Рейтинговая система как путь формирования самостоятельности обучающихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (89) май-1 2015 г.

Дата публикации: 21.04.2015

Статья просмотрена: 99 раз

Библиографическое описание:

Полушина, Н. А. Рейтинговая система как путь формирования самостоятельности обучающихся / Н. А. Полушина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 1163-1166. — URL: https://moluch.ru/archive/89/17711/ (дата обращения: 18.04.2024).

В последние годы во многих учебных заведениях активно внедряются новые технологии обучения, базирующиеся на многоуровневой структуре образования и использующие такие элементы, как увеличение доли самостоятельной работы обучающихся, усиление роли фундаментальной подготовки и современные методы контроля знаний обучающихся.

В условиях, когда снижается общее количество аудиторных занятий, проблема организации самостоятельной работы обучающихся приобретает особую активность. Это направление работы преподавателя можно рассматривать в качестве важного социального заказа.

Рассматривая самостоятельную работу обучающегося как один из важнейших элементов процесса приобретения обучающимися знаний, умений и навыков, нельзя забывать о постоянном контроле со стороны преподавателя за её ходом и результативностью.

Одним из путей совершенствования контроля знаний и учебного процесса в целом является использование рейтинговой системы оценки уровня подготовки обучающихся.

Рейтинговая система — совокупность правил, методических указаний и соответствующего математического аппарата, реализованного в программном комплексе, обеспечивающем обработку информации как по количественным, так и по качественным показателям индивидуальной учебной деятельности обучающихся, позволяющем присвоить персональный рейтинг (интегральную оценку, число) каждому обучающемуся в разрезе любой учебной дисциплины, любого вида занятий.

Мой двухлетний опыт показал, что введение рейтинговой оценки знаний обучающихся позволило решить следующие задачи: стимулировать самостоятельную работу обучающихся; активизировать социально — психологический дух соревнования; уменьшить число занятий, пропускаемых обучающимися без уважительной причины; улучшить обратную связь преподаватель — обучающийся, с целью дальнейшего совершенствования учебного процесса.

В связи с быстрым обновлением научных знаний очевидной становится необходимость изменения технологии обучения. В основу обучения квалифицированного рабочего, служащего должен быть взят принцип самообучения.

Для этого важно, чтобы обучающийся умел самостоятельно приобретать знания из разных источников; работать с информацией; отбирать и конструировать необходимые способы познавательной деятельности, согласуя их с целями и задачами учения; применять усвоенные знания в практике; взаимодействовать с преподавателем.

Обучение в среднем профессиональном отделении должно быть ориентировано на решение следующих дидактических задач: поиск знаний, их осмысление и закрепление; формирование и развитие практических навыков. Это главным образом методологическая подготовка, целью которой является научить человека учиться всю жизнь. Вот почему для преподавателя самостоятельная работа выступает как средство организации, управления учебно-познавательной работой обучающегося.

Организация учебной деятельности несет в себе ярко выраженную функцию управления её. При этом возникает необходимость чёткой постановки учебно — познавательной задачи, что даёт возможность преподавателю заранее предусмотреть характер деятельности обучающихся и, соответственно управлять этим процессом.

Рейтинговая система позволила преодолеть многие недостатки пятибалльной системы, которая не стимулировала ритмичную работу обучающихся и не позволяла достаточно дифференцированно оценить успехи каждого обучающегося.

Внедрение рейтинговой системы оценки знаний позволило обучающимся организовать систематическую, ритмичную работу по усвоению учебного материала; в каждый день семестра оценивать состояние своей работы по изучению дисциплины, выполнению всех видов учебных поручений; в течение семестра вносить коррективы в организацию текущей самостоятельной работы; получать объективные показатели своих знаний по отдельным блокам учебной дисциплины и прогнозировать итоговую оценку по дисциплине.

Данная система помогла мне спланировать учебный процесс по данной дисциплине, контролировать ход усвоения каждым обучающимся и учебной группой изучаемого материала; своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса по результатам текущего рейтингового контроля; всесторонне и объективно оценивать выполнение каждым обучающимся каждого учебного поручения; точно и объективно определять итоговую оценку по дисциплине с учетом текущей успеваемости и экзамена.

Внедрённая система оценки знаний обучающихся представляет собой индивидуальную оценку качества его подготовки. Рейтинг обучающегося складывается из трёх промежуточных аттестаций. Рейтинг по дисциплине является суммой баллов по отдельным видам текущего контроля и итогового контроля (экзамена). Максимальное количество баллов по предмету, которое может набрать обучающийся, составляет 100 баллов.

До начала семестра преподаватель составляет рейтинговую систему оценки знаний по дисциплине, определяет виды контрольных точек (практические работы, контрольные работы, внеаудиторную самостоятельную работу, тесты, экзамен и т. д.). На первом занятии доводит до обучающихся условия рейтинговой системы оценивания знаний, умений и навыков по дисциплине. В таком случае обучающиеся будут знать, за что они могут получить (или потерять) баллы.

Семестровый рейтинг по дисциплине определяется по сумме баллов, набранным по всем видам учебной деятельности обучающегося в семестре, предусмотренных рабочей программой.

Рейтинговая система оценки по дисциплине ОДП.01 Математика для обучающихся 1 курса 1 семестра по профессии Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования

1 аттестация

2 аттестация

3 аттестация

Баллы поощрения

Итоговая аттестация

Итого

0–35

0–70

0–95

0–5

 

100

 

Виды контрольных мероприятий

Баллы

№ недели

1

Входной контроль

0–2

1

2

Практическая работа № 1.

0–2

1–2

3

Практическая работа № 2

0–4

2

4

Контрольная работа

0–13

4

5

Практическая работа № 3

0–4

4

6

Практическая работа № 4

0–4

5

7

Практическая работа № 5

0–3

5–6

8

Практическая работа № 6

0–3

6

 

 Итого за первую аттестацию

0–35

 

9

Практическая работа № 7

0–3

7

10

Практическая работа № 8

0–3

7–8

11

Практическая работа № 9

0–6

8

12

Практическая работа № 10

0–3

9

13

Контрольная работа № 1

0–11

9

14

Практическая работа № 11

0–3

11

15

Практическая работа № 12

0–3

11

16

Практическая работа № 13

0–3

12–13

 

 Итого за вторую аттестацию

0–35

 

17

Практическая работа № 13

0–1

12–13

18

Практическая работа № 14

0–4

13

19

Практическая работа № 15

0–2

14

20

Практическая работа № 16

0–2

15

21

Практическая работа № 17

0–2

15–16

22

Контрольная работа № 2

0–12

16

23

Практическая работа № 18

0–2

17

 

Итого за третью аттестацию

0–25

 

 

Поощрения (портфолио)

5

 

 

ВСЕГО за I семестр

100

 

 

Рейтинговая система оценки по дисциплине ОДП.01 Математика для обучающихся 2 курса 4 семестра по профессии Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования

1 аттестация

2 аттестация

3 аттестация

Баллы поощрения

Итоговая аттестация

Итого

0–17

0–31

0–50

0–5

0–45

100

 

Виды контрольных мероприятий

Баллы

№ недели

1

Практическая работа № 43

0–2

1

2

Практическая работа № 44

0–3

4–5

3

Контрольная работа № 10

0–7

5

4

Практическая работа № 44

0–2

5–6

5

Практическая работа № 45

0–3

6–7

 

Итого за первую аттестацию

0–17

 

6

Практическая работа № 46

0–3

7–8

7

Практическая работа № 47

0–3

8–9

8

Практическая работа № 48

0–4

9

10

Практическая работа № 49

0–2

10–11

11

Контрольная работа № 11

0–2

11

 

Итого за вторую аттестацию

0–14

 

12

Практическая работа № 50

0–6

12–13

13

Практическая работа № 51

0–3

15

14

Практическая работа № 52

0–4

15–16

15

Контрольная работа № 12

0–2

16

16

Контрольная работа № 13

0–2

17

17

Практическая работа № 53

0–2

17–18

 

Итого за третью аттестацию

0–19

 

 

Экзамен

45

 

 

Поощрения (портфолио)

5

 

 

Итого за IV семестр

100

 

 

Поскольку в итоговых документах (ведомости, журналы) требуется поставить оценку по пятибалльной системе, а также с учётом перевода обучающегося в другие учебные заведения, выставление итогового балла осуществляется в традиционной оценке.

Шкала перевода баллов рейтинговой оценки успеваемости обучающихся для дисциплины в пятибалльную систему:

60 баллов и менее — оценка «неудовлетворительно»;

61- 75 баллов — оценка «удовлетворительно»;

76–87 баллов — оценка «хорошо»;

88–100 баллов — оценка «отлично».

Рейтинговая система убирает разницу между пропусками по уважительной причине и пропусками без причины, поэтому обучающийся должен отчитываться по всем пропущенным практическим заданиям, независимо от причины пропусков. Форму отработки пропущенных занятий определяет преподаватель.

Разработка методики рейтингового контроля позволила мне ещё раз проанализировать структуру и содержание учебной дисциплины, уточнить сроки и формы контроля, по существу, побудила пересмотреть технологию обучения. Главной особенностью этой технологии является существенное увеличение доли самостоятельной работы обучающихся в общем цикле изучения каждой дисциплины. Увеличение доли самостоятельной работы требует систематического контроля в течение семестра. Рейтинговая система позволила без значительных затрат времени как со стороны обучающегося, так и преподавателя организовать действенный контроль за ходом усвоения учебного материала.

Главный результат данной системы — обеспечение систематической работы обучающихся в семестре, объективность оценок и стабильные результаты успеваемости.

 

Литература:

 

1.      Байрашев К. А.. Рейтинговая система оценки знаний студентов как показатель качества учебного процесса [Текст] / К. А. Байрашев // Фундаментальные исследования. — 2007. — № 10. — С. 74..

2.      Огай Т. Ч.. Рейтинговая аттестация студентов // Специалист.- 1999. — № 7

3.      Русских Г. А.. Технология рейтингового обучения // Дополнительное образование.- 2004. — № 12

4.      Громова Т.. Не оценивать, а мотивировать// Управление школой. –

5.      2005. — 16–30 ноября (№ 22). — С. 23–25

Основные термины (генерируются автоматически): практическая работа, контрольная работа, обучающийся, аттестация, дисциплина, рейтинговая система, самостоятельная работа обучающихся, учебный процесс, пятибалльная система, учебная дисциплина.


Похожие статьи

Эмпирические аспекты организации и контроля самостоятельной...

студент, самостоятельная работа, самостоятельная работа студентов, течение семестра, знание, рейтинговая система обучения, рейтинговая система, самостоятельная деятельность, контрольная работа...

Роль самостоятельной работы студентов в системе высшего...

Самостоятельная работа учащихся отличается от других учебных занятий тем, что учащийся сам ставит себе цель, для достижения которой выбирает себе задание и вид работы.

Самостоятельная работа студентов как важнейшая...

Одной из важнейших проблем, стоящих перед высшей школой, является повышение качества подготовки специалиста. Студент и выпускник высшего учебного заведения должен не только получать знания по предметам программы...

Практика внедрения балльно-рейтинговой системы оценивания...

6. Активизация работы преподавательского состава. Для каждой дисциплины должен быть составлен весь пакет

Эквивалент по пятибалльной шкале. Зачет/незачет. отлично.

Опыт внедрения балльно-рейтинговой системы обучения при подготовке логопедов.

Модульно-рейтинговая система как средство повышения...

модульно-рейтинговая технология, учебный процесс, модульно-рейтинговая система обучения, студент, процесс обучения, промежуточная аттестация, самостоятельная работа, модульно-рейтинговое обучение...

Особенности организации практического обучения в колледже

При проведении теоретических занятий используются проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия, исследовательский метод [1]. При проведении практических занятий используется лабораторная работа, самостоятельная работа с обучающей...

Тестирование как форма контроля результатов обучения

- активизация самостоятельной работы студентов во время подготовки к тестированию; - воспитание сознательности и личной ответственности обучающихся за результаты своей подготовки

Диагностика индивидуальных прогрессов обучающихся...

Диагностика индивидуальных прогрессов обучающихся посредством проектирования и контроля самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине «Математика». Автор: Коростылева Ирина Евгеньевна. Рубрика: Педагогика.

Балльная система оценивания | Статья в журнале «Школьная...»

учащиеся и родители недостаточно ознакомлены с нормами оценивания; – пятибалльная система оценивания не даёт точного представления об

Критериальное оценивание— это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с чётко определёнными...

Похожие статьи

Эмпирические аспекты организации и контроля самостоятельной...

студент, самостоятельная работа, самостоятельная работа студентов, течение семестра, знание, рейтинговая система обучения, рейтинговая система, самостоятельная деятельность, контрольная работа...

Роль самостоятельной работы студентов в системе высшего...

Самостоятельная работа учащихся отличается от других учебных занятий тем, что учащийся сам ставит себе цель, для достижения которой выбирает себе задание и вид работы.

Самостоятельная работа студентов как важнейшая...

Одной из важнейших проблем, стоящих перед высшей школой, является повышение качества подготовки специалиста. Студент и выпускник высшего учебного заведения должен не только получать знания по предметам программы...

Практика внедрения балльно-рейтинговой системы оценивания...

6. Активизация работы преподавательского состава. Для каждой дисциплины должен быть составлен весь пакет

Эквивалент по пятибалльной шкале. Зачет/незачет. отлично.

Опыт внедрения балльно-рейтинговой системы обучения при подготовке логопедов.

Модульно-рейтинговая система как средство повышения...

модульно-рейтинговая технология, учебный процесс, модульно-рейтинговая система обучения, студент, процесс обучения, промежуточная аттестация, самостоятельная работа, модульно-рейтинговое обучение...

Особенности организации практического обучения в колледже

При проведении теоретических занятий используются проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия, исследовательский метод [1]. При проведении практических занятий используется лабораторная работа, самостоятельная работа с обучающей...

Тестирование как форма контроля результатов обучения

- активизация самостоятельной работы студентов во время подготовки к тестированию; - воспитание сознательности и личной ответственности обучающихся за результаты своей подготовки

Диагностика индивидуальных прогрессов обучающихся...

Диагностика индивидуальных прогрессов обучающихся посредством проектирования и контроля самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине «Математика». Автор: Коростылева Ирина Евгеньевна. Рубрика: Педагогика.

Балльная система оценивания | Статья в журнале «Школьная...»

учащиеся и родители недостаточно ознакомлены с нормами оценивания; – пятибалльная система оценивания не даёт точного представления об

Критериальное оценивание— это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с чётко определёнными...

Задать вопрос