Библиографическое описание:

Мелибоев А. Р., Зармасов Ш. Р., Мустафакулова Д. И., Алимкулов С. О. Содержание и направления педагогических инноваций в дошкольном образовании // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1136-1138.

В Республике Узбекистан реформа системы непрерывного образования ориентирует новое поколение на овладение высокой профессиональной культурой, творческой и социальной активностью, свободной, самостоятельной деятельностью в общественно — политической жизни, педагогическим умением высокого уровня. В этом инновационные педагогические технологии имеют высокое дидактически ценное значение.

«Известно, что основное звено народного образования составляет система непрерывного образования…» и поэтому, начальным звеном непрерывного образования считается дошкольное образование, целью которого является подготовка детей к школьному обучению, обеспечивая формирование здорового ребёнка и развитую личность, пробуждая у него интерес к учёбе, подготавливая к системному обучению. Дошкольное образование детей до 6–7 лет осуществляется в государственных и негосударственных дошкольных образовательных учреждениях и семье. В дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) медицинскими работниками органов здравоохранения, осуществляется охрана жизни и здоровья детей. Требования, касающиеся организации безопасности зданий, пожарной безопасности, безопасности территории ДОУ упорядочиваются Положением «О государственном дошкольном образовательном учреждении Республики Узбекистан».

На сегодняшний день, обучение студентов инновационным педагогическим технологиям считается необходимым для подготовки их к педагогической деятельности. По утверждению профессора Н.Сайидахмедова, «Объём новых педагогических знаний, на основе требований Национальной программы подготовки кадров, постоянно расширяются и поэтому, направления исследований ориентируются на проблемы формирования свободной личности».

С этой точки зрения закрепление теоретических знаний полученных студентами по инновационным педагогическим технологиям и использование их на практике приобретает важное значение. Для этого требуется решение ряда задач:

-        формирование творчески мыслящей, гармонично развитой личности, являющейся основным требованием государственного образовательного стандарта;

-        ознакомить студентов направления дошкольного образования с инновационными педагогическими технологиями;

-        выявить у студентов знания, навыки и умения по современным информационным технологиям;

-        привить в сознание студентов последние открытия науки, техники и технологии;

-        создать основу для образования у студентов навыков внедрения элементов инновационных педагогических технологий в практику и использовать их в будущей своей деятельности.

Известно, что педагогический процесс осуществляется на основе педагогической системы а это есть последовательность внедрения в педагогическую практику определенных педагогических концепций, теорий и подходов, воздействующие на формирование личности, педагогические принципы, средства, способы и методы. В этом субъекты процесса образования ощущают потребность в постоянном совершенствовании. Внедрять нововведения в процесс образования осуществляются во взаимоотношении важных составляющих педагогической системы «Результаты», «Управление учебно-воспитательным процессом», «Технологии».

Как организующую составляющую часть педагогической системы зачастую показывают технологию учебно-воспитательного процесса. Нужно отдельно подчеркнуть то, что всякая педагогическая система есть технология. Понятие «технология» — внутреннее качество системы, определяющая подчиняющееся твёрдой организующей логике возможности.

Максимально эффективный уровень всякой педагогической системы, будучи ориентированное полному достижению предусмотренной цели, должны обновляться специалистами, поскольку структура педагогической системы, для всех технологий, реализуется одинаково. Но при этом не надо забывать, что одновременно по нескольким параметрам его обновить невозможно, поэтому самый эффективный способ обновления это постепенное обновление. Опыт показывает, что студенты в процессе применения на практике каждого обновления должны адаптироваться при этом убедившись в его уровне полезности и всесторонне проверив, спроектировать дальнейшую работу по обновлению.

По мнению некоторых теоретиков, в педагогике инновация означает — назад, в прошлое.

Западные практики подчёркивают, что педагогический продукт экстенсивным путем, повышением за счет новых информационных технологий, распределения времени на разные учебные деятельности, дифференциации и индивидуализации в основном развивается в классе. В этом процессе качество педагогического продукта улучшается. Однако, многие самостоятельные эксперты выражают недоверие этому. Выходом из этой ситуации считается развитие педагогической системы, именующейся инновацией, дающей возможность интеграции интенсивных и экстенсивных путей. Это требует глубокого анализа неиспользованных возможностей педагогики. В этом закрепив за педагогическими технологиями пустоту в процессе образования, нужно стремиться улучшению общей эффективности педагогической системы.

Если с такой точки зрения обращать взгляд на педагогические инновации, то в них, кажется, новых аспектов почти нет. И поэтому, в инновационные идеи необходимо вносить теоретические подходы, полученные из конкретных практических технологий.

По соответствии степени разработанности идей в педагогике, объем общих инновационных проектов, в том числе, анализ использования их в педагогической практике дает возможность ввести их в общие педагогические инновации.

1.    Педагогическая система и педагогическая практика воплощают в себе общие идеи соответствия учебно-воспитательного процесса и практической технологии.

2.    Объединены все теоретические положения гуманной педагогики и комплекс практических технологий.

3.    Организация и управление педагогическими процессами обосновываются новым идейным подходом.

4.    Информатизация, основанная на применении новых идей и средств технологий массовой коммуникации считающихся инновационными технологиями.

Можно выделить следующие этапы инновационных технологий:

1.    Этап поиска новых идей.

2.    Этап возникновения нововведений.

3.    Этап осуществления внедрения нововведений.

4.    Этап закрепления нововведений.

Этап поиска новых идей осуществляет предварительные работы по актуализации проблем и требований системы образования, конкретизации целей, выражению создания новых идей.

Этап формирования внедрения нововведений состоит из принятия решений по активному проектированию работ внедрения нововведений в практику образования, испытанию выбранных нововведений, внедрению нововведений в образовательный процесс.

Этап осуществления внедрения нововведений состоит в создании условий для проведения опытно-испытательных работ в практике образования, в анализе данного процесса, во внедрении нововведений и поправке его содержания.

Этап закрепления внедрения нововведений состоит в укреплении в сознании специалистов вновь сформированного облика системы образования, с использованием психокоррекционных методик по совершенствованию инновационных действий педагогов.

Основная цель всех этапов состоит в субъективном отношении развития усвоения нововведений у будущих специалистов и усваиваемому новвовведению.

Модель подготовки будущих специолистов к инновационной деятельности показана в седунощей таблице.

Модель подготовки будущих специалистов к инновационной деятельности.

Задачи

Совершенствование у будущих специалистов педагогического отношения и педагогического умения, способствовать усвоению ими технологий инновационной деятельности

Содержание

Усвоение методики составления авторских программ. Планирование опытно — экспериментальных работ, прогнозирование и анализ нового внедряемого, внедрение нового в педагогический процесс, устранение наблюдаемых ошибок и недостатков в этом процессе

Технологии

Придать особое значение инновационной деятельности в высших учебных заведениях, работа над собой, участие в различных конференциях, семинарах, применение педагогических технологий в своей деятельности.

Уровень

У будущих специалистов повышается готовность к педагогической деятельности, развиваются чувство ответственности и творческая деятельность.

 

Как подчеркнуто выше, во внедрении данных педагогических технологий в практику требуется устранение некоторых проблем в дошкольных образовательных учреждениях. В этом влияние инновационной педагогики высоко, она постоянно знакомит студентов направления дошкольного образования с нововведениями.

Основные разделы программы по основам инновационной педагогики рассчитаны для раскрытия таких понятий как «инновация», «нововведение», «инновационные процессы образования», «структура педагогической инновационной деятельности», «технология внедрения нововведения». Здесь, прежде всего, изучаются массовые педагогические действия, идеи, дающие толчок развитию гуманной педагогики.

В ДОУ проведение педагогической практики предусматривает активное участие студентов в педагогическом процессе, организацию данного процесса на основе принципов инновационной педагогики, предоставление им свободы выбора форм и содержания образования, решение учебных проблем на основе актуализации своей точки зрения, организацию коммуникативных групп на основе анализа различных педагогических ситуаций.

В процессе образования-воспитания использование инновационных педагогических технологий имеет большое значение в решении проблемных ситуаций, организуемых среди студентов.

Инновационная педагогическая практика, предусматривая развитие творческих способностей и возможностей студентов, обусловливается решением любых проблемных ситуаций и своеобразным творческим отношением к жизни. А это имеет важное дидактическое значение для профессоров-преподавателей. В этом процессе овладение студентами навыков использования инновационных педагогических технологий требует самостоятельности и свободы.

Нужно особо отметить, что у студентов направления дошкольного образования в процессе педагогической практики навыки использования инновационных педагогических технологий, становление у них профессионально-личностных качеств имеют важную дидактическую ценность. Когда студенты обладают данными качествами, создается возможность достижения ожидаемой эффектности в процессе образования-воспитания.

 

Литература:

 

1.                  Каримов И. А. «Гармонично развитое поколение — основа прогресса Узбекистана». –T., — «Шарк», — 1997, — 100 с.

2.                  «Сборник законов Узбекистана». — 2007, № 43, 431-статья., — 2011, № 25, 260 –статья.

3.                  Сайидахмедов Н. «Преимущество технологического подхода». — «Маърифат», — 19 февраль 2003.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle