Сертификации профессиональных квалификаций выпускников как диалог между профессиональным образованием и рынком труда (из опыта работы в Костромской области) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №9 (89) май-1 2015 г.

Дата публикации: 21.04.2015

Статья просмотрена: 1074 раза

Библиографическое описание:

Белоруссова, Е. В. Сертификации профессиональных квалификаций выпускников как диалог между профессиональным образованием и рынком труда (из опыта работы в Костромской области) / Е. В. Белоруссова, О. В. Копейкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 540-543. — URL: https://moluch.ru/archive/89/17716/ (дата обращения: 19.04.2024).

В данной статье рассмотрены опыт сертификации выпускников по профессии «повар». Показаны преимущества сертификации профессиональных квалификаций как для работодателей, так и для работников (соискателей).

Ключевые слова: сертификация, профессиональные квалификации, профессиональные стандарты.

 

Государство на сегодняшний день предъявляет повышенные требования к трудовым ресурсам. Растет спрос на квалифицированную рабочую силу. Конкурентоспособная квалификация трудовых ресурсов подразумевает качественное профессиональное образование, отвечающее потребностям работодателей. Система сертификации профессиональных квалификаций выступает приоритетным направлением государственной политики в области создания системы гарантий качества профессионального образования, а соответственно и системой гарантий качества подготовки квалифицированных специалистов.

Преимущества процедуры сертификации для соискателей:

-          возможность дальнейшего построения профессиональной карьеры;

-          возможность продемонстрировать свои профессиональные качества перед потенциальными работодателями;

-          повышение своего престижа, получение конкурентных преимуществ на рынке труда, более широкие возможности трудоустройства с учетом мобильности, рост благосостояния

Система сертификации профессиональных квалификаций — это механизм взаимодействия между сферами труда и образования, в основе которого лежат партнерские и взаимовыгодные отношения. Сертификация квалификаций отвечает интересам всех ее субъектов: интересам государства, интересам профессионального образования, интересам работника, и, конечно же, интересам современного работодателя. Дефицит квалифицированных работников в условиях широкого использования в современном производстве различного рода инноваций, передовых знаний и технологий приводит к тому, что работодатели готовы сегодня занимать активную позицию в выстраивании системы оценки качества профессионального образования, составной частью которой является сертификация квалификаций выпускников профессиональных образовательных организаций. В настоящее время быстро расширяется практика участия работодателей в образовательной деятельности учебных заведений, т. к. работодателям нужны гарантии того, что на рынке труда они смогут найти специалистов нужной квалификации, способных сразу приступить к работе.

Преимущества процедуры сертификации для работодателя:

-          получение реальной независимой оценки уровня профессиональной пригодности работников, качества подготовки выпускников профессиональных образовательных организаций;

-          приведение в качественное соответствие трудового коллектива требованиям профессиональных стандартов и минимизация затрат с его переподготовкой и повышением квалификаций;

-          повышение общей конкурентоспособности организации за счет мотивации и эффективности труда работающих;

-          возможность получения приоритетности инвестирования, кредитования;

-          повышение имиджа организации, подтверждение партнерам по бизнесу своей надежности.

Для работодателей сертификация — это определенная гарантия наличия унифицированных знаний у работника. Сертифицированный специалист — это человек, который соответствует стандартам качества в своей профессии. При наличии сертификата у работодателя появляется дополнительная гарантия, что потенциальный работник в полной мере обладает необходимыми знаниями, умениями и качествами. Работодатели, получая более квалифицированные кадры, могут уменьшить расходы на обучение и оптимизировать управление человеческими ресурсами.

Работодатели участвуют в процедурах оценки и сертификации квалификаций как независимые эксперты, хорошо знающие потребности современного производства, и представляющие интересы профессионального сообщества. Процедура сертификации, предполагающая оценку соответствия квалификации работника требованиям профессиональных стандартов, предполагает и активное включение работодателей в их разработку. Профессиональные стандарты в системе профессионального образования должны трансформироваться в требования к результатам обучения и дать учебным заведениям ориентиры для корректировки программ подготовки специалистов под конкретные производственные задачи.

Конкуренция заставила работодателей повысить требования к фактическим результатам обучения на всех уровнях образования и заявить о необходимости формирования у выпускников новых качеств таких, например, как умение работать в команде, способность самостоятельно учиться, готовность к быстрой смене сферы профессиональной деятельности.

Центр оценки и сертификации профессиональных квалификаций (ЦОСК) по профилю торговля и общественное питание создан на базе ОГБПОУ «Костромской техникум торговли и питания» в 2012 году. Специалисты центра сертификации прошли профессиональную подготовку в национальном агентстве развития квалификации (НАРК).

Региональный профессиональный стандарт в области индустрии питания разработан и согласован с работодателями г. Костромы и Торгово-промышленной палатой Костромской области. Для оценки уровня профессиональной квалификации составлены КИМы (контрольно-измерительные материалы) и КОСы (контрольно-оценочные средства), которые также согласованы с работодателями г. Костромы и Торгово-промышленной палатой Костромской области.

В 2014 году, в феврале и июне, состоялись первые процедуры сертификации в отрасли «индустрии питания» на базе центра сертификации профессиональных квалификаций «Костромского техникума торговли и питания». Сертификации осуществлялась на соответствие требованиям регионального профессионального стандарта «повар», 2 квалификационный уровень. В процедурах приняли участие 8 выпускников «Костромского техникума торговли и питания» и 6 выпускников «Костромского торгово-экономического колледжа».

Составы экзаменационных и сертификационных комиссий согласовываются с президентом Торгово-промышленной палаты Костромской области.

Процедура сертификация состояла из двух этапов:

1)                 теоретический этап — проверка базовых и специальных компетенций по сертифицируемой профессии.

Задания состояло в решении 20 тестовых вопросов (30 мин) и 2 ситуационных задач производственной направленности (40 мин).

2)                 практический этап — проверка уровня владения практическими умениями и навыками по сертифицируемой профессии (120 мин).

Задание — приготовление горячего мясного блюда, с составление технико-технологической карты.

Обобщая отзывы экспертов экзаменационных комиссий, следует отметить, что во время сертификационных процедур эксперты от лица работодателей имели возможность:

-          лично проверить уровень профессиональной компетентности выпускника,

-          лично проверить уровень владения навыками работы на современном оборудовании,

-          высказать свои замечания и пожелания будущим специалистам.

Сертификационная комиссия установила, что результаты теоретического и практического этапов соответствуют требованиям, предъявляемым региональным профессиональным стандартом в области индустрии питания ко второму квалификационному уровню. Сертификаты соискателям вручаются Торгово-промышленной палатой Костромской области.

Торгово-промышленная палата Костромской области ведет региональный реестр сертифицированных специалистов, в который включаются все обладатели сертификатов

 

Эксперты от лица работодателей, которые принимают участие в сертификационных процедурах, имели возможность здесь и сейчас пригласить на работу участников процедуры, продемонстрировавших высокий уровень соответствия требованиям профессии, или, обратившись к реестру сертифицированных специалистов в дальнейшем осуществлять персонифицированный поиск специалистов на вакантные места.

Таким образом, в Костромской области созданы необходимые условия для дальнейшего выстраивания системы сертификации профессиональных квалификаций с привлечением к участию в ней не только выпускников профессиональных образовательных организаций, но и остальных категорий физических и юридических лиц. Система сертификации выступает полем и инструментом взаимовыгодного сотрудничества между сферой профессионального образования и сферой труда по повышению качества конкурентоспособности рабочей силы на региональном рынке труда.

Совместная деятельность по организации проведения работ в области сертификации дает возможность иметь:

1) работодателю:

-          более квалифицированный персонал;

-          постоянное повышение компетенции персонала;

-          высокую мотивацию и эффективность труда;

-          повышение качества продукции, работ и услуг;

-          увеличение прибыльности организации;

-          конкурентоспособность организации;

2) сфере образования:

-          соответствие уровня образования и обучения требованиям рынка труда;

-          результативность бюджетного финансирования образования;

-          механизм независимой оценки квалификации выпускников;

-          реальное повышение профессиональной компетентности преподавателей;

-          высокий рейтинг учебного заведения;

-          трудоустройство выпускников.

Система сертификации профессиональных квалификаций только при совместной работе будет способствовать консолидации усилий социальных партнеров для решения важнейших задач эффективной профессионализации молодежи в рыночных условиях, кадрового обеспечения организаций, повышения качества рабочей силы, достижения и поддержания экономического роста и социального благополучия Костромской области и страны в целом.

Основные термины (генерируются автоматически): Костромская область, профессиональное образование, торгово-промышленная палата, работодатель, система сертификации, квалификация, Костромской техникум торговли, квалификационный уровень, практический этап, рабочая сила.


Ключевые слова

сертификация, профессиональные квалификации, профессиональные стандарты., профессиональные стандарты

Похожие статьи

Добровольная сертификация профессиональных...

Сертификации профессиональных квалификаций выпускников как диалог между профессиональным образованием и рынком труда (из опыта работы в Костромской области).

Развитие профессиональной квалификации специалистов...

Развитие профессиональной квалификации специалистов в крупных торговых компаниях.

1С:Торговля и склад-приветствуется, на уровне уверенного пользователя.

Развитие системы повышения квалификации муниципальных служащих.

Развитие творческой активности студентов в условиях...

Педагогами ОГБПОУ «Костромской техникум торговли и питания» создаются следующие условия, способствующие развитию творческой активности

4. включение студентов в систему профессиональных конкурсных мероприятий различного уровня, от уровня техникума до...

Реализуем эффективный контракт — решаем проблемы...

Сертификации профессиональных квалификаций выпускников как диалог между профессиональным образованием и рынком труда (из опыта работы в Костромской области).

Социальное партнерство при подготовке квалифицированной...

Анализ существующей в России системы непрерывного профессионального образования, которая обязана

7) сертификация у партнёров квалификаций мастеров производственного обучения и студентов

Проблемы и пути решения миграции рабочей силы в РФ и РС(Я).

Формы участия работодателя в планировании, реализации...

Процедура оценки и сертификации квалификаций обычно включает в себя теоретический этап квалификационного экзамена (тест и решение профессиональных задач) и практический этап (выполнение квалификационной практической работы).

Система и содержание профессионального образования...

Модель системы практического профессионального образования.

Этапы.

колледж, практическое профессиональное образование, мастера производственного обучения, учащийся, содержание, система, практические лабораторные работы, практика, учебная...

Совершенствование профессионально-квалификационной...

Вторая задача заключается в увеличении уровня качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности на базе реформирования системы профессионального образования, что предполагает

Похожие статьи

Добровольная сертификация профессиональных...

Сертификации профессиональных квалификаций выпускников как диалог между профессиональным образованием и рынком труда (из опыта работы в Костромской области).

Развитие профессиональной квалификации специалистов...

Развитие профессиональной квалификации специалистов в крупных торговых компаниях.

1С:Торговля и склад-приветствуется, на уровне уверенного пользователя.

Развитие системы повышения квалификации муниципальных служащих.

Развитие творческой активности студентов в условиях...

Педагогами ОГБПОУ «Костромской техникум торговли и питания» создаются следующие условия, способствующие развитию творческой активности

4. включение студентов в систему профессиональных конкурсных мероприятий различного уровня, от уровня техникума до...

Реализуем эффективный контракт — решаем проблемы...

Сертификации профессиональных квалификаций выпускников как диалог между профессиональным образованием и рынком труда (из опыта работы в Костромской области).

Социальное партнерство при подготовке квалифицированной...

Анализ существующей в России системы непрерывного профессионального образования, которая обязана

7) сертификация у партнёров квалификаций мастеров производственного обучения и студентов

Проблемы и пути решения миграции рабочей силы в РФ и РС(Я).

Формы участия работодателя в планировании, реализации...

Процедура оценки и сертификации квалификаций обычно включает в себя теоретический этап квалификационного экзамена (тест и решение профессиональных задач) и практический этап (выполнение квалификационной практической работы).

Система и содержание профессионального образования...

Модель системы практического профессионального образования.

Этапы.

колледж, практическое профессиональное образование, мастера производственного обучения, учащийся, содержание, система, практические лабораторные работы, практика, учебная...

Совершенствование профессионально-квалификационной...

Вторая задача заключается в увеличении уровня качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности на базе реформирования системы профессионального образования, что предполагает

Задать вопрос