Библиографическое описание:

Растегаева Т. Е. Правовые механизмы развития делового туризма в России // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 694-695.

Ключевые слова:деловой туризм, правовые механизмы, государственное регулирование, программа развития, социально-экономическое развитие, прогнозирование.

 

Темпы развитие делового туризма в мире, наличие жесткой конкуренции за проведение выставочно-конгрессных мероприятий, экспансионистское поведение иностранных компаний, специализирующихся в области делового туризма, создают для российских участников этого рынка масштабные проблемы, для решения которых требуется разработка комплексного плана мероприятий по развитию данной индустрии в России [1].

Так, перед органами исполнительной и законодательной власти стоят следующие первоочередные задачи в области развития делового туризма:

-        обеспечение экономических условий для развития делового туризма в регионах: изменения в методах и формах налогообложения, финансирования и инвестирования;

-        обеспечение организационных условий для развития делового туризма: совершенствование институциональной и нормативно правовой базы, поддержка некоммерческих организаций, работающих на рынке делового туризма;

-        активная государственная политика по привлечению и организации международных деловых событий на территории страны, формирование предпосылок, направленных на превращение городов России в конкурентоспособные конгрессные центры;

-        продвижение национальной индустрии делового туризма на региональные и международные рынки, используя механизм международных встреч, конференций, выставок и конгрессов;

-        повышения эффективности делового туризма как одного из рычагов социально-экономического развития дестинаций;

-        развитие материально-технической базы и соответствующей инфраструктуры индустрии делового туризма; реализация мер по повышению конкурентоспособности услуг, предоставляемых организаторами выставок, конгрессов и иных деловых встреч.

-        формирование эффективных механизмов координации всех групп участников рынка делового туризма, создание консалтинговых структур в сфере делового туризма;

-        разработка методики оценки и прогнозирования перспектив развития делового туризма в рамках социально-экономического развития регионов, страны в целом [2].

Все задачи в области развития делового туризма сформулированы в рамках федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)» [3]. Основываясь на выше изложенном, определим основные направления развития делового туризма в России [4]:

1.                  Совершенствование нормативно-правового обеспечения развития сферы делового туризма.

2.                  Формирование стратегии развития делового туризма в регионах России.

3.                  Создание современной системы координации и механизмов взаимодействия всех групп участников делового туризма.

4.                  Методическое и информационно-аналитическое обеспечение делового туризма.

5.                  Подготовка квалифицированных специалистов в области индустрии делового туризма.

6.                  Инновационно-технологическое обеспечение развития делового туризма.

7.                  Рекламно-маркетинговое обеспечение продвижения индустрии делового туризма России на международном рынке туристских услуг [5].

С точки зрения государственного регулирования сферы делового туризма, приоритетным является реализация первого направления развития данной индустрии, предполагающее совершенствование и разработку правовых актов, касающихся всех секторов сферы делового туризма [6]. Отметим особое значение вопросов сертификации и стандартизации туристских услуг. Основываясь на опыте стран с развитой индустрией делового туризма, где основную долю занимают конгрессный и выставочный туризм, целесообразно разработать стандарты, технические регламенты, положения и инструкции, обеспечивающие повышение качества организации делового туризма. Для этого необходимо разработать и законодательно закрепить следующие нормативно-правовые акты [7]:

-        регламент подготовки, организации и проведения международных выставок и конгрессных мероприятий;

-        положение о деятельности профессиональных организаторов делового туризма;

-        инструкция по продвижению национального туристского продукта на мировом рынке делового туризма;

-        инструкция по продвижения регионального туристского продукта на внутреннем и мировом рынке делового туризма;

-        регламент разработки федеральных и региональных программ развития делового туризма;

-        положение о ежегодном проведении Всероссийской конференции по деловому туризму;

-        квалификационные требования к сотрудникам оргкомитетов выставок, конгрессов и иных встреч в рамках делового туризма;

-        положение об образовательных программах профессиональной подготовки и переподготовки специалистов индустрии делового туризма;

-        положения о создании специализированных органов для координации и регулирования развития индустрии делового туризма на региональном и муниципальном уровне [8].

Вышеперечисленные положения, регламенты, инструкции должны быть разработаны с учетом рекомендации ассоциаций делового туризма, профессиональных организаторов делового туризма, существующих на территории России конгресс бюро, так как они лучше знают как организовать свою деятельность, с тем, чтобы сделать национальный туристский продукт конкурентоспособным [9].

Также представляется необходимым разработать следующие правовые механизмы, регулирующие отношения на рынке делового туризма:

-        механизм сертификации конгрессных и выставочных мероприятий и услуг, оказываемых в области делового туризма;

-        механизм защиты интеллектуальной собственности в рамках выставочного туризма;

-        механизм предоставления в аренду на 49 лет земельного участка по предварительному согласованию строительства объекта конгрессно-выставочной инфраструктуры [10].

Итак, тщательная проработка нормативно-правовой базы, регламентирующей отношения в сфере делового туризма, позволит создать благоприятный институциональный климат для развития делового туризма, повысит конкурентоспособность сферы делового туризма, что как следствие приведет к развитию туристской инфраструктуры, привлечению инвестиций, снижению издержек и максимизации прибыли от делового туризма.

 

Литература:

 

1.                  Фесенко О. П. Оценка влияния туристического комплекса на социально-экономическое развитие региона // Вестник чувашского университета. 2010. № 1. С. 519–523.

2.                  Растегаева Т. Е. Конгресс бюро как способ оптимизации доходов от конгресс-туризма в городе-курорте сочи // European researcher. 2011. № 1 (3). С. 80–82.

3.                  Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы) [электронный ресурс] / Официальный сайт Федерального агентства по туризму. URL: http://www.russiatourism.ru/rubriki/-1124140852/ (дата обращения: 11.03.2013).

4.                  Казаков И. С. Проектные характеристики персонифицированной модели самопроектирования информационной компетентности будущих педагогов // Известия сочинского государственного университета. 2010. № 4. С. 100–106.

5.                  Растегаева Т. Е. Формирование организационно-экономического механизма развития делового туризма: Автореферат дис.... Кандидата экономических наук: 08.00.05 / гос. Ун-т. Сочи, 2013. 24 с.

6.                  Казаков И. С. Модель процесса формирования информационной компетентности у студентов педагогического вуза // Вестник адыгейского государственного университета. 2010. № 1. С. 68.

7.                  Растегаева Т. Е. Оценка организационно-экономических условий функционирования делового туризма в России // Приволжский научный вестник. 2012. № 4 (8). С. 45–47.

8.                  Казаков И. С. Персонификация процесса обучения в вузе // Известия сочинского государственного университета. 2010. № 2. С. 16–21.

9.                  Давыдович А. Р., Чуваткин П. П. Методика оценки системы организации социального питания (на примере организации школьного питания) // Вестник поволжского государственного университета сервиса. Серия: экономика. 2012. № 21. С. 133–135.

10.              Саввиди Т. А., Гордеева Е. В. Интегрированная финансовая оценка эффективности капитала компаний на основе swot-snw-инструментария // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 21. С. 2–12.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle