Библиографическое описание:

Гуслякова Н. И., Садыкова Т. В. К вопросу об индивидуализации в дополнительном образовании детей // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1047-1050.

Статья посвящена проблемам развития дополнительного образования детей в период активного внедрения федеральных государственных стандартов в общеобразовательной школе. Раскрываются вопросы миссии дополнительного образования, обновления программного содержания, механизмов внедрения принципов индивидуализации.

Ключевые слова: дополнительное образование детей, индивидуализация, дополнительная общеобразовательная программа.

 

Социальная и профессиональная востребованность личности в современном обществе требует создания необходимых условий для её развития. В связи с этим возрастает роль образования, которое помимо своих традиционных функций (общественного воспроизводства и трансляции культуры) призвано решать задачи социокультурного и экономического развития, конструирования будущего, развития индивидуальности граждан. Однако, как свидетельствует практика, несмотря на попытки изменить содержание и формы общего образования, оно оказывается по-прежнему сосредоточено преимущественно на достижении предметных образовательных результатов, не готово обеспечить познавательную мотивацию, предоставить возможности свободного выбора образовательной траектории и сформировать умение проектировать для себя образовательную программу на протяжении всей жизни.

Полноценно реализовать миссию образования для человека, государства и общества в современном мире позволяет непрерывное дополнительное образование.

Как известно, дополнительное образование детей — это составная часть общего образования, открытое сущностно-мотивированное, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ [1].

В Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной в 2014 году, отмечаются значительные потенциальные возможности названного образования. Прежде всего, дополнительное образование усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. В воспитательной среде дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени [2].

Рассматривая дополнительное образование детей, исходя из принципов индивидуализации, можно говорить, что это механизм целенаправленной поддержки в самореализации человека, удовлетворении вариативных и изменяющихся потребностей личности. Это открытая общеобразовательная профориентационная среда, наиболее полно обеспечивающая право человека на свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей, подростков и молодежи.

В свете сказанного, одним из важнейших вопросов в развитии дополнительного образования детей является обновление содержания программ. Дополнительное образование детей не может быть осуществлено в полной мере без конструирования программного обеспечения, в котором будет учитываться принцип индивидуализации.

Вместе с тем практика свидетельствует, что проектирование дополнительных программ по догмам, закрепленным в соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» [3], происходит медленно, недостаточно учитываются потребности и интересы общества, присутствует непонимание сути процессов модернизации, превалируют консервативные взгляды и технологии в процессе обучающей деятельности.

Отсутствие в сфере дополнительного образования стандартов оценки качества содержания образовательных услуг, аналогичных действующим в общем образовании, с одной стороны, обеспечивает гибкость и вариативность программного обеспечения, но, с другой стороны, одновременно создает риски предоставления услуг неопределенного, низкого качества.

Таким образом, краеугольным камнем становится понятие «качество» услуг дополнительного образования детей. В каком случае дополнительное образование будет предоставляться качественно?

Решение этого вопроса мы видим в активном внедрении принципов индивидуализации в дополнительном образовании детей. Качественная образовательная услуга будет составлять процессы разработки индивидуальной образовательной программы и психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося.

Т. М. Ковалева, трактуя понятия «качество образования» и «современные результаты образования», обращает внимание на то, что под ними понимается совокупность тех образовательных результатов и необходимых условий, которые обеспечивают успешную социализацию подростка в окружающем его мире. Основными характеристиками качества образования, по мнению автора, являются: успешность, мобильность и социализация учащегося [4].

Суть процесса обновления программ дополнительного образования детей должна состоять в концептуальной перестройке целей, задач, инструментов, методов и технологий образовательного процесса, в переходе на «субъект-субъектные» отношения между педагогом и обучающимся. И, в первую очередь, обновление содержания программ должно исходить от понимания процесса индивидуализации самим педагогом дополнительного образования.

Некоторые инструменты и средства индивидуализации используются в отдельных авторских дополнительных общеобразовательных программах. Но, на данном этапе модернизации, это происходит неосознанно, нецеленаправленно, дискретно. Нет научно-теоретической и методической основы для реализации принципов индивидуализации в дополнительном образовании детей. В частности, отсутствуют научные исследования по формированию и обновлению содержания программ дополнительного образования детей на основе применения индивидуальных образовательных программ.

Таким образом, возникает противоречие между необходимостью внедрения принципа индивидуализации для обновления содержания программ дополнительного образования детей и отсутствием понимания теоретико-методологических основ педагогами дополнительного образования детей.

Для обновления содержания конкретных образовательных программ, мы считаем, должны создаваться творческие исследовательские группы, как из специалистов конкретного учреждения дополнительного образования, так и из привлеченных научных руководителей, так как эта деятельность является по своей сущности научно-исследовательским процессом, а работы — научно-исследовательскими работами.

На наш взгляд, следует придерживаться следующих основных этапов работы по обновлению действующих программ дополнительного образования:

1-й этап — выявление проблематики, анализ причинно-следственных связей;

2-й этап — выявление элементов индивидуализации в методах, педагогических технологиях, содержании учебных тем, в условиях организации образовательной среды;

3-й этап — фиксация выявленных инструментов, механизмов индивидуализации в дополнительных общеобразовательных программах;

4-й этап — внедрение раздела «Реализация принципов индивидуализации в развитии личности обучающегося»;

5-й этап — оформление и утверждение программы.

Качественные изменения в работе педагога дополнительного образования детей невозможны без теоретического осмысления проблематики проектирования образовательных программ, освоения логики педагогического проектирования [5].

Таким образом, обновляя содержание программы, педагог дополнительного образования обнаруживает свою профессиональную зрелость, владение проектно-технологической компетенцией и проявляет свою готовность к созданию психолого-педагогических условий для творческой самореализации обучающихся на этапе реализации таких программ.

Важно понять то, что образование (и основное, и дополнительное) становится не только средством освоения всеобщих норм, культурных образцов и интеграции в социум, но и создает возможности для реализации фундаментального вектора процесса развития человека — индивидуализации — поиска и обретения человеком «самого себя».

Как известно, индивидуализация в образовательном процессе определяется как построение индивидуальных образовательных программ, включающих помимо учебной деятельности, субъективность каждого ученика. В рамках нашей темы индивидуализация — как признание индивидуальных различий — осуществляется в вариативности дополнительных образовательных программ. Учитывая объём статьи, коротко изложим некоторые аспекты практической деятельности в сфере дополнительного образования.

Коллективом муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей Центром детского и юношеского туризма и экскурсий «Космос» г. Челябинска была предпринята попытка обновления дополнительной общеобразовательной программы «Туризм для всех», реализуемой в каникулярный период.

Методологической основой обновления программы дополнительного образования детей послужил личностно-ориентированный подход, суть которого состоит в ориентации на интересы учащихся, индивидуализации целей обучения, содержания, темпа обучения, вариативности, многоуровневости освоения программы, возможности выбора уровня освоения программы.

В работе над содержательной частью дополнительной общеобразовательной программы «Туризм для всех» было скорректировано понимание некоторых направлений деятельности. В частности, процессы, которые ранее определялись нами как эпизодические, ограниченные во времени, фрагментарные (летняя оздоровительная кампания, каникулярный отдых), мы рассмотрели как целостное социальное явление, единый непрерывный процесс оздоровления и отдыха различных категорий несовершеннолетних как в каникулярное время, так и в течение всего года.

Особенность дополнительной общеобразовательной программы «Туризм для всех» — её вариативность и интенсивность. Структура программы — это совокупность тематических общеразвивающих модулей туристско-краеведческого содержания, что характеризует, создает «избыточную» обучающую среду.

Вариативность обеспечивается модульно-уровневой структурой построения и индивидуально-интенсивным темпом реализации программы. Структура программы состоит из элементов в виде относительно независимых частей — модулей, которые, в свою очередь, дифференцируются по уровням сложности. Итоговый педагогическо-методический продукт — подпрограмма по направлениям деятельности. Мы выделяем следующие направления: туристское (пешеходный, водный туризм), экологическое, краеведческое.

Положительным фактором модульного обучения в каникулярный период является то, что содержание учебного материала без нарушения его логики сжимается к нужным временным интервалам, в дальнейшем, конструируется в отдельные блоки-модули, подается с помощью традиционных и инновационных методов и форм обучения.

Одна из инновационных технологий, которая была использована при реализации программы «Туризм для всех» — это интенсивная целенаправленная деятельность субъектов. Интенсивную целенаправленную деятельность мы рассматриваем как направленную на инициацию потенциалов личности и приводящую к наращиванию этого ресурса, который, в свою очередь, приводит к «наращиванию силы» образовательного процесса, и является его продуктом — показателем эффективности.

Важнейшие организационные условия реализации программы состоят в том, что интенсивная нагрузка как образовательное действие кратковременна, (реально — от четырёх дней до трёх недель) и требует изоляции от внешнего мира. Это позволяет достичь внутри программы единство времени, места и действия, когда всё подчинено единому содержательному замыслу.

Иначе говоря, не сокращение времени и увеличение информационных нагрузок — главные параметры интенсивного образования, а качественное изменение образовательного процесса, позволяющее в тот же промежуток времени достигать значительно больших и важных образовательных результатов.

Интенсивное образование понимается нами как ориентированное на хорошо осознаваемые субъектом цели, имеющие для него личностный смысл, как технологию, позволяющую эффективно реализовывать намерения обучающихся посредством особым образом организованной учебно-профессиональной деятельности [6].

Данная интенсивная модульная образовательная программа позволяет участнику не просто вообразить своё будущее, в том числе профессиональное, но и «проиграть» его, исследовать собственные возможности в реальной, «взрослой» деятельности, проверить себя в совместной продуктивной деятельности, где мерой успеха является не школьная оценка, а объективный результат.

Содержание и объем модулей дополнительной общеобразовательной программы «Туризм для всех» варьируются в зависимости от профильной и возрастной дифференциации. Такой подход позволяет создать условия для выбора индивидуальной траектории обучения по программе.

Структура дополнительной общеобразовательной программы «Туризм для всех» включает в себя 4 подпрограммы: пешеходный туризм, водный туризм, краеведение в туризме и юные экологи. Каждая подпрограмма разбита на уровни освоения по количественно-часовому показателю. На каждом уровне подпрограммы могут быть реализованы блоки по выбору, исходя из поставленных целей, возраста и подготовки детей (таблица 1).

Целью разработки модулей программы «Туризм для всех» является расчленение содержания каждой темы подпрограммы на компоненты соответственно целям и задачам, установление для всех компонентов целесообразных видов и форм обучения, согласование их во времени и интеграция в едином комплексе.

Таблица 1

Структура дополнительной общеобразовательной программы «Туризм для всех»

Уровень освоения

Подпрограммы

Модули

Уровень 1

16–48 ч

Азбука пешеходного туризма

Азбука водного туризма

Азбука краеведения

Юный натуралист

Уровень 2

56–112 ч

Пешеходный туризм

Водный туризм

Юный краевед

Юный эколог

 

Модульное построение содержания дополнительной общеобразовательной программы «Туризм для всех» базируется на следующих принципах:

-          целенаправленный подбор учебного материала и складывание его в целевые блоки, его всесторонность, интегративность;

-          обеспечение самостоятельности модуля, его логической завершенности;

-          методического обеспечения усвоения материала обучающимися и обратной связи с педагогом, инструктором;

-          принцип циклического построения туристско-краеведческой деятельности.

Таким образом, проектируя дополнительную общеобразовательную программу, отмечаем, что вариативность является одним из основных путей гуманизации не только содержания, но и самого процесса обучения. Вариативность проявляется в способах получения образования, разновидностях учебных курсов (обязательных, элективных и факультативных), в применяемых педагогом методах и организационных формах обучения. Вариативность, как одна из граней механизмов индивидуализации — основная тенденция проводимых в современной системе образования инновационных изменений.

В заключении отметим, что, проектируя и реализуя дополнительную общеобразовательную программу — большая и ответственная задача. Её можно успешно выполнить, лишь опираясь на собственную творческую мысль и обеспечивая при этом каждому ученику не только право, но и реальную возможность выбора.

 

Литература:

 

1.                  Березина В. А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1998. — с.12

2.                  Концепция развития дополнительного образования: [утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сент. 2014 г. № 1726-р]

3.                  «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

4.                  Ковалева, Т. М. Современная педагогическая наука: проблема субъективности/ Т. М. Ковалева: сб. Научных трудов международной научно-практической конференции 22 октября 2012 года: в 2-х т. Ч.I. — М.: ФГНУ Институт теории и истории педагогики РАО «Образование и педагогическая наука в модернизации российского общества», 2012. — С. 71–76.

5.                  Шелехова И. Н. К вопросу о проектировании образовательных программ дополнительного образования детей [Текст] / И. Н. Шелехова // Молодой ученый. — 2013. — № 11. — С. 695–697.)

6.                  Чепель Т. Л. Методика преподавания психологии: технология интенсивного образования: Учебное пособие / Т. Л. Чепель. — Новосибирск: Изд. НГПУ, 2006. — 425 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle