Библиографическое описание:

Камалова Ш. У., Мунарова Р. У., Ахмедова Н. А., Алимкулов С. О., Эшонкулов Б. М. Педагогические взгляды Абу Али ибн Сины (Авиценны) // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1068-1070.

В данной статье рассматривается педагогические взгляды Абу Али Ибн Сины. Приведены примеры выполненных задач и приобретенных успехов.

 

Воспитание — это процесс регулярного и целеустремленного влияния на личность, на его духовное и физическое формирование, для того, чтоб подготовить его к производственной, социальной и цивилизованной деятельности. Воспитание не отдельный процесс, он неразрывно связан с обучением и формированием, так как названные процессы устремлены на личность как единое. В направлениях воспитания довольно тяжело определить некоторые составляющие, которые оказывают воздействие на чувства, волю, нрав, ценностные ориентации и умственные способности. Также следует отметить, что в процессах воспитания и формирования имеются отличия. Если сравнивать с образованием, где главная цель — это формирование познавательных процессов индивида, его способностей, усвоения им сведений, воспитание же ставит цель развития индивида как личности, его отношения к окружению и связей с ним.

Образование — это социальный институт, одна из социальных подструктур общества. Содержание образования отражает состояние общества, переход от одного его состояния к другому. В настоящее время — это переход от индустриального общества XX века к постиндустриальному или информационному XXI века. Развитие и функционирование образования обусловлено всеми факторами и условиями существования общества: экономическими, политическими, социальными, культурными и другими. Вместе с тем цель образования — развитие человека, отвечающего требованиям того общества, в котором он живет и находит свое отражение в образование и культуре.

В процессе образования и воспитания одним из главнейших задач является внедрение национальных ценностей нашего народа в мысли молодого поколения.

«... Мы всегда по праву гордились своей страной, являющейся древней родиной гениев. Такие величайшие наши деятели, как Имам аль — Бухари, Ибн Сино, Беруни, Мирзо Улугбек, Алишер Навои и Мирзо Бобур проявили свои яркие дарования в очень юном возрасте. Это значит, что выдающиеся способности, самобытные таланты у нас в генах, и то, что сегодня вырастает множество одаренных ребят, отнюдь не случайность» [1],- подчеркивает Президент Республики И. А. Каримов. Действительно, Узбекистан является древним очагом цивилизации, где жили и творили великие гении. Одним из таких гениев был Абу Али ибн Сино.

Абу Али Ибн Сина великий учёный Средней Азии, родился в селе Афшана, вблизи Бухары. Первую свою научную работу написал в 17 лет. Научное наследие Ибн Сины огромно, охватывает все области человеческого знания того времени. Его произведениями пользуются не только в Средней Азии, но и в странах Европы. Ибн Сина в сфере воспитания создал такие работы, как, «Книга справедливости», «Канон о долге», «Управление телом и мыслью», «Каноны нравственности» и другие.

Ибн Сина в своей работе «Канон нравственности» раскрыл причины возникновения негативных и позитивных качеств в общих чертах характера человека. Ученый в этом произведении указывает, что положительные и отрицательные качества появляются от привычки и под влиянием государственной знати. Ибн Сина в своих произведениях даёт изъяснение таким понятиям как: справедливость, щедрость, терпение, ответственность, верность, собранность, скромность и другие качества. Ученый человек, как он считал, должен быть честным во всех отношениях и обращаться с другими в вежливой форме. Особенно он важным считал, отречение от жизненных удовольствий в пользу самому себе. Даёт объяснение таким положительным качествам, как справедливость, чистоплотность и так же раскрывает отрицательные недостатки как страх, лицемерие, скупость, воровство, мошенничество.

Ибн Сина в своих работах особое значение уделяет дружелюбности и отзывчивости между людьми, считая, что низость мешает людям дружить. В его произведениях раскрыты такие понятия, как быть добрым по отношению к друзьям, не щадя помощи и не отворачиваться от недостатков своих друзей и помочь им избавится от них. На основе образовательной программы Ибн Сина выделил 3 вида дружбы: во — первых, как бы не было трудно, человек старается не оставлять своего друга; во-вторых, идейная дружба, то есть дружба между людьми имеющими общие интересы; в третьих, это дружба возникающая из-за выгоды и пользы.

Учёный сравнивает настоящего друга с зеркалом, потому что зеркало показывает настоящую действительность человека. Если человек вовремя не раскроет недостатки своего друга, то это означает что он забыл свой дружеский долг, а значит, мы должны научить учеников выбирать настоящих друзей, ценить их и указывать на ошибки во время. Для чего надо проводить воспитательные беседы между учениками на тему: «Укрепление дружбы и как быть откровенным по отношению к друзьям» более подробно останавливаясь на высказываниях Ибн Сины о дружелюбности, доброте, человеколюбие.

Он требовал от учителя: «В обращении с детьми учитель должен быть сдержанным. Он с особым вниманием должен следить за тем, как ученики реализуют полученные знания. В процессе обучения, — считал ученый, необходимо применять разнообразные методы и формы работы с детьми, учитывать их индивидуальные особенности, заинтересовывать занятиями. Мысли учителя должны быть доступны всем обучаемым. Слово свое он должен сопровождать мимикой и жестом, чтобы обучение было более доходчивым и вызывало у детей эмоциональное отношение» [2].

Все эти мысли Ибн Сино в корне противоречили господствовавшей методике обучения в школах того времени.

Ибн Сино глубоко понимал сложности и трудности процесса воспитания. Анализ его произведений убеждает в том, что он предлагал разрешить их с гуманистических позиций, дает советы, как говорить с детьми о их недостатках и путях их исправления. «...Такие разговоры не должны быть назойливыми, надоедать ребенку, тем более задевать его самолюбие. Говорить с ребенком можно, только зная его индивидуальность».

Интересно резюме этических и социологических взглядов Ибн Сино можно прочитать в заключительной части его философской энциклопедии «Китоб-аш-Шифо». Где он развивает мысль о том, что человек — существо общественное и поэтому важнейшим условием жизни людей является их постоянное сотрудничество, обеспечиваемое разумными законами и правосудием. Ибн Сино рисует идеальное государство со справедливым правителем, который заботится о том, чтобы все были заняты общественно полезным трудом. «Если правитель несправедлив, восстание против него оправдано и должно быть поддержано обществом» [2].

Таким образом в становлении молодёжи как личности имеет значение следующее:

-           изучение понятий о национальных ценностях и передаче их в виде доступной информации;

-           раскрытие у молодёжи чувства патриотизма, любви к Родине борьбе за неё;

-           в воспитании молодёжи использовать и разъяснять такие понятия, как совершенное поколение, личность, учёный, мудрец, деятель, интеллектуал и другие.

И по этой причине на сегодняшний день в совершенствовании мышления молодого поколения имеет огромное значение внедрение национального духовного наследия, чувства гордости и патриотизма, что будет развивать у молодежи уважение, добродетельность, совесть, великодушие и другие качества. Воспитание молодого поколения — это динамичный процесс, имеющий свои культурно-социальные, материальные, организационные методы.

 

Литература:

 

1.                  Каримов И. А. «Гармонично развитое поколение — основа прогресса Узбекистана» речь на 9-ой сессии Олий Мажлиса Республики Узбекистан / Мечта о совершенном поколении.-Т.: «Узбекистан», — 1997. — с 66.

2.                  Хайруллаев М. «Абу Али ибн Сино», «Маънавият юлдузлари», — Тошкент, — 2001. — с 103.

3.                  http://psihologiya.net/1018-celi-obrazovanija-i-vospitanija.html

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle