собственные доходы бюджета».

Эффективность деятельности муниципальных образований затруднена тем фактом, что на этом уровне не отслеживаются характеристики основных фондов, осложнено вычисление показателей рентабельности. Требуется системная оценка эффективности, для которой иногда в специальной литературе используют усредненные значения характеристик эффективности разных факторов, которые из-за качественных несоответствий исходных показателей необъективны [5, С. 26].

Таким образом, для выявления и оценки факторов, влияющих на результат, учета различных факторов с точки зрения их весомости, целесообразно использование многофакторного корреляционно-регрессионного анализа, который позволяет оценить объективно существующие результаты экономической деятельности.

 

Литература:

 

1.      Баянова Т. О. Сравнительная рейтинговая оценка социально-экономического развития муниципальных образований региона // Пространственная экономика. 2010. № 2. С. 96–107.

2.      Валинтурова Л. С., Казакова О. Б. Инвестирование: учебник для вузов / М.: Волтерс Клувер, 2010. 448 с.

3.      Гранберг А. Г. Региональное развитие: опыт России и Европейского союза. М.: Экономика, 2000. 312 с.

4.      Кошкина С. Н. Значение управления государственными финансами Омской области в обеспечении положительной социально-экономической динамики региона в рамках Стратегии-2020 / Управление современной организацией: опыт, проблемы и перспективы: материалы V Международной научно-практической конференции. под ред. В. И. Звонникова, О. В. Кожевиной. Барнаул, 2012. С. 61–64.

5.      Муратова Л. И., Купова М. К., Хачиров И. Э. Рейтинговая оценка муниципальных образований в региональной экономике // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2014. № 2 (62). С. 26.

6.      Пролубников А. В. Социально-экономическое прогнозирование развития региона: прикладные аспекты // Экономика и промышленная политика: теория и инструментарий / под ред. д-ра экон. наук, проф. А. В. Бабкина. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2014. 622 с.

7.      Райзберг Б. А., Лозовский Д. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2005.

8.      Цаллагова Л. М., Хачиров И. Э. Рейтинговая оценка муниципальных образований региона // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. № 7 (55). С. 6.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle